Ситио Баррилес | |
Местоположение сайта в Панаме | |
Местоположение | Провинция Чирики, Панама |
---|---|
Координаты | 8 ° 48'N 82 ° 42'W / 8,800 ° N 82,700 ° W / 8,800; -82,700 Координаты : 8 ° 48'N 82 ° 42'W / 8,800 ° N 82,700 ° W / 8,800; -82.700 |
Тип | Поселение |
Баррилес (известное также как Ситио Баррилес или под обозначением BU-24), является одним из самых известных археологических памятников в Панаме. Он расположен в высокогорье провинции Чирики Западной Панамы на высоте 1200 метров над уровнем моря. Он находится в нескольких километрах к западу от современного города Волькан. Это помещает памятник в ареал культуры Гран-Чирики (охватывающий Западную Панаму и большую часть Южной Коста-Рики, части еще более широкой Промежуточной области или Истмо-Колумбийской области). Первоначально это место было названо в честь нескольких небольших каменных бочек, найденных в этом районе, хотя они также были найдены в других местах в долине Рио-Чирики-Вьехо и в Коста-Рике. В этой области прохладный весенний климат с ярко выраженным сезоном дождей с мая по ноябрь и сухим, но ветреным сезоном в остальное время года. Этот регион расположен на западных склонах вулкана Бару, спящего вулкана и самой высокой горы в Панаме.
Как Эль-Каньо в Центральной Панаме или Панама-Вьехо в Панама-Сити, Баррилес является одним из немногих археологических памятников в Панаме, регулярно доступных для общественности. Северо-западная часть сайта доступна для публики через финку Ландау (которая является частной собственностью), у которой во дворе выставлены различные артефакты, в стенах поддельного раскопочного блока и в небольшом частном музее.. Не все экспонаты были обнаружены на месте. Семья предлагает экскурсии по коллекциям и их садам на испанском и английском языках. Пожертвования приветствуются.
Предполагается, что когда-то это место было социально-церемониальным центром со значительным населением от 500 до 1000 человек. Он содержит небольшой курган, который когда-то ассоциировался с рядом из 14 статуй. Десять из них были изображены одинокими людьми, в то время как четыре включали одного человека, часто более пухлого, более высокого, в конической шляпе и украшениях, верхом на плечах обнаженного мужчины, хотя некоторые из этих людей также носили конические шляпы. Многие ученые интерпретировали эти двойные индивидуальные статуи как свидетельство существования социальных групп с более высоким и более низким статусом в Баррилесе. Большой метатэ (точильный камень), граница которого была украшена крошечными каменными головками, также интерпретировался как свидетельство насилия или человеческих жертвоприношений в прошлом. Многие из статуй и метате в настоящее время выставлены в Antropológico Museo Reina Torres de Araúz в Панама-Сити.
Баррилес был в значительной степени заселен во время периода Агуас-Буэнас (300–900 гг. Н. Э.) (См.), Известного как период Бугаба. Девять радиоуглеродных дат были взяты из Баррилеса, шесть из них относятся к 500-800 годам нашей эры (или к поздней фазе Бугаба). Керамика этого периода, как правило, была неокрашенной и иногда включала гравированные, резные и аппликационные украшения. Каменные артефакты, в том числе небольшие осколки, созданные при изготовлении каменных орудий (то есть лезвий, топоров и метатес), обычно делались из андезита, базальта, риолита и кремня. Органические материалы, такие как растительные волокна и кости животных, плохо сохраняются в кислых почвах.
Периоду Агуас-Буэнас предшествовал архаический тропический лес (4600-2300 до н.э.), который известен благодаря скальным убежищам за пределами долины. Фаза Консепсьона (примерно 300 г. до н.э. - 400 г. н.э.) была связана с самыми ранними керамическими популяциями в этом районе, и данные свидетельствуют о том, что население было низким и пространственно рассредоточенным, хотя больше участков известно с более низких высот. Период Агуас Буэнас был связан с развитием системы поселений, состоящей из больших деревень и небольших усадеб. Последующие фазы Чирики (900-1500 гг. Н.э.) стали свидетелями распада предыдущих деревень, и население вернулось к эфемерным и пространственно рассредоточенным образцам. Это предполагает, что основная реорганизация населения во время последовательности могла быть связана с политическим и церемониальным подъемом и упадком Баррилеса.
Предполагалось, что гипотетическое извержение соседнего вулкана Бару в 600 году нашей эры привело к разрушению других археологических поселений выше по течению от Баррилеса, что вызвало движение к Карибскому водоразделу и последующую колонизацию его. Недавние геологические и археологические работы серьезно поставили под сомнение достоверность извержения в 600 году нашей эры, и теперь данные указывают на гораздо более позднее событие извержения, возможно, около 1400 года нашей эры. Недавние археологические работы на Карибском водоразделе также подняли возможность более ранних и более плотных популяций, чем
Баррилес был предметом ранних археологических исследований доктора Мэтью Стирлинга (конец 1940-х гг.), который не публиковал широко результаты. Стирлинг был археологом, который обнаружил фрагменты статуй Баррилеса и большого метате. Ален Ичон и Вольфганг Хаберланд (1950-е и 1960-е годы) интересовались изучением керамики из Баррилеса и собрали образцы из нескольких небольших раскопок.
В начале 1970-х годов этот регион (и другие районы Западной Панамы) стал центром многолетнего проекта «Адаптивное излучение», возглавляемого панамским археологом доктором Ольгой Линарес. В проекте участвовали несколько влиятельных фигур в современной археологии Центральной Америки, в том числе доктор Ричард Кук, доктор Энтони Ранере и доктор Пейсон Шитс. В рамках этого проекта была обследована часть долины Рио-Чирики-Вьехо и определены десятки участков. Они пришли к выводу, что Рио-Чирики-Вьехо когда-то был домом для значительного и сложного населения, поддерживаемого выращиванием кукурузы. По их словам, это было не так просто осуществить в соседних Карибских низинах, которые не демонстрировали такой сложной социальной организации, как горы. Точность и значение последнего пункта стали предметом серьезных споров. Некоторые коллекции керамики и камня из этого проекта находятся в Темплском университете. Затем в 1980-х годах доктор Кэтрин Шелтон ненадолго посетила это место, но большая часть ее работы была связана с участками на более низких высотах. Аргентинский ученый доктор Видаль Фрайтс изучал статуи Баррилеса в 1990-х годах, но не проводил новых полевых исследований на этом месте.
Первое десятилетие 21 века ознаменовалось возобновлением интереса к этому месту. Немецко-панамская группа археологов раскопала остатки сооружения в 2001 году, что позволило им предположить, что Баррилес, вероятно, был деревней, а не пустым церемониальным центром или кладбищем. Сегодня этот большой раскопок открыт для посещения туристами. Доктор Карен Холмберг (Университет Брауна) взяла образцы вулканической статуи из этих раскопок, хотя большая часть ее работы в конечном итоге проводилась недалеко от современных городов Бокете и Кальдера на другой стороне вулкана. Доктор Скотт Паламбо (Колледж Лейк-Каунти) недавно провел самую обширную работу на этом месте, опробовав различные домашние сектора с сотен небольших раскопок. Его работа предполагает, что в Баррилесе проживает гораздо более плотное население по сравнению с другими местами в регионе, и что действия, которые привлекали людей в деревню, скорее всего, были церемониальными праздниками, возможно, связанными с погребальными ритуалами. Однако различия между социальными рангами были тонкими и далеко не такими четкими, как различия, якобы рекламируемые в двойных индивидуальных статуях.
Поскольку Баррилес получил относительно мало археологического внимания по сравнению с более яркими местами в Мезоамерике или Перу, он стал предметом значительных слухов и спекуляций.
Один из наиболее популярных слухов состоит в том, что Баррилес был заселен двумя популяциями, одно африканского происхождения, а другое азиатского происхождения (мало чем отличается от современной Панамы). Сторонники этой теории указывают на предполагаемые этнические характеристики, которые они, по их утверждениям, видят на статуях Баррилеса. Есть три причины сомневаться в такой возможности. Во-первых, керамические стили и образцы домашней организации, изученные в Barriles, имеют прямое происхождение в предыдущей фазе Консепсьона, а не представляют собой навязчивый комплекс артефактов, привезенных откуда-то еще. Вторая причина сомневаться в этой теории заключается в том, что сами статуи выглядят довольно стилизованными, что позволяет предположить, что определенные физические особенности (например, идеально квадратные плечи) могли быть частью древнего художественного канона скульпторов, а не точной копией реальных физических характеристик. Последняя причина в том, что лица некоторых статуй были интерпретированы как отражающие возможно изуродованных людей
Указание на плохо продемонстрированные трансокеанские контакты является примером гипердиффузионистской теории. Такие теории часто не отдают должного потомкам коренных народов за их древние культурные достижения - практику, которая может быть истолкована как неявно расистская и колониальная.
Другой распространенный миф состоит в том, что население Баррилес было завоевано группами майя из Мезоамерики (Мексика, Белиз, Гватемала, некоторые районы Гондураса и Сальвадора). Часть этой теории основана на наличии окрашенной полихромной керамики с конца последовательности. Эта точная керамика обычно связана с более поздним периодом Чирики (или Борука) и была подробно описана соседними коста-риканскими археологами. Нет никаких свидетельств контактов или занятий майя, которые были приняты профессиональными археологами.
По мнению некоторых, Баррилес был резиденцией небольшого регионального государства, состоящего из поселений, связанных церемониальными узами, войной, производством или обменом полированных каменных топоров. используется для вырубки леса и деревообрабатывающих работ. Возможная связь политической или религиозной организации с различными степенями или формами социального неравенства была предметом недавнего исследования. Изменения в социальной организации, особенно связанные с ранним развитием и сохранением политической иерархии или социального неравенства, представляют теоретический интерес для многих археологов-антропологов, которые стремятся понять эти важные сдвиги в истории человечества. Это одна из причин, почему Баррилес имеет теоретическое значение, превосходящее центральноамериканскую археологию.
Баррилес также играет важную роль в обсуждениях Макро-Чибчанской идентичности, основанных на генетических, лингвистических и археологических исследованиях из других мест в Центральной Америке. Люди, носящие конические шляпы на статуях, возможно, связаны с шаманской религиозной традицией. Однако исследования идентичности макрочибчан в значительной степени основывались на качествах между предметами торговли, которые, как предполагается, связывают разные группы, говорящие на чибчане, в одну и ту же религиозную традицию, предметы, которые полностью отсутствуют в Баррилес. Это наблюдение, однако, основано в основном на сборах древнего домашнего мусора, а не на систематических раскопках гробниц, в которых ценные предметы могли быть использованы в качестве погребального инвентаря.