В экономическом контексте коэффициенты концентрации используются для количественной оценки рыночной концентрации и основаны на компаниях доли рынка в данной отрасли. Доля рынка может быть определена как доля фирмы в общем объеме продаж в отрасли, рыночная капитализация фирмы как процент от общей рыночной капитализации отрасли или любой другой показатель, который отражает размер и доминирование компании над ее конкурентами. Коэффициент концентрации (CR) - это сумма процентных долей рынка (заранее заданного числа) крупнейших фирм в отрасли. Коэффициент концентрации n фирм является обычным показателем структуры рынка и показывает совокупную рыночную долю n крупнейших фирм на рынке. Например, если n = 5, CR 5 определяет совокупную рыночную долю пяти крупнейших фирм в отрасли.
Экономисты по вопросам конкуренции и органы по вопросам конкуренции обычно используют коэффициенты концентрации (CR n) и Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) в качестве показателей рыночной концентрации. Концентрация фирм в отрасли представляет интерес для экономистов, бизнес-стратегов и государственных органов.
Коэффициент концентрации рассчитывается следующим образом: CRn= C 1 + C 2 +... + C n
Где:
Cnопределяет долю рынка n крупнейшей фирмы в отрасли как процент от общей доли рынка отрасли
n определяет количество фирм, включенных в расчет коэффициента концентрации
. Обычно используются коэффициенты концентрации CR 4 и CR 8. Коэффициенты концентрации показывают степень рыночной доли крупнейших фирм в данной отрасли. В частности, коэффициент концентрации, близкий к 0%, указывает на отрасль с низкой концентрацией, а коэффициент концентрации около 100% указывает на то, что отрасль имеет высокую концентрацию.
Коэффициенты концентрации варьируются от 0% до 100%. Уровни концентрации объясняются следующим образом:
Уровень концентрации | Коэффициент концентрации | Пояснение |
---|---|---|
Идеальная конкуренция | % | Совершенная конкуренция существует, когда коэффициент концентрации отрасли равен CR n = n / N, где N определяет количество фирм в отрасли. То есть все фирмы имеют равную долю рынка. |
Низкая концентрация | 0% - 40% | Коэффициент концентрации 0% подразумевает как минимум совершенную конкуренцию или монополистическую конкуренцию. Коэффициент концентрации, близкий к 0%, возможен только в отрасли с очень большим количеством фирм. |
Средняя концентрация | 40% - 70% | Промышленность в этом диапазоне, вероятно, является олигополией. Олигополия описывает структуру рынка, в которой доминирует небольшое количество фирм, каждая из которых имеет значительную долю рынка. |
Высокая концентрация | 70% - 100% | Эта категория варьируется от олигополии до монополии. |
Учитывая эту информацию вокруг размер рынка и доли компании на рынке легко доступны, коэффициенты концентрации носят упрощенный характер и могут дать количественную оценку концентрации рынка в данной отрасли в уместной и сжатой форме. Напротив, определение коэффициента концентрации не использует рыночные доли всех фирм в отрасли и не учитывает распределение фирм по размеру. Кроме того, он не дает подробных сведений о конкурентоспособности отрасли. Коэффициенты концентрации указывают на олигополистический характер отрасли. Следующий пример демонстрирует вышеупомянутые недостатки в соотношении концентраций.
В таблице ниже показаны рыночные доли крупнейших фирм в двух отдельных отраслях (отрасль A и отрасль B). Помимо приведенных в таблице рыночных долей для отрасли A и отрасли B, обе отрасли одинаковы с точки зрения количества фирм, работающих в отрасли, и их соответствующих долей на рынке.
Отрасль A | Отрасль B | |
---|---|---|
Доля рынка фирмы 1 (%) | 20% | 35% |
Доля рынка Фирмы 2 (%) | 20% | 25% |
Доля рынка Фирмы 3 (%) | 20% | 10% |
Доля рынка фирмы 4 (%) | 20% | 10% |
На основании приведенной выше таблицы очевидно, что отрасль B более концентрирована, чем отрасль A, поскольку доля рынка распределена больше сильно в сторону более доминирующих фирм. Тем не менее, как отрасль A, так и отрасль B имеют коэффициенты CR 4, равные 80%. Этот пример показывает, что коэффициент CR не учитывает распределение доли рынка среди наиболее доминирующих фирм. В следующем разделе эти недостатки будут устранены с помощью альтернативной меры рыночной концентрации.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) дает более полную картину концентрации в отрасли, чем коэффициент концентрации. HHI позволяет избежать проблемы, заключающейся в том, что коэффициенты концентрации не отражают изменений в размере крупнейших фирм.
HHI рассчитывается следующим образом: HHI = C 1 + C 2 +... + C n
Где:
Cnопределяет долю рынка n крупнейшей фирмы в отрасли в процентах от общей доли рынка отрасли
. Используя пример из преимуществ и недостатков В разделе выше, отрасль A имеет более низкий HHI, чем отрасль B. По сравнению с коэффициентом концентрации, показатель HHI может отражать более высокую концентрацию в отрасли B с помощью более сложного метода расчета. Логично, что HHI может считаться лучшим измерителем концентрации рынка, так как он может более точно описать концентрацию в данной отрасли.
немецкий
Английский язык
Английский язык
Английский язык
Экономика Лондона в связи с глобальными решениями в области энергетики: структура и показатели шести европейских оптовых рынков электроэнергии в 2003, 2004 и 2005 годах, представленные Генеральному директору компании 26 февраля 2007 г.