Жадеит считается одним из самых ценных материалов доколумбовой Коста-Рики. Его, наряду с другими похожими на вид зелеными камнями (например, халцедоном, змеевиком и зеленой яшмой ) лелеяли и обрабатывали годами. Жадеит использовался для украшения тела и предположительно был символом власти.
В коста-риканской нефритовой традиции есть три основных периода, они соответствуют второй половине среднего доклассического и позднего классического периодов в Мезоамерике.
Конец нефритовой традиции в Коста Рика соответствует началу работы с золотом.
Жадеит оценивается в диапазоне от 6 до 7 по шкале твердости Мооса, что делает его чрезвычайно трудным и трудоемким для работы из-за необходимости использования минералы равной или более твердой ценности. Абразивные порошки из этих минералов часто использовались для высечки материала. Некоторые из основных используемых техник были клеванием, сверлением, распиловкой, резьбой, гравировкой и шлифованием. Пиление струн, вероятно, было разработано костариканскими гранильщиками в северо-восточном регионе. Эта техника была проделана путем пиления шнуром и порошкообразным абразивом. Он использовался для создания изогнутых прорезей, и, просверлив отверстие в середине детали, можно было продеть шнур и создать отверстие. Финальным процессом была полировка.
Предполагаемые узоры:.
Большинство зафиксированных нефритовых объектов взяты из разграбленного контекста, но при обнаружении на месте объекты в основном находятся в могилах. Большая часть коста-риканского нефрита содержит просверленные отверстия, поэтому их можно использовать для украшения тела в форме бусинок и подвески. Здесь перечислены три основных типа объектов.
1. Боги с топорами: Обычно это стилизованные подвески в виде фигур, которые выглядят так, как будто они сделаны из топоров или кельтов. Они двумерно декорированы спереди тремя основными сегментами. Первый - это от макушки до плеч, где просверливаются отверстия для подвешивания объекта. Второй - от верхней части плеч до нижней части крыльев или рук. Третья часть - это лезвие кулона, оно идет от низа крыльев или дужек к основанию, которое составляет 30-40% всего кулона. Есть два типа фигурок бога топора: птичий и антропоморфный. Самая ранняя известная работа из нефрита - кельт бога с топором птиц, найденный на месте Ла Регла, датируемый 500 годом до нашей эры.
2. Клювовые птицы: для них характерен большой стилизованный клюв. Все они были просверлены через шею, чтобы при подвешивании клюв выступал наружу. Фигурки очень разнообразны по размеру и форме. Клювы либо прямые, либо изогнутые, направленные вверх или вниз. Некоторые из клювов изогнуты по спирали и прикреплены к телу, используя технику струнной пилы.
3. Барные подвески: они горизонтальные и обычно крылатые. В них просверливают два отверстия по длине кулона или просверливают параллельно друг другу по ширине кулона. Примерами этого типа являются летучие мыши с открытыми крыльями, летучие мыши с двумя крыльями, двуглавые перемычки с головами рептилий на обоих концах, летучие мыши с открытыми крыльями с головами рептилий на обоих концах или простые без надрезанных украшений.
Большая часть нефритовых работ в Коста-Рике выполнялась с использованием определенного типа. Это был глубокий сине-зеленый цвет, такой же, как у ольмеков. В 1998 году огромный регион этого нефрита был обнаружен после урагана в Гватемале. Район расположен на юго-востоке Гватемалы в долине реки Мотагуа. Он размером с Род-Айленд и имеет свидетельства древней добычи полезных ископаемых. Это вероятный источник как ольмекского, так и коста-риканского нефрита. Это подразумевает значительную торговлю на дальние расстояния за сотни лет до нашей эры. По утверждению Дэвида Мора, между 300 г. до н.э. и 800 г. н.э. существовала сеть прямого обмена между ранее упомянутой областью в Гватемале (в низинах майя) и северо-западными / центральными районами Коста-Рики, в которых костариканцы добывают нефрит. Кроме того, традиция нефрита угасла из-за краха (ольмеков) Копана, предполагаемого центра торговли нефритом.