An esker, eskar, eschar или os, иногда называемый asar, осар, или змеиный камэ, представляет собой длинный извилистый гребень из слоистого песка и гравия, примеры которых встречаются в покрытые льдом и ранее покрытые оледенением регионы Европы и Северной Америки. Эскеры часто имеют длину несколько километров и из-за своей однородной формы выглядят как железная дорога набережная.
Термин эскер образован от ирландского слова eiscir (древнеирландское : escir), что означает «гребень или возвышение, особенно одно, разделяющее две равнины или углубленные поверхности ». Ирландское слово использовалось и используется, в частности, для описания длинных извилистых хребтов, которые, как теперь известно, являются отложениями флювио-ледникового материала. Самым известным примером такого айсцира является Eiscir Riada, который проходит почти по всей ширине Ирландии от Дублина до Голуэя., на расстоянии 200 км, и до сих пор недалеко от него проходит главная дорога Дублин-Голуэй
Синоним os происходит от шведского слова esker, ås.
Утверждается, что большинство эскеров образовалось в туннелях с ледяными стенами потоками, которые текли внутри и под ледниками. Они, как правило, образовывались во время ледникового максимума, когда ледник был медленным и вялым. После того, как подпорные ледяные стенки растаяли, отложения ручьев остались длинными извилистыми гребнями. Вода может течь в гору, если она находится под давлением в закрытой трубе, например, в естественном туннеле во льду.
Эскерс может также образовываться над ледниками за счет накопления наносов в надледниковых каналах, в трещинах, в линейных зонах между застойными блоками или в узких бухтах по краям ледников. Эскерс формируется около конечной зоны ледников, где лед движется не так быстро и относительно тонкий.
Эскер в Sims Corner Eskers and Kames National Natural Landmark, Вашингтон, США. (Деревья на краю эскера и однополосная дорога, пересекающая эскер справа от фотографии, дают масштаб.)Пластический поток и таяние базального льда определяют размер и форму подледникового туннеля. Это, в свою очередь, определяет форму, состав и структуру эскера. Eskers могут существовать как один канал или могут быть частью разветвленной системы с трибутарными eskers. Они не часто встречаются в виде сплошных гребней, но имеют промежутки, разделяющие сегменты намотки. Гребни хребтов эскеров обычно не очень длинные и обычно неровные. Эскеры могут быть с широким или острым гребнем и крутыми боками. Они могут достигать сотен километров в длину и обычно достигают 20–30 метров в высоту.
Путь эскера определяется давлением воды по отношению к покрывающему льду. Как правило, давление льда было таким, что оно позволяло эскерам двигаться в направлении ледникового потока, но заставляло их попадать в самые низкие возможные точки, такие как долины или русла рек, которые могут отклоняться от прямого пути движения. ледник. Этот процесс - то, что дает широкие эскеры, на которых можно строить дороги и шоссе. Меньшее давление, возникающее в областях, близких к ледниковому максимуму, может привести к таянию льда над потоком ручья и образованию туннелей с крутыми стенами и острыми арками.
Концентрация обломков горных пород в лед и скорость, с которой отложения доставляются в туннель за счет таяния и восходящего транспорта, определяют количество осадка в эскере. Осадки обычно состоят из крупнозернистого, уложенного водой песка и гравия, хотя гравийные суглинки могут встречаться там, где обломки горных пород богаты глиной. Этот осадок стратифицирован и отсортирован и обычно состоит из материала размером с гальку / булыжник с редкими валунами. Наслоение может быть неравномерным, но присутствует почти всегда, и перекрестное слоистость является обычным явлением.
Существуют различные случаи, когда внутренние дюны образовались рядом с эскерами после дегляциации. Эти дюны часто встречаются с подветренной стороны эскеров, если эскер не ориентирован параллельно преобладающим ветрам. Примеры дюн, заросших на эскерах, можно найти как в шведском, так и в финском Лапландии.
Эскеры имеют решающее значение для экологии северных территорий. Канада. Некоторые растения, которые растут на эскерах, в том числе медвежий корень и клюква, являются важной пищей для медведей и перелетных водоплавающих птиц; животные, от медведей гризли до тундровых волков и сусликов, могут зарываться в эскеры, чтобы пережить долгие зимы.
В Швеции Уппсалаосен простирается на 250 км (160 миль) и проходит через город Упсала. Эскер Badelundaåsen проходит более 300 км (190 миль) от Nyköping до озера Siljan. Писпала в Тампере, Финляндия находится на эскере между двумя озерами, вырезанными ледниками. Аналогичное место находится Пункахарью в Финском озере.
В деревне Кемнай в Абердиншире, Шотландия, есть 5-километровая эстакада, которую местные жители называют холмами Кемб. В Берикшире на юго-востоке Шотландии находится Бедшил Каймс, образец длиной 3 км, который достигает 15 м в высоту и является наследием ледяного потока в Твид-Вэлли.
Великий Эскер Парк проходит вдоль реки Бэк-Ривер в Уэймуте, Массачусетс и является домом для самого высокого эскера в Северной Америке (90 футов).
В штат из Мичиган, в основном в юго-центральной части Нижнего полуострова. Самый длинный эскер в Мичигане - это 22-мильный берег Мейсон Эскер, который тянется на юго-юго-восток от ДеВитта через Лансинг и Холт, прежде чем заканчивается около Мэйсона..
Системы Esker в американском штате Мэн можно проследить на расстояние до 100 миль. [1]
Thelon Esker проходит 800 километров (497 миль) и пересекает границу между Северо-Западными территориями и Нунавутом в Канаде.
Уваюк. или гора Пелли, в территориальном парке Овайок, регион Китикмеот, Нунавут - эскер.
Иногда вдоль эскеров строят дороги для экономии средств. Примеры включают шоссе Денали на Аляске, Транс-Тайга-роуд в Квебеке и сегмент «Авиакомпания» на Маршрут штата Мэн 9 между Бангором и Кале. В Государственном парке Адирондак в северной части штата Нью-Йорк.
На Викискладе есть материалы, связанные с Esker. |