Дизельпанк - жанр, похожий на стимпанк, который сочетает в себе эстетику дизельной технологии межвоенного периода до 1950-е годы с ретрофутуристической технологией и постмодернистской чувствительностью. Этот термин был придуман в 2001 году игровым дизайнером Льюисом Поллаком для описания своей ролевой игры Children of the Sun. С тех пор этот термин применяется к разнообразным визуальным искусствам, музыке, кино, художественной литературе и технике.
Название «дизельпанк» является производным от 1980-х годов научной фантастики жанра киберпанк, и представляет собой период времени от Первой мировой войны до 1950-х годов, когда дизельное движение было основным технологическим центром западной культуры. Суффикс «-punk», прикрепленный к названию, представляет контркультуру природу жанра в том, что касается его оппозиции современной эстетике. Этот термин также относится к насмешливому названию, данному аналогичному производному киберпанка, «стимпанк », который фокусируется на научной фантастике, основанной на промышленной паровой энергии и часто устанавливаемой в рамках викторианской эпохи. эпоха.
Автор Скотт Вестерфельд обращается к вопросу о том, где провести грань между стимпанком и дизельпанком, утверждая, что его роман Левиафан (2009) квалифицируется как стимпанк, несмотря на то, что технология, которую он изображает, включает дизельные двигатели.
Мне нравится слово «дизельпанк», если вы делаете что-то вроде «Странные Вторая мировая война ». Я думаю, это имеет смысл. Но для меня Первая мировая война является точкой разделения, где современность переходит от оптимизма к пессимистическому. Потому что, когда вы соединяете слова «автомат» и «пистолет», они оба меняются. На этом этапе война больше не связана с чувством приключений и рыцарством и способом проверки уровня мужественности вашей нации; это стало индустриальным и ужасным. Так что поиграть с границей между оптимистичным стимпанком и гораздо более пессимистичным дизель-панком, который больше касается нацистов, было для меня отчасти интересно, потому что в начале войны мы определенно были на стороне стимпанка.
Другой автор Дженнифер Макстоттс считает эти два жанра близкими родственниками. Она определяет стимпанк как связанный с викторианской эпохой и сдвигом в технологиях и производстве энергии, который произошел с индустриализацией. Жанр в первую очередь связан с паровой силой, Tesla и устойчивой энергией, в то время как она определяет дизельпанк как жанр, сочетающий в себе эстетические и жанровые влияния периода обе мировые войны.
Академический Гэри К. Вулф определяет жанры по эпохе их установления. Он определяет стимпанк как жанр, происходящий преимущественно в викторианскую эпоху, а дизельпанк - как жанр, в первую очередь установленный в межвоенный период.
Дизельпанк черпает вдохновение из дизельного топлива. эпоху и характеристику, которую дизельпанки называют «декодированием». Согласно интернет-журналу Never Was, декорирование (портмоне из «[Art] Deco » и «декаданс») «охватывает стили и технологии той эпохи; он радуется длительная атмосфера эпохи джаза, характеризующаяся большим энтузиазмом и надеждами на будущее ».
Термин« дизельная эра »- это период времени, который начинается с началом межвоенного периода эра, которая охватывает время между окончанием Первой мировой войны и началом Второй мировой войны. Межвоенная эпоха занимает центральное место в одной школе дизельпанка, которую часто называют «оттенсианской». В дополнение к межвоенному периоду, Вторая мировая война также играет важную роль в дизельпанке, особенно в школе жанра, называемого «Пикрафтиан». (См. § Общие темы ниже.) Точное окончание дизельной эры является предметом споров в сообществе дизельпанка. В зависимости от источника он заканчивается либо по окончании Второй мировой войны, либо продолжается до начала 1950-х годов с появлением таких культурных икон, как Золотой век телевидения и заменой Большого Группа и Свинг-музыка с популярностью рок-н-ролл.
Хотя термин «дизельпанк» не использовался Созданные до 2001 года, большая часть искусства, значимых для развития жанра, была создана до этого. Произведения искусства (включая изобразительное искусство, музыку, литературу и архитектуру ), созданные в стиле дизельпанк, в значительной степени подвержены влиянию элементов искусства. движения, наиболее распространенные в западной культуре во время дизельной эры, такие как:
По словам Тома Уилсона, создателя Dieselpunks, этот термин был задним числом применен к уже существующей тенденции в литература. Альтернативный термин - «скромный поп-сюрреализм». Авторы этого направления смешали традиционные образы и жанры, такие как Pulp Adventure, Film noir и Weird Horror, с современной эстетикой. По его словам: «Они создавали будущее, подпитываемое духом эпохи джаза ». В их произведениях читатель мог видеть Сэма Спейда в эпоху смартфонов и Джона Диллинджера, использующего ховеркар в качестве своего автомобиль для бегства. Они писали киберпанк рассказы об эпохе Великого Гэтсби (1925).
Обсуждая панк-жанры, Тед Штольц определяет дизельпанк как квази-будущее из Ар-деко эпохи. Он утверждает, что киберпанк, стимпанк, часовой панк, атомпанк и рибопанк - все они определяются их связью с соответствующими технологическими элементами. Он обнаружил, что это не относится к другим родственным жанрам, таким как эльфпанк, мифпанк и сплаттерпанк, где технологии играют второстепенную роль.
Альтернатива история и Вторая мировая война занимают видное место в литературе дизельпанка. Лен Дейтон SS-GB, Филип К. Дик Человек в Высоком Замке, Алан Гленн Amerikan Eagle, Роберт Харрис 'Отечество, Филип Рот Заговор против Америки, Гай Сэвилла Африка Райх, Гарри Тертледоу Ранняя война и Человек с железным сердцем и Фартинг Джо Уолтона, которые некоторые считают дизельпанком.
Другими примерами романов дизельпанка являются Red Wheels Turning Хью Эштона, Дэвид Бишоп «Изверги Восточного фронта», «Ледяная война» Андерса Бликста, «Рассказы Кевина Куни о Первой оккультной войне», Ларри Коррейя. Магия: Книга 1 Хроник Гримнуара, The Grand Dark и JW Ричарда Кадри «За пределами Аукфонтейна» Щепаниака.
Особенность, которая была впервые определена онлайн-журналом «Летающая крепость», заключается в том, что дизельпанк можно разделить на две основные темы или стили: оттенсианскую и пикрафтовскую. Разделительная линия между двумя темами обычно считается началом Второй мировой войны.
Одна тема, названная «Пикрафтиан» в честь ее автора, автора «Пикрафта», фокусируется на эстетике мировых войн и размышляет о ней. как человеческая культура теоретически могла перестать развиваться из-за постоянных широко распространенных войн. По словам Оттенса и Пикрафта, эта тема продолжает эстетику дизельной эры в более поздние периоды истории, описывая мир, в котором выживание (в значительной степени основанное на использовании дизельной энергии) ставится выше эстетической эволюции (как видно из таких антиутопических фильмов, как Безумный Макс ).
Вторая тема, названная «Оттенсианской» в честь ее сторонника автора Ника Оттенса, фокусируется на обстановке, в которой декадентская эстетика и утопическая философия американской Ревущие двадцатые продолжали развиваться, не сдерживаясь войной или экономическим коллапсом. Художественная литература «Оттенсианский дизельпанк» в первую очередь связана с позитивным взглядом на технологии, в котором проявились утопические идеалы, предсказанные Всемирными выставками того времени. В результате оттенсийский дизельпанк включает в себя «энтузиазм по поводу предсказаний будущего» и часто разделяет элементы с ретро-футуризмом.
Дизельпанк занимает видное место в игровой индустрии, как в настольных играх ролевые игры и компьютерные и консольные видеоигры. Видеоигры Dieselpunk стали заметными в последние годы, благодаря успеху таких популярных игр, как Final Fantasy VII (1997) и Fallout (1997) и BioShock <316.>(2007) серия игр. Свен Шмальфус считает, что BioShock можно определить как ретро-футуристический биопанк и дизельпанк.
Вторая мировая война также является популярной темой в играх с дизельпанком. Одной из наиболее ярких из них стала игра Activision Return to Castle Wolfenstein, а также продолжение игры 2009 года Wolfenstein, Wolfenstein: The New Order, действие которого происходит в альтернативной Европе 1960-х годов, где нацисты выиграли Вторую мировую войну. Другие игры в стиле дизельпанк: Command Conquer: Red Alert (1996), Crimson Skies (настольная игра 1998 года, видеоигра 2000 года), серия Killzone, Iron Storm (2002), You Are Empty (2006), Scythe (2016), Поворотный момент: Падение свободы (2008), Синус Мора (2012), Iron Harvest (2020).
Что касается движущихся картинок, то дизельпанк сочетает в себе образы, архетипы персонажей и сеттинг жанров фантастики дизельной эры, таких как «Серийные приключения», «Нуар», «Криминал» и «Война», с постмодерном. техники повествования и кинематография. Вдохновением для кинематографа дизельпанк стали Метрополис (1927) и Грядущие события (1936), благодаря их временным представлениям об утопической культуре и технологиях. Даже популярный фильм Звездные войны (1977) был отмечен как имеющий сильное влияние дизельпанка, поскольку он в значительной степени опирался на целлюлозу и иконографию Второй мировой войны, но смешивал их с футуристической обстановкой.
Некоторые часто упоминаемые примеры дизельпанк-кино и телевидения включают:
Согласно статье под названием «Дизельпанк: Любовь. Воздух с Машиной », опубликованной в онлайн-журнале Dark Roasted Blend, dieselpunk art « интересуется различными причудливыми машинами, полными эзотерических рычагов, счетчиками с треснутым стеклом - все визуально интенсивно и довольно зловеще., когда сфотографировали ". В статье упоминается, что японский художник создал один из ярких примеров искусства дизельпанк своей работой «Я не могу объяснить». В статье также упоминается Коу Йокояма как художник дизельпанк с его серией фигурок под названием Maschinen Krieger.
Среди других выдающихся художников движения дизельпанк: Алексей Липатов, Стефан Прохачка, ixlrlxi, Кит Томпсон, Роб Швагер и Сэм Ван. Ольффен.
Человек, которого называют дизельпанком, черпает вдохновение и развлечения в эстетике дизельной эры, чтобы достичь независимости от современной эстетики, смешивая литературу и произведения искусства, мода, стили ухода, виды личного транспорта, музыка и технологии дизельной эры с современной чувствительностью. «Панк» в «дизельпанке» можно интерпретировать как отказ от современного общества и современных стилей.
Часть постмодернистской природы дизельпанка можно увидеть в той важной роли, которую интернет как инструмент международного общения играет в его развитии. Помимо двух известных дизельпанк онлайн-сообществ, Dieselpunks и Never Was Lounge, существует ряд онлайн-журналов, посвященных этому жанру, в том числе Dieselpunk. Энциклопедия, Дизельпанки, The Flying Fortress, Never Was и Vintage Future, а также несколько блогов, которые просто озаглавлены «Dieselpunk ".
Хотя существует множество веб-сайтов, посвященных истории дизельной эры, все большее число сайтов посвящено темам, которые напрямую связаны с дизельпанком. Одним из таких примечательных веб-сайтов является RetroTimes Production, независимая кинокомпания, занимающаяся созданием документальных фильмов о «ретро-жизни, ретро-дизайне и ретро-стиле». Появляется несколько сайтов, которые также имеют ощущение ретро-мякоти, в том числе Captain Spectre и The Lightning Legion, онлайн-комикс, написанный и нарисованный в стиле классических сериалов криминального чтива дизельной эры, и Захватывающие рассказы о совершенно необычном, интерактивный сериал в стиле целлюлозы в стиле Выбери свое приключение.
В 2012 году World Brews, производитель крафтового пива в Новато, Калифорния, начал производство «Dieselpunk Brew», линии пива (IPA, Porter and Stout), вдохновленной и находящейся под влиянием субкультуры. дизельпанка и демонстрации на этикетках дизайнов дизельпанка в стиле ар-деко.
В моде дизельпанк смешиваются стили, обычно встречающиеся в эпоху дизельного топлива, с современными стилями, создавая сплав обоих. «панк » природа субкультуры проистекает из выражения более полного присутствия на публике, сродни стилям моды, популярным в эпоху дизельного топлива, таким как жилетки, закрытые руки, чулочно-носочные изделия, стили обуви и головные уборы. Dieselpunk подчеркивает наличие таких аксессуаров, чтобы сделать образ «завершенным» вопреки современным обычаям.
Музыка дизельпанка, уходящая корнями в возрождение нео-свинга, сочетает в себе элементы блюза, джаза, рэгтайма, кабаре, свинга и мятлика, которые обычно встречаются во время дизельная эра с современными инструментами, производством и составом. Некоторые часто упоминаемые примеры дизельпанк-групп: Big Bad Voodoo Daddy, Cherry Poppin 'Daddies (кто выпустил песню и музыкальное видео под названием «Diesel PunX » в 2019), Royal Crown Revue, Squirrel Nut Zippers, The Brian Setzer Orchestra, Indigo Swing, Вольфганг Паркер, The End Times Spasm Band, RPM Orchestra, Big Rude Jake и Lee Press-on and the Nails.
Набирает популярность музыка Dieselpunk, известная как electro swing, сочетает в себе стили музыки свинг с электроникой. Известные группы в Electro-Swing включают Caravan Palace, Good Co и Tape Five.
Decopunk - недавнее подмножество Dieselpunk., вдохновленный стилями Art Deco и Streamline Moderne периода 1920-1950-х годов. В интервью на CoyoteCon автор стимпанка Сара М. Харви отметила, что «... ярче, чем DieselPunk, больше похоже на DecoPunk», и «DieselPunk - это грубая версия стимпанка, действие которой происходит в 1920-1950-х годах. В частности, эпохи больших войн. DecoPunk - это гладкая, блестящая версия в стиле ар-деко; тот же период, но все хром! "
Схожее, родственное направление поп-сюрреалистического искусства, которое частично перекликается с дизельпанком, - это атомпанк (иногда называемый атомикпанком). Искусство атомпанка относится к доцифровому периоду 1945–1965 годов, включая середину века модернизм, атомный век, реактивный век и космический век., коммунизм и паранойя в США, наряду с советским стилем, андеграундным кинотеатром, Googie архитектура, Спутник, Меркурий и другие ранние космические программы, начало холодной войны шпионаж, фантастика о супергероях и рост военных / промышленных держав США.