Эдгар Литег

редактировать
Американский художник

Эдгар Уильям Литег (13 апреля 1904 г. Ист-Сент-Луис, Иллинойс - 7 февраля 1953 г. Папеэте, Таити ) был американским художником, которого часто считали отцом американской живописи на бархате. Он стал гражданином Франции после иммиграции во Французскую Полинезию в 1933 году, где провел остаток своей жизни, изображая местную жизнь на черном бархате.

Содержание
  • 1 Начало карьеры
  • 2 Подъем к популярности
  • 3 В массовой культуре
  • 4 Ссылки
Ранняя карьера

Иетег был сыном мясника и внуком немецкого скульптора. Его прадед был архитектором; изначально имя было Лютиг. Когда ему было шестнадцать, он пошел работать к своему дяде в Литл-Рок, Арканзас, а позже работал сборщиком хлопка в Луизиане, литейщиком в Иллинойсе, ковбоем в Техасе и случайными заработками на Аляске. В возрасте 22 лет Иетег работал рисовальщиком рекламных щитов и автором вывесок в большой компании по наружной рекламе, Foster Kleiser, в Сакраменто, Калифорния, прежде депрессия усложнила условия. Он был бригадиром в компании, и другие рабочие были недовольны им, поскольку работа была ограничена. Они чувствовали, что, поскольку он был холостяком (он был дважды женат), их экономические потребности превышали его. Он был на Таити в отпуске в 1930 году, и когда знакомый пригласил его вернуться с предложением о работе, он принял его после обсуждения экономических проблем в США со своей матерью Бертой (которая согласилась, что перспективы были мрачными). Получив небольшое наследство от своего деда в Германии, Иетег и его мать переехали на Таити в 1933 году с несколькими кистями и краской, украденными у рекламной компании. Сначала он работал художником по вывескам в театрах и кинотеатрах, но почти не зарабатывал себе на жизнь. Его мать владела рестораном, но разорилась и вернулась в США. Эдгар остался и взял любую работу, которую смог найти. Используя островных женщин в качестве моделей, он продавал картины барам и приезжающим туристам. Он пробовал различные материалы, включая дерево и ткань, но в конце концов остановился на черном бархате с поразительным успехом.

Когда у него было достаточно средств, он вернулся в США, чтобы забрать свою мать, которая жила с ним во Французской Полинезии. на всю оставшуюся жизнь. Вернувшись с Таити, он работал художником по вывескам в Гонолулу, где получил первый приз на Гавайском шоу любителей орхидей за картину маслом с орхидеями. У Иетега почти случайно появился покровитель, Уэйн Деккер. Декер увидел картину Хило Хэтти на черном бархате в магазине в Royal Hawaiian Hotel, но когда он вернулся несколько месяцев спустя, картины уже не было. Владелец магазина не мог вспомнить имя художника. Почти год спустя он и его семья были на Таити и увидели в туристическом магазине несколько картин Иетега, в том числе его теперь уже знаменитую Хина Рапа. Декеры договорились о встрече с Литегом и заплатили ему, чтобы он написал для них шесть картин. После того, как заказанные картины прибыли в их дом в Солт-Лейк-Сити, они заключили сделку с Иетегом, чтобы писать для них не менее десяти картин в год. Сделка длилась до смерти Иетега, и Декеры накопили более двухсот бархатных картин Иетега. Финансовая поддержка Деккеров обеспечила Иетегу экономическое выживание, но именно арт-дилер из Гонолулу Бернард («Барни») Дэвис сделал его знаменитым.

Повышение популярности

Лучшая работа Литега была сделана между 1933 и 1953 годами. Он жил в заливе Кука, Таити, используя темнокожих женщин острова в качестве моделей. Его главным предметом были красивые полинезийские женщины, и он рисовал их на фоне их прошлого, их культуры и их истории. Эротичность, цвет и детализация этих картин сделали его известным.

Популярность Иетега резко возросла после удачной встречи с Гонолулу владельцем художественной галереи Барни Дэвисом, который стал его покровителем. Именно с помощью Дэвиса Иетег построил свое великолепное поместье Вилла Велюр на Муреа. Дэвис работал агентом Литега, и у них сложились плодотворные и прибыльные отношения. Его картины пользовались популярностью в барах Америки и Полинезии.

Бухта Кука (Паопао) на острове Муреа, место экстравагантного поместья Итека, Вилла Велюр.

Дэвис заклеймил Иетега «американским Гогеном », и вскоре картины Иетега продавались за тысячи долларов. Слава как художник - это то, чего он никак не ожидал, говоря: «Мои картины принадлежат джиновому заводу, а не музею. Если это современное дерьмо - искусство, тогда просто называйте мои картины красивыми. Не называйте их искусством». Джеймс Миченер назвал его «... по крайней мере Ремингтон Южных морей».

Фотографий Иетега мало, но Миченер описал его как «невысокого роста, не более пяти футов трех дюймов., с круглым лицом и редкими черными волосами. Рот широк, нижняя челюсть немного выдвинута вперед, нос большой. Глаза стального голубого цвета ». Он пишет, что страдал слоновой болезнью, но лечился с помощью препарата Хетразан. У него были внебрачные дети, он тусовался в знаменитом баре Quinn's Tahitian Hut на Таити и был другом Джеймса Нормана Холла, который жил в Папеэте.

Эдгар Литег погиб в 1953 году в аварии на мотоцикле в Папеэте в возраст 49. Он страдал от штамма венерического заболевания, устойчивого ко всем антибиотикам, обнаруженным к тому времени. Как сообщила его близкая подруга, француженка, живущая в Пунаауйя, сообщила эту информацию жителям островов, посоветовав своим женщинам держаться от него подальше. Он был похоронен в Папеэте в семейном склепе американского друга Лью Хиршона. Его мать Берта была слишком больна, чтобы ехать с Муреа на Таити на похороны.

Как и в случае с другими популярными артистами, такими как Tretchikoff и Margaret Keane, Leeteg никогда не был принят художественным истеблишментом. Ему пришлось бороться за то, чтобы его картины были допущены к ввозу в США как «изобразительное искусство», а не как «ремесло», для которого взималась гораздо более высокая ставка импортной пошлины. Из восьми его самых популярных предметов семь были скопированы с фотографий других мужчин. Это вызвало много споров о плагиате, но в то время для защиты авторских прав приходилось регистрировать, и лишь немногие фотографы тратили свои усилия на отправку своих работ в бюро авторских прав. Одним из таких сюжетов была известная картина Голова Христа художника Уорнера Саллмана. Эта работа была защищена, и он был вынужден прекратить публично рисовать свои копии, но продолжал делать это тайно по запросу. После его смерти в начале 1960-х стоимость картин Иетега выросла до 20 000 долларов, но впоследствии они значительно снизились. Тем не менее, у него по-прежнему есть свои горячие поклонники.

В популярной культуре

В видеоигре Психонавты есть персонаж по имени Эдгар Тегли, художник по черному бархату.

Ссылки

10. Хастас, Джеймс Дж. Художники и граверы Гавайев - Биографическая коллекция - 1780-2018, Библиотека Конгресса (C)

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:52:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте