Олений камень

редактировать
Мегалит Оленьий камень около Мёрён в Монголии. Олений камень, Монголия.

Оленьи камни (также известные как оленьи камни ) - это древние мегалиты, на которых вырезаны символы, встречающиеся в основном в Сибирь и Монголия. Название происходит от вырезанных на них изображений летающих оленей. Существует много теорий о причинах их существования и людях, которые их создали.

Содержание
  • 1 Строительство
  • 2 Типы камней
    • 2.1 Классический монгольский
    • 2.2 Западно-азиатско-европейский
    • 2.3 Саяно-Алтайский
  • 3 Изображения
    • 3.1 Северный олень
    • 3.2 Другое a nimals
    • 3.3 Оружие и инструменты
    • 3.4 Узоры
    • 3.5 Человеческие лица
  • 4 Географическое распределение
  • 5 Происхождение и цель
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Строительство

Оленьи камни обычно строятся из гранита или зеленого камня, в зависимости от того, какой из них наиболее распространен в окружающей местности. У них разная высота; большинство из них более 3 футов в высоту, но некоторые достигают высоты 15 футов. Верхушки камней могут быть плоскими, круглыми или разбитыми, что свидетельствует о том, что, возможно, первоначальная верхушка была разрушена намеренно. Камни обычно ориентированы декорированным лицом на восток.

Резьба и орнаменты обычно завершались до возведения камня, хотя на некоторых камнях есть следы вырезания на месте. Узоры втыкались или втачивались в поверхность камня. Рифленые надрезы и прямоугольные поверхности указывают на наличие металлических инструментов. Каменные инструменты использовались для сглаживания резких порезов некоторых изделий. Почти все камни были вырезаны вручную, однако на некоторых необычных камнях есть признаки того, что они могли быть обработаны с помощью простого механического сверла.

Типы камней

V. В. Волков за тридцать лет своих исследований классифицировал три различных типа оленьих камней.

Классический монгольский

Эти камни довольно детализированы и более элегантны в методах изображения. Обычно на них изображен воин в поясе со стилизованным летающим северным оленем на торсе. Этот тип камня наиболее распространен в южной Сибири и северной Монголии. Эта концентрация позволяет предположить, что эти камни были источником традиции оленьего камня, и другие типы были упрощены и усовершенствованы на их основе.

Западно-азиатско-европейский

Эти камни представляют собой центральную часть камня., разделенный двумя «поясами», горизонтальными линиями. Есть также «обручи для серег», большие круги, диагональные разрезы в группах по два и три, известные как «лица», и «ожерелья», совокупность каменных ямок, напоминающих их тезки.

Саяно-Алтай

На камнях Саяно-Алтая есть некоторые западноазиатско-европейские отметины, в том числе свободно плавающие прямоногие животные, кинжалы и другие инструменты. Мотивы оленей заметно уменьшились, а те, которые действительно появляются, часто не подчеркивают связь между оленями и полетами. Камни Саяно-Алтая можно разделить на два типа:

  • Камни Горно-Алтая имеют простые воинские мотивы, с орудиями в поясе камня. Мотивы оленей встречаются, но их мало.
  • Саяно-Тувинские камни похожи на Горно-Алтайские, но содержат меньше изображений животных. Никаких оленьих мотивов нет. Художественный стиль намного проще, часто состоит только из ремней, ожерелий, серег и лиц.
Образцы
Различные применения декоративной отделки рогов

Есть много общих изображений, которые встречаются на оленьих камнях, а также множество способов их представления.

Северный олень

Северный олень занимает видное место почти на всех оленьих камнях. На ранних камнях были очень простые изображения оленей, и с течением времени их детали увеличивались. Разрыв в 500 лет приводит к появлению сложного изображения летающего оленя. Олени изображаются летящими по воздуху, а не просто бегающими по суше. Пирс Витебский пишет: «Олень изображен с вытянутой шеей и раскинутыми вперед-назад ногами, как будто не просто скачущими галопом, но и прыгающим по воздуху». Рога, иногда появляющиеся парами, стали чрезвычайно декоративными, с использованием обширных спиральных узоров, которые могут охватывать всего оленя. Эти рога иногда содержат солнечный диск или другое изображение, связанное с солнцем. Другие произведения искусства того же периода еще больше подчеркивают связь между оленем и солнцем, которая является очень распространенной ассоциацией в сибирском шаманизме. На татуировках на погребенных воинах изображены олени, рога которых украшены головами маленьких птиц. Этот образ оленя-солнца-птицы, возможно, символизирует духовное преобразование шамана с земли в небо: переход от земной жизни к небесной жизни. Поскольку эти изображения оленей также встречаются на татуировках воинов, возможно, олени считались защитой от опасных сил. Другая теория гласит, что дух оленя служил проводником, помогая душе воина попасть на небеса.

Другие животные

В частности, в Саяно-Алтайских камнях в оленях присутствует множество других животных каменные изображения. Можно увидеть изображения тигров, свиней, коров, конных существ, лягушек и птиц. Однако, в отличие от оленей, эти животные изображены в более естественном стиле. Это отсутствие декоративных деталей указывает на отсутствие сверхъестественной важности таких животных, которые явно уступают место оленям. Животные часто объединяются в пары в противостоянии, например тигр противостоит лошади в гораздо более земной деятельности.

Оружие и инструменты

Несколько образцов различий между камнями

Оружие и инструменты можно увидеть повсюду на всех камнях, хотя оружие ярко проявляется в камнях Саяно-Алтая. Часто встречаются луки и кинжалы, а также типичные орудия бронзового века, такие как зажигалки или поводья для колесниц. Внешний вид этих инструментов позволяет датировать камни бронзовым веком.

Узоры

Шевронные узоры иногда возникают, обычно в верхних частях камня. Эти узоры можно сравнить с военными щитами, что указывает на связь камней с вооруженным конфликтом. Также было высказано предположение, что шевронные узоры могли быть шаманской эмблемой, представляющей скелет.

Человеческие лица

Человеческие лица встречаются гораздо реже и обычно высекаются на вершине камня. Эти лица вырезаны с открытым ртом, как будто поют. Это также предполагает религиозную / шаманскую связь оленьего камня, так как вокальное выражение - общая и важная тема в шаманизме.

Географическое распространение

Археологи обнаружили более 1500 оленьих камней в Евразии. На территории современной Монголии зарегистрировано более 1300 из них. Подобные изображения встречаются на более обширных территориях, вплоть до Кубани, Россия ; Южный Буг на Украине ; Добруджа, Болгария ; и Эльба, протекающая через Чешскую Республику и Германию.

Происхождение и назначение

Оленьи камни, вероятно, изначально были возведены Бронзой. Кочевники эпохи около 1000 г. до н.э., хотя следует принять во внимание дальнейшие исследования киммерийских каменных стел- курганных стел. Более поздние культуры часто повторно использовали камни в своих курганах (известных как) и для других целей. Современные вандалы также испортили и даже разграбили камни.

В 1892 г. В.В. Радлов издал сборник рисунков оленьих камней в Монголии. На рисунках Радлова изображены стилизованные изображения оленей на камнях, а также обстановка, в которой они были помещены. Радлов показал, что в некоторых случаях камни были вставлены в узоры, напоминающие стены могилы, а в других случаях - оленьи камни были вставлены в сложные круглые узоры, предполагающие использование в ритуалах неизвестного значения.

В 1954 году AP Окладников опубликовал исследование оленьего камня, найденного в 1856 г. Д.П. Давыдов близ современного Улан-Удэ, ныне известный как Иволгинский камень, экспонируется в Иркутском государственном историческом музее. Окладинков определил изображения оленей как оленей, датировал резьбу камня VI-VII веками до нашей эры и на основании его расположения и других изображений пришел к выводу, что он был связан с погребальными ритуалами и был памятником воину-вождю с высоким социальным статусом.

Обширное исследование 1981 г., проведенное В.В. Волков выделил за оленьими камнями два культурных условия. Восточные оленные камни, по-видимому, связаны с кладбищами культуры Плиточных могил. Другая культурная традиция связана с круглыми структурами, предполагающими использование в качестве центра ритуалов.

Существует несколько предложенных теорий относительно назначения оленьих камней. Существуют разные точки зрения на происхождение искусства из оленьего камня. По мнению Х.Л.Членовой, художественный образ оленя произошел от племени саков и его ветвей (Членова, 1962). Волков считает, что некоторые методы изготовления изделий из оленьего камня тесно связаны со скифами (Волков, 1967), тогда как монгольский археолог Д. Цэвэендорж считает, что искусство изготовления оленьих камней зародилось в Монголии в эпоху бронзы и впоследствии распространилось на Туву и Прибайкалье. (Цевеендорж 1979). Д. Г. Савинов (1994) и М. Х. Маннаи-Оол (1970) также изучали каменное искусство из оленей и пришли к другим выводам. Камни встречаются не одни, обычно с несколькими другими каменными памятниками, иногда вырезанными, иногда нет. Почва вокруг этих скоплений часто содержит следы останков животных, например, лошадей. Такие останки помещали под вспомогательные камни. С другой стороны, человеческие останки не были обнаружены ни на одном из этих памятников, что опровергает теорию о том, что камни могли служить надгробиями. Отметки на камнях и присутствие жертвенных останков могут указывать на религиозную цель, возможно, на лучшее место для проведения шаманских ритуалов. Некоторые камни включают круг наверху и стилизованные кинжал и пояс внизу, что привело некоторых ученых, таких как Уильям Фитцхью, к предположению, что камни могут представлять одухотворенное человеческое тело, в частности, тело человека. выдающаяся фигура, такая как воин или лидер. Эта теория подкрепляется тем фактом, что все камни очень разные по конструкции и изображениям, что может быть связано с тем, что каждый камень рассказывает уникальную историю для человека, которого он представляет.

В 2006 году в рамках проекта «Олений камень» Смитсоновского института и Академии наук Монголии началась цифровая запись камней с помощью трехмерного лазерного сканирования.

См. Также
Ссылки

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 11:16:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте