противоположным вращением, также называемый коаксиальным вращением в противоположных направлениях, представляет собой метод, при котором части механизма вращаются в противоположных направлениях вокруг общей оси, обычно для минимизации эффекта крутящего момента. Примеры включают в себя некоторые воздушные винты, в результате чего максимальная мощность одного поршневого или турбовинтового двигателя для приведения в действие двух гребных винтов с противоположным вращением. Гребные винты встречного вращения также распространены в некоторых морских трансмиссионных системах, в частности, для больших скоростных лодок с глиссирующим корпусом. Два гребных винта расположены один за другим, и мощность передается от двигателя через планетарную передачу трансмиссию. Конфигурация также может использоваться в конструкциях вертолетов, называемых соосными несущими винтами, где применяются аналогичные проблемы и принципы крутящего момента.
Пропеллеры встречного вращения не следует путать с пропеллерами встречного вращения, термином, который описывает несоосные пропеллеры на отдельных валах; один вращается по часовой стрелке, а другой - против часовой стрелки. Вертолеты с тандемными винтами, такие как CH-47 Chinook, также используют механизм встречного вращения.
Эффективность винта противоположного вращения несколько нивелируется его механической сложностью. Тем не менее, соосные винты встречного вращения и роторы умеренно распространены в военных самолетах и военно-морских приложениях, таких как торпеды, где добавленные стоимость обслуживания не является основной проблемой.
В то время как несколько стран экспериментировали с винтами встречного вращения в самолетах, только Великобритания и Советский Союз производили их в больших количествах. США работали с несколькими прототипами, в том числе истребителями с сидением в хвосте Convair XFY и Lockheed XFV "Pogo" VTOL, но Технология реактивных двигателей быстро развивалась, и в их конструкциях сочли ненужным.
На некоторых вертолетах используются соосные несущие винты встречного вращения, установленные один над другим. В вертолете H-43 Huskie используются несоосные несущие винты, вращающиеся в противоположных направлениях.
В варианте F-35B нового ударного истребителя F-35 Lightning II используется подъемный вентилятор с лопастями встречного вращения.
Винты противоположного вращения имеют преимущества при обеспечении тяги для лодок по тем же причинам. Компания ABB предоставила азимутальное подруливающее устройство для ShinNihonkai Ferries в форме CRP Azipod, заявив, что эффективность винта повысилась (примерно на 10%) и была упрощена конструкция корпуса.. Volvo Penta представила IPS (), интегрированный дизельный двигатель, трансмиссию и тянущие винты встречного вращения для моторных яхт.
В торпедах обычно используются пропеллеры встречного вращения для обеспечения максимально возможной скорости в пределах ограниченного диаметра, а также для противодействия крутящему моменту, который в противном случае имел бы тенденцию к вращению торпеды вокруг собственного продольного ось.
На используются пропеллеры встречного вращения. торпеды из-за естественной компенсации крутящего момента, а также используются на некоторых моторных лодках. Стоимость расточки внешних валов и проблемы с установкой подшипников внутреннего вала не имеют смысла в случае обычных судов.