Ежегодные обычаи Дагомеи (xwetanu или huetanu в Fon ) были главным ежегодным праздником в Королевстве Дагомея, проводившимся в столице, Абомей. Эти церемонии были в основном начаты при царе Агадже около 1730 года и включали в себя значительный сбор и раздачу подарков и дани, религиозные церемонии, включая человеческие жертвоприношения, военные парады и обсуждения высокопоставленными лицами о будущем королевства.
Традиции среди Фон в Западной Африке и среди другие этнические группы часто проводили церемонии по семейным линиям, когда все члены семьи собирались на пир, дарили подарки старшему члену семьи и обсуждали вопросы, относящиеся к семье. В рамках религиозной водун, практикующейся в этом районе, также должны были разноситься дары и жертвоприношения духам и предкам. Король Хуэгбаджа (ок. 1645-1685) изменил эту широко распространенную практику во время своего правления, сделав так, что жертвоприношения или дары духам должны были совершаться королем.
Король Агаджа (1718-1740) далее централизовал церемонии при короле и королевской династии. При Агадже Ежегодные обычаи стали центральной религиозной церемонией в королевстве, требовалось широкое участие большей части населения, все семейные роды должны были предоставлять дары и дань (иногда считавшиеся налогами) правителю, а также аспекты животных и человеческие жертвоприношения были добавлены к практике. Традиционные семейные церемонии родословной не допускались в королевстве до завершения королевской церемонии. После Агаджи церемония стала более масштабной, продолжительной и щедрой для будущих царей.
Ежегодные обычаи включали в себя множество сложных компонентов, и некоторые аспекты могли быть добавлены в 19 веке. В целом празднование включало раздачу подарков, человеческие жертвы, военные парады и политические советы. Его главный религиозный аспект заключался в том, чтобы выразить благодарность и получить одобрение для предков королевского рода.
Другой функцией Ежегодной таможни было сбор денег для королевской семьи и королевства в целом. Основываясь на традиционных обычаях дарения подарков старшим представителям родословной, население королевства дарило дары или платило дань королю. Затем король демонстрировал богатство как знак достижений своего правления. Богатство предоставлялось и демонстрировалось не только для обогащения королевства, но и для получения одобрения предков. После показа значительная часть подарков была передана населению.
Поскольку Дагомея была значительной военной силой, участвовавшей в работорговле, рабы и человеческие жертвы стали ключевыми аспектами церемонии. За умерших царей Дагомеи были убиты пленники войны и преступники. Во время церемонии будет принесено в жертву около 500 заключенных. Сообщалось о 4000 убитых во время одной из этих церемоний в 1727 году. Большинство жертв были принесены в жертву путем обезглавливания, традиция, широко используемая дагомейскими королями, и дословный перевод имени Фон для церемонии Кветану - «ежегодный главный бизнес».. В более поздние годы эта церемония также включала проливание человеческой крови жертвой. В связи с этим был также значительный военный парад в церемониях, который еще больше продемонстрировал военную мощь королевства Дагомея.
Еще одним аспектом было то, что Ежегодная таможня также включала заметную структуру для обсуждения и дебатов по поводу государственная политика в королевстве. В этом отношении ученый Джон К. Йодер утверждал, что обычаи «выполняли политическую функцию, аналогичную функции парламентов в западных странах», хотя все еще далеки от открытых соревнований в демократических странах. Великий совет собирался на ежегодной таможне и собирал вместе важных лидеров со всей Дагомеи для обсуждения национальной политики. Большой совет включал в себя большую часть населения, в том числе женщин. Дебаты и обсуждения будут обширными; Чиновники низкого ранга могли публично упрекнуть высокопоставленных. В конце концов, король заканчивал спор, объявляя о консенсусе.
Кроме того, когда король умирает, его преемник должен был провести значительную церемонию в его честь, чтобы завершить погребальные обряды. До тех пор, пока не были совершены такие жертвоприношения и церемонии, считалось, что новый король не был одобрен духами предков.
Предметы, связанные с обычаями, хранятся в Королевских дворцах Абомея..
Днем, согласно Йодеру.
Чиновники в основном тратили свои вечера на создание коалиций политической поддержки.