Bayraktar | |
---|---|
Взлетно-посадочная полоса Bayraktar TB2 | |
Роль | Средневысотный и дальнобойный беспилотный летательный аппарат |
Национальное происхождение | Турция |
Производитель | Кале-Байкар |
Конструктор | Байкар |
Первый полет | 2009 |
Введение | 2014 |
Статус | На вооружении |
Основной пользователь | ВС Турции |
Разработан на основе | БПЛА Bayraktar Mini |
Разработан в | Bayraktar TB2 |
Тактический БПЛА Bayraktar - это беспилотный летательный аппарат наблюдения и разведки (БПЛА), первоначально разработанный для турецких вооруженных сил. Он разработан Kale-Baykar, совместным предприятием Kale Group и Baykar Technologies.
В 2014 году компания Bayraktar установила национальный рекорд выносливости и высоты для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Турции. Он установил рекорд автономного полета, когда 5 августа 2014 года пролетел 24 часа 34 минуты на высоте 18 000 футов. Кроме того, 14 июня 2014 года он зафиксировал максимальную высоту 27 030 футов во время полета с полной полезной нагрузкой. Bayraktar TB2 успешно продемонстрировали стрельбу из ROKETSAN MAM-L Smart Micro Munition со 100% точностью в декабре 2015 года.
В то время как турецкие вооруженные силы описывают Байрактар как «класс тактических БПЛА» «Чтобы не дать ему стать конкурентом БПЛА TAI Anka, международные стандарты классифицируют его как БПЛА средней высоты и большой продолжительности действия. Имея взлетную массу 650 кг и платформу с размахом крыльев 12 метров, приводимую в действие двигателем внутреннего сгорания, Bayraktar способен летать на высоте 22 500 футов и слоняться без дела более 24 часов.
Платформа Bayraktar Block B имеет составное крыло конструкция с обратной структурой V-образного хвоста. Конструкция корпуса со смешанным крылом поддерживает подъемные характеристики всей платформы. Тяга создается двигателем внутреннего сгорания, расположенным между хвостовыми балками. Платформа Monocoque является модульной со съемными основными элементами, такими как крыло, хвостовая балка и V-образные хвостовики. Все элементы фюзеляжа в основном сделаны из композитных деталей из углеродного волокна, в то время как алюминиевые детали, обработанные на станках с ЧПУ, используются на стыковых участках платформы. Топливо хранится в резервуарах-дозаторах, а расход топлива автоматически уравновешивается электромагнитными клапанами. Двухлопастный винт с регулируемым шагом позволяет летать на средних высотах.
Наземная станция управления базируется на отряде укрытия для спецназов НАТО, оснащенном перекрестно дублированными системами управления и контроля. Мобильный блок поддерживает трех пилотов, оператора полезной нагрузки и командира миссии. GCS оборудован резервными кондиционерами и блоком фильтрации NBC. Все оборудование внутри укрытия размещено в стеллажных шкафах. У каждого оператора есть два экрана спереди вместе с программным обеспечением операторского интерфейса, используемым для управления, контроля и мониторинга в реальном времени.
Каждый тактический БПЛА сконфигурирован с шестью летательными аппаратами платформы, две наземные станции управления (GCS), три наземных терминала передачи данных (GDT), два удаленных видеотерминала (RVT) и наземное вспомогательное оборудование. Каждая воздушная платформа оснащена системой авионики с тройным резервированием. Архитектура наземной системы управления с перекрестным резервированием позволяет пилоту, оператору полезной нагрузки и командиру миссии управлять платформой, управлять ею и контролировать ее.
Bayraktar имеет тройное резервирование Система управления полетом с возможностью автономного руления, взлета, крейсерского полета, посадки и парковки без каких-либо внешних датчиков. Система управления полетом является центральным основным компонентом, который выполняет алгоритмы объединения датчиков, работающие с данными датчиков в реальном времени. Управление конкретным заданием осуществляется через компьютерную систему управления полетом. Подъемная платформа управляется с помощью различных резервных сервоприводов поворотного и линейного типов, которые сконструированы в соответствии с динамикой подъемной платформы. Все программное и аппаратное обеспечение основного бортового бортового радиоэлектронного оборудования разрабатывается в соответствии с действующей программой для достижения максимальной производительности. Электронный блок питания питает бортовые системы, поддерживаемые тройными генераторами переменного тока и сбалансированными литий-ионными аккумуляторами. В хвостовой части платформы размещена усиленная камера с подогревом для наблюдения за полетом, а вся полезная нагрузка и телеметрические данные записываются на бортовой регистратор данных. Архитектура резервирования бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает при необходимости автономную аварийную посадку на разных аэродромах. Алгоритмы объединения датчиков позволяют осуществлять навигацию и автоматическую посадку даже при потере сигналов глобального позиционирования.
В 2007 году Министерство обороны Турции (SSM) инициировало программу разработки и пригласило две компании для участия в этапе демонстрации прототипа программы Tactical UAS. В 2009 году компания Bayraktar продемонстрировала блок A с его системой авионики с двойным резервированием и полностью автономным взлетом и посадкой и был выбран победителем программы. Проектирование блока Б Байрактар началось в начале 2012 года со второй фазы программы, которая охватывает разработку и серийное производство. В июне и августе 2014 года в испытательных полетах Bayraktar TB2 достиг высоты 27000 футов и оставался в воздухе 24 часа 34 минуты. Bayraktar TB2 имеет размах крыла 12 метров и максимальную взлетную массу 650 кг.
17 декабря 2015 г. успешно прошли испытания ракетный комплекс БПЛА Bayraktar TB2. При испытаниях использовалась противотанковая ракета большой дальности UMTAS (диаметр: 160 мм; дальность до цели: мин. 500 м, макс. 8 км) разработки компании Roketsan. На оба крыла БПЛА Bayraktar TB2 были установлены две ракеты UMTAS (по 37,5 кг каждая). Целевая панель 2x2 м была поражена (со 100% точностью и точностью) с расстояния 8 км и высоты 16000 футов (около 5000 м) ракетой UMTAS с лазерным наведением пилотом-оператором на наземной станции. Таким образом, Турция стала 6-й страной в мире, производящей БЛА (США: Predator, Reaper; Китай: CH-3 с ракетой малой дальности AR-1; Израиль: Hermes; Иран: Shahed 129 с ракетой Sadid-1, Пакистан Burraq. Ucav с ракетой Burq). 18 декабря 2015 года был опубликован видеоролик об испытании ракеты Bayraktar TB2. 8 сентября 2016 года Bayraktar TB2 зарегистрировал свое первое уничтожение во время операции против РПК.
Bayraktar подписал соглашение с Катаром в марте 2018 года на производство шести беспилотников для катарских сил. В январе 2018 года Байкар подписал договор с Укрспецпроектом о покупке 12 турецких Bayraktar TB2 и 3 наземных пунктов управления стоимостью 69 миллионов долларов для украинской армии. Украина получила первую партию БПЛА в марте 2019 года.
15 августа 2018 года, Сухопутные войска Турции успешно использовали Bayraktar TB2 в совместной трансграничной операции турецких войск. вооруженные силы и Национальная разведывательная организация Турции убили высокопоставленного лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) и члена правления Союза сообществ Курдистана (KCK) Исмаил Озден в районе Синджар на северо-западе Ирака.
В июне 2019 года международные СМИ сообщили, что правительство Ливии «Национальное согласие» использовало Байрактар для нанесения удара по авиабазе Ливийской национальной армии генерала Хафтара. Несмотря на эмбарго ООН на продолжающуюся гражданскую войну в Ливии, есть подозрения, что как минимум 3 БПЛА Bayraktar TB2 используются над Триполи признанным ООН правительством. С другой стороны, силы генерала ЛНА Хафтара заявили, что уничтожили один БЛА в аэропорту Митига. На видеозаписи видно, как минимум один Bayraktar TB2, пролетавший над Триполи, собирался приземлиться в военной части Митига, находящейся под контролем сил союзников ПНС. В декабре 2019 года ЛНА заявило, что сбило 7 турецких БПЛА TB2 в ходе кампании в Западном Ливии, но не представило доказательств этого, а еще один заявленный сбит в начале 2020 года.
12 февраля 2018 года Сирийские демократические силы заявили, что они сбили турецкий тактический БПЛА Bayraktar, который был обнаружен разбившимся недалеко от Куды, небольшого городка в районе Раджо Африн недалеко от сирийско-турецкой границы.
В феврале –Март 2020 года 3 беспилотника Bayraktar были сбиты на севере Сирии во время турецкой военной операции в Идлибе. Согласно сирийским военным источникам, они сбили в общей сложности 7 боевых дронов Bayraktar TB2 в Большом Идлибе.
10 марта 2020 г. один Bayraktar TB2 разбился после взлета с авиабазы Бэтмен недалеко от граница с Сирией. Турецкий источник добавил, что причиной крушения стали технические проблемы и что в настоящее время ведется расследование.
27 сентября 2020 года Азербайджан авиация, артиллерия и бронетанковые силы начали крупномасштабную контратаку по армянским вооруженным силам и позициям на всем протяжении Нагорного Карабаха, тем самым положив начало нагорно-карабахскому конфликту 2020 года. По разным данным, Азербайджан широко использовал Bayraktar TB2 в своих операциях во время столкновений. На кадрах, опубликованных Минобороны Азербайджана, запечатлен беспилотник Bayraktar TB2, уничтожающий системы ПВО, позиции пехоты, артиллерийские орудия, танки и другую военную технику. Позже Азербайджан подтвердил, что он использовал вооруженные беспилотники турецкого производства против армянских целей в Нагорном Карабахе.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Kale-Baykar Bayraktar Tactical. |