Бернард Вайнер (родился в 1935 году) - американский социальный психолог, известный разработкой формы теория атрибуции, которая пытается объяснить эмоциональные и мотивационные последствия академических успехов и неудач. Его вклад включает связь теории атрибуции, психологии мотивации и эмоций.
Вайнер получил степень бакалавра гуманитарных наук в Чикагском университете в 1955 году и степень магистра делового администрирования по специальности «Отношения в промышленности» в том же университете в 1957 году. После двух лет работы в НАС Арми, Вайнер поступил в аспирантуру в Мичиганском университете, где его наставником был Джон Аткинсон, один из ведущих личностных и мотивационных психологов той эпохи. Вайнер получил докторскую степень в 1963 году и два года проработал доцентом в Университете Миннесоты, прежде чем поступить на факультет психологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) в 1965 году., где он оставался активным до начала 2000-х.
Вайнер опубликовал 15 книг и множество статей по психологии мотивации и эмоций, а также был профессором в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе с 1965 года.
Он является отцом Марка Вейнера, профессора права в Школе права Рутгерса - Ньюарк.
Основные исследовательские интересы профессора Вайнера: социальное познание, помощь, просоциальное поведение, суждение и принятие решений, мотивация, постановка целей, причинная атрибуция, право и государственная политика, межличностные процессы и эмоции, настроение, влияние. Вайнер заинтересовался областью атрибуции после изучения мотивации достижения. Он использовал ТАТ для выявления различий в потребностях людей в достижениях, а затем обратился к изучению отдельных проблем, с которыми люди сталкиваются, когда думают о своих успехах и неудачах. Он также провел исследование когнитивных процессов, которые имеют мотивационное влияние.
Теория атрибуции пытается объяснить причины события или поведения. Процесс состоит из трех этапов: наблюдение, определение поведения и объяснение причин. Есть два типа атрибуции: внешняя и внутренняя. Внешнее приписывание связывает причинность с внешними агентами, тогда как внутреннее приписывает самому человеку любое поведение. В интервью 1996 года Вайнер подробно разъяснил, как атрибуция способствует «высоким способностям, высоким достижениям и одаренности», заявив, что «восприятие других и самовосприятие вместе образуют единство, которое влияет на настойчивость задачи и, следовательно, на реальные способности».
По словам Вайнера, у всех одинаковая психодинамика в классе, и ученики склонны искать объяснения своим личным неудачам.
Вайнер поднял вопрос о том, что считается «грехом», а что «болезнью». Толкование, которое он дал, касалось ожирения: ожирение из-за переедания - это грех; ожирение из-за проблем со щитовидной железой - это болезнь. Бернард надеялся, что такие сценарии помогут ему разработать общую теорию социального поведения.