Клайв Роббинс, (23 июля 1927 г. в Хэндсворт, Уэст-Мидлендс - 7 декабря 2011 г. в New Йорк) был британским музыкальным терапевтом, педагогом с особыми потребностями, антропософом и соучредителем музыкальной терапии Нордофф-Роббинса.
Клайв Роббинс родился 23 июля 1927 года в Хэндсворте, Бирмингем, в семье пекаря, и только в 17 лет обнаружил, что женщина, которую ему всегда говорили, была его старшей сестрой, на самом деле была его мать, из-за предрассудков вокруг вопроса незаконнорожденности в то время. Он начал жизнь несколько дезориентированным и в поисках смысла и цели. Во время Великой Отечественной войны его отправили к приемным родителям. Здесь он развил свою страсть к музыке на протяжении всей жизни, мог слушать классическую музыку и брать уроки игры на фортепиано.
Находясь в RAF в 18 лет, Клайв был ранен пулей, которая чуть не убила его, в результате чего его левая рука и рука были частично парализованы, что разрушило его надежды стать пианистом. Вместо этого он пытался фотографировать и рисовать, но не нашел профессии, пока в 1954 году не стал учителем в Детском доме Санфилда, «лечебно-просветительском сообществе» Рудольфа Штайнера для умственно отсталых детей в Клент-Гроув., Стоурбридж. Он описал это как «первый глубокий опыт в моей жизни». Он и его жена Милдред жили со своими двумя детьми, Тобиасом и Дженнифер, на территории школы в небольшом трейлере.
В 1958 году в Санфилде Клайв познакомился с Полом Нордоффом, выдающимся американским композитором и пианистом. Пол Нордофф всегда был очарован философией Штайнера, известной как антропософия, и был настолько впечатлен тем, что он обнаружил в Санфилде, что продолжил исследовать свой растущий интерес к терапевтическому потенциалу музыки. В 1959 году Клайв Роббинс объединился с Полом Нордоффом и разработал необычный новый способ привлечения и вовлечения детей с ограниченными возможностями посредством музыкальной импровизации, музыкальная терапия в то время была практически неизвестна.
Пол Нордофф и Клайв Роббинс были вовлечены в размышления и практику антропософии до их встречи. «Наши исследования антропософии независимо друг от друга внушили каждому из нас почтительное отношение к судьбе человечества в целом и значимости каждого человеческого существования», - позже писал Роббинс, продолжая описывать индивидуальную музыкальную терапию, которую они вскоре начали вместе. в Sunfield как «творческий эмпиризм» (Robbins, 2005, p. 10).
Время, проведенное Полом Нордоффом в Sunfield в 1959-60, работая с Клайвом Роббинсом, изменило его жизнь. Эти двое мужчин установили близкие отношения и проводили экспериментальную музыкальную работу со многими из самых недосягаемых и недосягаемых детей, которые пережили трагическую жизнь, полную страданий и членовредительства. С помощью тщательно подобранных гармоний, привлекательных мелодий и ритмов дети были вовлечены в музыкальное участие, развивая социальное и самосознание, дисциплину и концентрацию. Помещенные перед малым барабаном и тарелкой, они раскрыли свою чувствительность, а также свои экспрессивные, восприимчивые и относительные способности в своих музыкальных реакциях. Это было глубокое открытие того, как музыку можно использовать на благо человека, и Пол и Клайв подробно документировали свои наблюдения и техники, делая и расшифровывая записи своих сессий.
Когда Пол покинул Санфилд в июне 1960 года, Клайв сопровождал его, охваченный желанием продолжить то, что они начали. Они посетили 26 лечебных домов по всей Европе, провели иллюстрированные презентации и живые демонстрации своей работы, а затем провели следующие шесть лет в Филадельфии, исследуя и внедряя работу, которую они назвали терапией в музыке. В этом им помог исследовательский грант Национального института психического здоровья. Затем последовали семь лет в Европе, где Пол и Клайв работали преподавателями американо-скандинавского фонда с 1967 по 1974 год. В этот период их работа принесла плоды вместе с обучением по всей Европе, развитием музыкальной терапии для музыкантов, публикациями и телевизионные документальные фильмы об их работе.
В 1960-х и 1970-х годах Пол и Клайв путешествовали по миру, демонстрируя свои работы, а группы последователей начинали работать, куда бы они ни пошли. После смерти Пола Нордоффа в 1977 году Роббинс продолжал заниматься музыкотерапией, преподавая и читая лекции вплоть до 80-летнего возраста, и был известен своей способностью вдохновлять и увлекать аудиторию реальными историями о своей харизматической работе в музыке, преобразующей жизнь.
В 1975 году Клайв вернулся в США, где женился на своей второй жене Кэрол Мэттесон, также музыкальном терапевте. Вместе они работали в Школе глухих штата Нью-Йорк в Риме, штат Нью-Йорк (1975–81), в Южном методистском университете, Даллас (1981–82), продолжая курсы и лекции и поддерживая связи в Европе с ежегодные обучающие мероприятия. С 1982 по 1989 год они жили в Австралии, где они основали Центр музыкальной терапии в Варра, центр помощи инвалидам и биодинамическую ферму, а также нордофф-Роббинс. Ассоциация в Австралии. В 1989 году мечта осуществилась, когда в Нью-Йоркском университете был создан Центр музыкальной терапии Нордофф-Роббинса, со-директорами которого стали Клайв и Кэрол. Новый Центр служил клиникой музыкальной терапии и местом обучения музыкальных терапевтов по подходу Нордофф-Роббинса. Здесь Клайв оставался активным до самой своей смерти, став директором-основателем в 1998 году.
После безвременной смерти Кэрол в 1996 году Клайв женился на другом музыкальном терапевте, Каору Мочизуки, с которым он работал и читал лекции. также на Дальнем Востоке - в Японии, Тайване и Корее. Импровизационный подход к музыкальной терапии, который он впервые применил вместе с Нордофф, повлиял на всю профессиональную сферу, выходя далеко за пределы круга тех, кто был специально обучен подходу Нордофф-Роббинса. Музыкальная терапия представляет собой новую силу в современной музыке, имеющую мировые корни, и подход Нордофф-Роббинса сыграл ключевую роль в этом развитии, отстаиваемом Клайвом Роббинсом. Он был назван соавторами Creative Music Therapy и представляет собой одновременно философию и практическое ремесло, основанное на глубоком понимании преобразующей силы музыки в человеческом опыте.
Дар Клайва заключался в том, чтобы помочь Полу Нордоффу обуздать свою музыкальность, придать ему направление и найти язык для передачи идей. Клайв вдохновил тысячи людей своей любовью, эмоциями и чувствительностью, своей всеобъемлющей индивидуальностью и гуманистическими ценностями. Его описания силы музыки и ее влияния на эмоциональные состояния человеческого опыта глубоко тронули многих, кто слышал и разделял его страсть к музыке и людям.
Клайв был свидетелем создания в 1996 году Международного фонда музыкальной терапии Нордофф-Роббинса, который возник, чтобы сохранить имя и репутацию Нордофф Роббинс и удерживать мировые активы интеллектуальной собственности, полученные благодаря работе Пола Нордоффа. и Клайв Роббинс. Он имел почетные докторские степени в Combs College of Music, Филадельфия, Университета Виттен-Хердеке, Германия, и Государственного университета Нью-Йорка.