. Картина DER BEVÖLKERUNG работы Ханса Хааке была заказана и установлена в 2000 году. Она была установлена в северном дворе немецкого здания Здание Рейхстага в 2000 году постановлением Немецкого Бундестага. Произведение представляет собой желоб размером 21 х 7 метров, ограниченный деревянными балками, из центра которого белые неоновые буквы излучают в небо слова «DER BEVÖLKERUNG» («Населению»). Слова видны со всех этажей здания: из актового зала, этажа, отведенного для политических партий и прессы, а также посетителей на крыше. Государственные средства, выделенные на проект, были эквивалентны ок. 200000 евро. Работа выполнена в рамках программы Рейхстага «Искусство в архитектуре».
Заголовок относится к исторической надписи «DEM DEUTSCHEN VOLKE» («Немецкому народу»), прикрепленной к зданию Рейхстага в 1916 году. Эта ссылка подчеркнута использованием той же надписи, разработанной Питером Беренсом в то время. Ханс Хааке подчеркивает разницу в значении между «фольк» (народ) и «бевёлкерунг» (население): последнее включает всех людей, живущих в стране. Ключевым источником вдохновения для проекта стало заявление Бертольда Брехта :
. В наше время любой, кто говорит «население» вместо «люди» [...] этим простым действием отказывается поддерживать великую много лжи.
Членов немецкого Бундестага приглашают принести почву из своего избирательного округа и положить ее в места вокруг надписи. Растения вырастают из семян, которые случайно попали во время работы или которые содержатся в почвенных вкладышах. Биотоп, который возник со временем, должен остаться нетронутым.
В другой работе под названием «Мы (все) - люди», задуманной для Documenta 14 в 2017 году, Ханс Хааке поднимает терминологию и связанные с ней дискуссии. С тех пор эта работа несколько раз демонстрировалась на международном уровне в виде флагов и баннеров и соответственно адаптировалась для каждого сайта.
Политический характер произведения искусства вызвал политические споры. Фолькер Каудер был единственным членом художественного комитета Бундестага Германии, который выступил против этой работы:
Я говорю «нет» этому простому произведению искусства, недостойному нашего дома. Я говорю «нет» тому факту, что делается попытка принизить немецкий народ, свести его к короткому периоду его истории. Я говорю «нет» попыткам дистанцировать Бундестаг Германии от его собственного народа.
В Бундестаге, в частности, члены ХДС, такие как Норберт Ламмерт, но также Антье Фоллмер из Партии зеленых, которая в то время была вице-президентом Бундестага, поначалу выступила против приобретения произведения искусства. По словам Ламмерта, это было «диковинное федеральное садовое шоу» и «глупость», добавив, что, если члены Бундестага будут участвовать в практических делах, им также следует разрешить их обсуждать.
Герт Вайскирхен ( СПД ) отстаивал работу:
Здесь посвящения «Немецкому народу» и «Населению» не диаметрально противоположны; обе концепции соотносятся друг с другом, чтобы вступить в диалог по вопросу: в каком обществе мы хотим жить в будущем? Это то, что пытается сказать нам художник.
Для СвДП политика Ульриха Генриха произведение искусства Хааке символизирует переход от jus sanguinis к jus soli <109 По словам Вольфганга Тирсе, тогдашнего президента Бундестага и одного из основных сторонников проекта, работа Хааке поднимает вопросы весьма политического характера:
Они стремятся к идеалу парламентария, спрашивая, каким нормам он привержен и какую ответственность, по его мнению, он несет перед людьми, живущими в нашей стране.
По словам Тьерс, важно, чтобы зрители выработали свою собственную позицию и критически оценили проект Хааке. Межпартийное групповое предложение против возведения этого произведения искусства было в конечном итоге отклонено 260 голосами против 258.
До текущего законодательного периода (июнь 2020 г.) в нем приняли участие около 400 членов Бундестага от всех политических групп. путем внесения почвы из своих избирательных округов в произведения искусства.
В комментарии Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) обвинили Хааке в желании «отобрать» Бундестаг у немецкого народа, и что эта работа была неконституционной - решение, которое также было вынесено юридическим заключением по заказу ХДС.
Каждый член Бундестага должен высыпать мешок земля из его избирательного округа в корыто была оценена эстетами критиков Хааке как нечто сродни «китчевому ритуалу общины в день церкви»; другие критики считали это «проблемным напоминанием о нацистских почвенных ритуалах».
Bundesverband Bildender Künstlerinnen und Künstler (Федеральная ассоциация художников изобразительного искусства) раскритиковал тот факт, что это был не комитет по искусству Бундестага, а немецкий Бундестаг. принимал окончательное решение о приобретении произведения искусства; что отдельные члены парламента пытались «посредством пленарного голосования получить большинство, основанное на суждениях личного вкуса, особенно в отношении произведений искусства Ханса Хааке, и, таким образом, передать решения о качестве произведений искусства некомпетентному органу, а именно пленарному заседанию Немецкий Бундестаг ».
Позже произведение привлекло неожиданное внимание в сети, когда художник запретил показывать фотографию инсталляции на частном веб-сайте. Через немецкое агентство по защите авторских прав VG Bild-Kunst Хааке отказал владельцу блога в праве размещать в Интернете фотографические репродукции своей работы. Хотя художник имеет на это законное право в соответствии с немецким законом об авторском праве (общее право на публичное представление фотографий произведений искусства существует только постольку, поскольку эти произведения искусства находятся в публичном месте; интерьер здания Рейхстага не считается публичным пространством), онлайн-комментарии неоднократно указать, как судебный иск противоречит посланию, выраженному самим произведением искусства.