Codex Gregorianus (англ. Gregorian Code) - это название сборника конституций (юридических положений) Римские императоры более полутора веков с 130-х по 290-е годы нашей эры. Считается, что он был произведен около 291-4 годов, но точная дата неизвестна.
Кодекс назван в честь своего автора, некий Грегориус (или Грегориан), о котором достоверно ничего не известно, хотя предполагалось, что он действовал как magister libellorum (составитель ответов на петиции) императорам Каринус и Диоклетиан в 280-х и начале 290-х гг. Работа не сохранилась в первозданном виде, и многое в ее первоначальной форме остается неясным, хотя из сохранившихся ссылок и отрывков ясно, что это была работа из нескольких книг, разделенных на тематические заголовки (tituli), которые содержали смесь рескриптов . частным петиционерам, письма к должностным лицам и общественные указы, организованные в хронологическом порядке. По оценкам ученых, количество книг колеблется от 14 до 16, при этом большинство предпочитает 15. Если сохранились свидетельства способа публикации оригинала, то в подавляющем большинстве случаев речь идет о публикации, что свидетельствует о том, что Грегориус работал с материалами, находящимися в открытом доступе..
В четвертом и пятом веках для тех, кто хотел цитировать имперские конституции, Кодекс Грегориана стал стандартным справочным изданием, часто цитируемым вместе с Кодексом Гермогениана. Самые ранние явные цитаты принадлежат анонимному автору Mosaicarum et Romanarum Legum Collatio, или Lex Dei, как его иногда называют, вероятно, в 390-х годах. В начале пятого века Августин Гиппопотам ссылается на Григорианский кодекс при обсуждении супружеской неверности. Наиболее известно, что Григорианский и Гермогенианский кодексы цитируются в качестве модели организации имперских конституций со времен Константина I в директиве, упорядочивающей их сбор в том, что должно было стать Кодексом Феодосия, адресованным в сенат Константинополя 26 марта 429 г., составленный квестором Феодосия II Антиохом Хузоном.
В посттеодосийскую эпоху оба Кодекса цитируются как источники имперских конституций к середине - анонимный автор в V веке «Consultatio veteris cuiusdam iurisconsulti» (вероятно, из Галлии); цитируются на полях перекрестными ссылками пользователем Fragmenta Vaticana; и в примечаниях из курса лекций восточной юридической школы по Ad Sabinum Ульпана.
В эпоху Юстиниана предшественник (профессор права) Фалелей цитировал Григорианский кодекс в своем комментарии к Codex Justinianeus. На западе, за некоторое время до 506 г., оба кодекса были дополнены набором поясняющих примечаний (интерпретаций), которые сопровождали их сокращенные версии в Бревиарии Алариха и цитировались как источники в Lex Romana Burgundionum. приписывается Гундобаду, королю бургундов (473–516).
Тексты, взятые из Кодекса Грегориана, получили статус авторитетных источников права одновременно с оригиналом преднамеренное затмение произведения двумя кодификационными инициативами шестого века. Во-первых, сокращенная версия, включенная в Бревиарий Аларика, обнародованная в 506 году, явно вытеснила исходный полный текст во всей вестготской Галлии и Испании. Затем, как часть великой кодификационной программы императора Юстиниана, он стал основным компонентом Кодекса Юстиниана, который вступил в силу в его первом издании на Балканах и в восточной части Рима. провинции в 529 г. н.э., впоследствии он был распространен на Латинскую Северную Африку после ее завоевания у вандалов в 530 г., а затем в Италию в 554 г. Таким образом, к середине шестого века первоначальный текст Григорианского кодекса был отправлен на свалку истории большей части Средиземноморского мира. Только в Меровингах и Франкской Галлии были копии полной версии, которые все еще использовались между шестым и девятым веками, о чем свидетельствуют приложения к рукописям Бревиария.
Именно из-за его использования для Кодекса Юстиниана влияние работ Грегориуса ощущается и сегодня. Таким образом, он стал частью Corpus Juris Civilis возрожденной традиции римского права средневековья и раннего нового времени. Это, в свою очередь, послужило образцом и вдохновением для кодексов гражданского права, которые доминировали в европейских системах со времен Кодекса Наполеона 1804 года.
Не было попыток полной реконструкции всех сохранившихся текстов, которые, вероятно, происходят из компьютерной графики, отчасти из-за трудности с абсолютной достоверностью отличить конституции Грегориуса от конституций Гермогена в Кодексе Юстиниана в середине 290-х годов., где они, похоже, пересекаются. Тони Оноре (1994) предоставляет полный текст всех частных рескриптов соответствующего периода, но в единой хронологической последовательности, а не в соответствии с их возможным расположением в компьютерной графике. Самым полным изданием CG остается издание Haenel (1837: 1–56), хотя он включал только тексты, явно приписываемые CG древними авторитетами, и поэтому не цитировал материал CJ на том основании, что он был только косвенно приписан. Крюгер (1890) отредактировал вестготское сокращение компьютерной графики с сопровождающими ее интерпретациями (стр. 224–33) и представил реконструкцию структуры компьютерной графики, снова исключив материал CJ (стр. 236–42), вставив полный текст только там, где он иначе не фигурировал в Collectio iuris Romani Anteiustiniani. Ротонди (1922: 154–58), Шерилло (1934) и Сперандио (2005: 389–95) предоставляют лишь краткий список названий, хотя последний предлагает полезное соответствие с изданием Ленеля Edictum Perpetuum. Карампула (2008) объединяет реконструкции Крюгера (1890) и Ротонди (1922), но предоставляет текст (включая вестготские интерпретации) в современной греческой версии.
26 января 2010 года Саймон Коркоран и Бенет Салуэй из Университетского колледжа Лондона объявили, что они обнаружили семнадцать фрагментов того, что, по их мнению, быть оригинальной версией кода.