Епархия Армении была восточно-сирийской епархией (и кратко столичной провинцией ) церкви Востока между пятым и четырнадцатым веками. Епархия обслуживала членов Церкви Востока в Армении, а ее епископы сидели в Халате. Последний раз епархия упоминается в 1281 году и, вероятно, исчезла в четырнадцатом веке во время беспорядков, сопровождавших фрагментацию Монгольской империи.
Восточно-сирийская епархия Армении, епископы которой находились в г. Халат на северном берегу озера Ван, засвидетельствован между пятым и четырнадцатым веками. В пятом веке епархия Халат не была отнесена к столичной провинции, но позже была включена в провинцию Нисибис, вероятно, вскоре после арабского завоевания Персии. Патриарх Тимофей I создал для Армении недолговечную столичную провинцию, предположительно, повысив статус епархии Халат. Ко второй половине XI века Халат снова был суфражистской епархией провинции Нисибис. К XIII веку в юрисдикцию епископов Халата входили города Ван и Вастан. Несторианский митрополит Басрский Шлемун XIII века, автор «Книги пчел» (около 1222 г.), был уроженцем Халат.
. Епископ Арташахр Армянский был среди лиц, подписавших акты синода Дадишог в 424 г.. В этот период епархия, вероятно, основанная на Халате, не была отнесена к столичной провинции.
Епископ Якоб Халат, писатель, упомянутый в списке сирийских авторов, составленных в XIV веке Абдишо Бар Брихой, процветали во время правления патриарха Петиона (731–40).
неназванный епископ Армении присутствовал при хиротонии патриарха Абдишо II в 1074 году.
В записке 1137 года переписчика Мухтасара упоминается недавнее подавление столичной провинции Бардаджа (в Азербайджане) и возложение ответственности за оставшихся христиан в провинции на Элии, епископа Халата.
. Епископ Юванис Халат был назначен митрополитом Кашгарским и Невакетским патриархом Илией III (1176–90).
Епископ Слиба-зха из Халата присутствовал при хиротонии патриарха Денха I в 1265 году.
Епископ Хнанишо из Халата присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллахи III в 1281 году.