Образование в Сьерра-Леоне по закону требуется для всех детей в течение шести лет начального уровня и трех лет младшего среднего образования, но нехватка школ и учителей сделала его реализацию невозможной. Гражданская война в Сьерра-Леоне привела к разрушению 1270 начальных школ, а в 2001 году 67 процентов всех детей школьного возраста не посещали школу. С тех пор ситуация значительно улучшилась: в период с 2001 по 2005 год число учащихся начальных школ увеличилось вдвое, а после окончания войны было проведено восстановление многих школ. Однако впереди еще долгий путь. В 2004 году посещаемость младших классов средней школы составляла лишь 17% от общего числа учащихся начальной школы, а количество учащихся старших классов средней школы составляло лишь 8% от общего объема начального образования.
В девятнадцатом веке Сьерра-Леоне была пионером западного образования в Африке к югу от Сахары. Колледж Фура Бэй, связанный с Даремским университетом в Соединенном Королевстве, был основан в 1827 году как первый институт высшего образования в регионе. Первая школа для мальчиков, Средняя школа Сьерра-Леоне, и первая школа для девочек, Мемориальная школа Энни Уолш, были основаны в 1845 и 1849 годах соответственно. Страна была важным центром подготовки учителей, врачей и администраторов для всей Западной Африки в первой половине девятнадцатого века.
Система образования, сложившаяся в Сьерра-Леоне в девятнадцатом веке. и двадцатый век был стилизован под британской образовательной системой. Он был по своей природе элитарным, нацеленным на городской средний класс и ориентирован на академически одаренных, которые продолжили бы высшее образование, прежде чем занять должности государственных служащих в правительство. В этот период большая часть населения не имела формального образования или имела только пару лет начального образования. Когда Сьерра-Леоне провозгласила независимость в 1961 году, школу посещали менее 15% детей в возрасте от пяти до одиннадцати лет и только пять процентов детей в возрасте от 12 до 16 лет.
После обретения независимости возникла необходимость изменить систему образования, но только в 1990-х годах это выросло до уровня, который привел к изменениям в системе. Были предложены реформы, с тем чтобы система образования более точно удовлетворяла социально-экономическим потребностям страны, с упором на расширение доступа к образованию, особенно начальному образованию, и с уделением большего внимания техническому и профессиональному образованию. В 1993 году правительство приняло четырехступенчатый подход к образованию и создало Национальную комиссию по базовому образованию.
В 1990-е годы Гражданская война в Сьерра-Леоне снова поставила эти цели, уничтожив большую часть страны. инфраструктура, включая школы; например, было разрушено 1270 начальных школ. Это привело к нехватке школ, которая усугублялась нехваткой учителей, что затрудняло выполнение требования закона о всеобщем базовом образовании для всех детей. В конце войны в 2001 году 67 процентов детей школьного возраста не посещали школу.
Поколение детей-солдат, появившихся в результате гражданской войны в Сьерра-Леоне также поставили эти цели обратно, поскольку они должны были быть реинтегрированы в свое сообщество. В Сьерра-Леоне тысячи бывших солдат, которым трудно реинтегрироваться в свои общины после пережитых войн. Почти 7000 детей-солдат были демобилизованы во время Миссии ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ). В конце войны в стране были введены программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР). Эти программы нацелены на то, чтобы социализировать детей таким образом, чтобы они были подготовлены к возвращению в свои сообщества. Программа дополнительного ускоренного образования для начальных школ (CREPS) обслуживает детей в возрасте от 16 лет и старше, а в период с 2002 по 2003 год она обслуживала 11 663 ребенка. Другая программа РДР, Образовательная программа быстрого реагирования (RREP), завершилась в 2002 году после того, как охватила 7 115 детей на пике своей активности в 2001–2002 годах. Хотя программы РДР в Сьерра-Леоне направлены на реинтеграцию поколения детей-солдат, на сегодняшний день мало свидетельств того, что долгосрочная реинтеграция произошла как прямой их результат.
Система образования Сьерра-Леоне разделена на четыре этапа; начальное образование продолжительностью шесть лет, младшее среднее образование из трех лет, три года либо старшее среднее образование, либо профессионально-техническое образование и четыре года университет или другое высшее образование.
Закон об образовании от 2004 г. отменил плату за обучение для всех детей в начальной школе и в неполной средней школе для девочек в северных и восточных районах. Также были отменены сборы за Национальный экзамен в начальной школе (NPSE), который сдается по окончании начальной школы, что, наряду с увеличением охвата школьным образованием, привело к тому, что в 2005 году экзамен сдали 78 000 учащихся по сравнению с 26 000 в 2001 году. разработан Западноафриканским экзаменационным советом и должен быть сдан для перехода к среднему образованию.
Структура образования в Сьерра-ЛеонеКоличество число детей, получающих начальное образование, значительно увеличилось после окончания гражданской войны. Однако в 2007 году более 240 000 детей, около 25-30% населения этой возрастной группы, не получали образования. Показатель завершения начального образования также низок: только 64% детей завершили начальное образование в 2004/05 году. Образовательный уровень девочек ниже этого уровня отчасти из-за культурных убеждений в некоторых районах Сьерра-Леоне, которые не поддерживают образование девочек.
Мера | Bo | Бомбали | Бонте | Кайлахун | Камбия | Кенема | Коинадугу | Коно | Моямба | Порт-Локо | Пуджехун | Тонколили |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество начальных школ | 462 | 437 | 141 | 310 | 294 | 559 | 278 | 236 | 438 | 463 | 291 | 489 |
Школы в хорошем состоянии | 302 | 274 | 100 | 119 | неизвестно | 302 | 57 | 195 | неизвестно | неизвестно | 95 | 144 |
Начальная школа | 148,538 | 121,731 | 40,728 | 87,124 | 45,653 | 171,885 | 69,424 | 67,907 | 93,497 | 144,858 | 71,120 | 113,926 |
Набор мужчин | 77 473 | 66,237 | 21,238 | 45,992 | неизвестно | 89,948 | 38,152 | 35,240 | 49,031 | 73,639 | 38,328 | 59,410 |
Набор женщин | 71,065 | 57,232 | 19,490 | 41,132 | неизвестно | 81,937 | 31,272 | 32,667 | 44,466 | 71219 | 32,792 | 54,516 |
Количество учителей начальных классов | 1,597 | 2,212 | 632 | 1,624 | неизвестно | 3,135 | 907 | 710 | 1,918 | 1,595 | 1,001 | 2379 |
Квалифицированные учителя начальных классов | 1293 | 898 | 213 | 698 | неизвестно | 1,589 | 163 | 255 | 582 | 838 | 300 | 683 |
Средняя школа Экзамены в государственных школах (и во многих частных школах) координируются Западноафриканским экзаменационным советом. Этот совет проводит экзамен на получение аттестата базового образования и экзамен на аттестат зрелости в Западной Африке.
В Сьерра-Леоне есть два университета : университет Сьерра-Леоне, основанная как Колледж Фура-Бэй в 1827 году; и Университет Ньяла, который был основан как Сельскохозяйственная экспериментальная станция Ньяла в 1910 году и стал университетом в 2005 году.
Кроме того, Евангелический Теологический Колледж, основанный в 1964 г., аккредитован Университетом Сьерра-Леоне и Комитетом по высшему образованию как для получения диплома, так и для уровня бакалавра.
Сьерра-Леоне имеет низкий уровень грамотности среди взрослого населения: в 2006 г. было грамотно всего 37,1% взрослого населения, уровень грамотности выше среди 15–24-летних, которые имеют уровень грамотности 52,2%. В обеих группах грамотность среди женщин намного ниже, чем среди мужчин. Посещаемость образовательной системы также низка среди взрослых: мужчины в среднем получают 4 года формального образования, а женщины - 2 года.