Агаджа

редактировать
Король Дагомеи
Агаджа
Король Дагомеи. Император Паупау. Величайший из Черных Королей
Emblème du roi Agadja-Musée africain de Lyon.jpg Эмблема короля Агаджи
Правление1718–1740
ПредшественникАкаба или Хангбе
ПреемникТегбессо
Родилсяок. 1673 (1673-10-23UTC16: 09: 43)
Умер1740 (1741). Аллада
Дом Аладаксону
ОтецХуэгбаджа
МатьНан Адонон

Агаджа (также пишется Агаджа и также известен как Трудо Агаджа или Трудо Аудати ) был король Королевства Дагомея в современном Бенине, правивший с 1718 по 1740 год. Он вступил на престол после своего брата короля Акабы. Во время его правления Дагомея значительно расширилась и взяла под свой контроль ключевые торговые маршруты атлантической работорговли, завоевав Алладу (1724 г.) и Уайда (1727 г.). Войны с могущественной Империей Ойо к востоку от Дагомеи привели к тому, что Агаджа принял статус данника этой империи и предоставил ежегодные дары. После этого Агаджа попытался контролировать новую территорию королевства Дагомея посредством военного подавления восстаний и создания административных и церемониальных систем. Агаджа умер в 1740 году после очередной войны с Империей Ойо, и его сын Тегбессо стал новым королем. Агадже приписывают создание многих ключевых правительственных структур Дагомеи, включая Йовоган и Меху.

Мотивы Агаджи и его участие в работорговле остаются активным спором среди историков Дагомеи, при этом некоторые утверждают, что он сопротивлялся работорговле, но согласился на нее из-за необходимости защищать свое королевство, в то время как другие утверждают, что такой мотивации не существовало, а войны против Аллады и Уайды были просто для экономического контроля.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Приход к власти
    • 1.2 Завоевание Аллады и Уайды
    • 1.3 Войны с империей Ойо
    • 1.4 Централизация
    • 1.5 Контакты с европейцами
    • 1.6 Смерть
  • 2 Агаджа и работорговля
  • 3 Наследие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Библиография
    • 5.3 Современные европейские отчеты
История

Агаджа сыграла решающую роль в раннем развитии Королевства Дагомея. Царство было основано отцом Агаджи Хуэгбаджа, который правил с 1645 по 1685 год на плато Абомей. Хотя за пределами плато проводились ограниченные военные операции, королевство существенно не расширилось до восемнадцатого века.

Приход к власти

Устная традиция гласит, что Агаджа родился около 1673 г. старший сын Хуэгбаджа. Первыми двумя детьми Хуэгбаджи были близнецы Акаба и Хангбе. Первоначально Агаджа звали Досу, традиционное Фон имя для первого сына, рожденного после близнецов. Когда Хуэгбаджа умер, Акаба стал королем и правил с 1685 по 1716 год. Акаба погиб во время войны в долине реки Уэме, и поскольку его старший сын Агбо Сасса был несовершеннолетним, его сестра-близнец Хангбе могла правили в течение короткого периода времени (в качестве альтернативы дается три месяца или три года). Хангбе поддерживал фракцию, которая хотела, чтобы Агбо Сасса стал следующим королем, но Агаджа оспорил это и стал правителем в 1718 году после непродолжительной ожесточенной борьбы.

Завоевание Аллады и Уайды

Агаджа возглавил наиболее важные расширения королевства в 1720-х годах с завоеванием Королевства Аллада в 1724 году и Королевства Уайда в 1727 году. Аллада и Уида, оба Аджа королевства, стали важными прибрежными торговыми центрами в начале 1700-х годов, с торговыми связями с множеством европейских стран. Две державы заключили соглашение 1705 года, по которому обе согласились не вмешиваться в торговлю другого королевства. Король Уайды, Хаффон, становился все более и более связанным через торговлю с британской Королевской африканской компанией, в то время как король Аллады Сосо создавал свои порты форпостами для голландской Вест-Индской компании. В 1712 году британский корабль напал на голландский корабль в гавани Аллады, вызвав экономическую войну между Алладой и Уайдах, которая длилась до 1720 года. Взойдя на престол, Агаджа и Сосо договорились атаковать Уайдах и отстранить Хаффона от власти; однако этот план был остановлен по неизвестным причинам.

В 1724 году Сосо умер, и последовала битва за трон в Алладе. 30 марта 1724 года армия Агаджи вошла в Алладу в поддержку побежденного кандидата по имени Гусар. После трехдневного сражения армия Агаджи убила царя и подожгла дворец. Однако вместо того, чтобы посадить Гусара на трон, Агаджа изгнал его из города после установления своей собственной власти. Затем Агаджа обратил свои силы против других королевств Аджа. В апреле 1724 года Агаджа захватил город Годомей, а в 1726 году король Гоме передал свою лояльность от короля Уайды к Агадже.

Агаджа спланировал свое нападение на Уайде в феврале 1727 года. Он сговорился со своей дочерью На Гезе, которая была замужем за Хаффоном, чтобы полить водой пороховые склады в Уайде. Он также разослал письмо всем европейским торговцам в порту Уайда, призывая их сохранять нейтралитет в конфликте, взамен на это он обеспечит благоприятные торговые отношения по завершении войны. 26 февраля 1727 года Агаджа напал на Уайдах и сжег дворец, в результате чего королевская семья бежала из города. По сообщениям, в ходе пятидневной битвы пять тысяч человек в Уайде были убиты и от десяти до одиннадцати тысяч попали в плен. В апреле он сжег все европейские фабрики в столице Уайда.

За три года между 1724 и 1727 годами Агаджа более чем вдвое увеличил территорию Дагомеи, обеспечил доступ к Атлантическому побережью и получил сделали Дагомею выдающейся державой на Невольничьем Побережье.

Войны с Империей Ойо

Империя Ойо и окружающие государства во времена Агаджи

Королевства Аджа были данниками Империя Ойо с 1680-х гг. После того, как Агаджа завоевал Алладу, похоже, он послал меньшую дань, и поэтому 14 апреля 1726 года Империя Ойо послала свою армию против Дагомеи. Ойо завоевали Абомей и сожгли город, в то время как Агаджа и его войска сбежали в болота и прятались, пока армии Ойо не вернулись домой.

Агаджа восстановил Абомей, и когда он завоевал Уайдах в следующем году, он подарил королю много подарков Ойо. Несмотря на эти дары, условия дачи, приемлемые для Ойо, не были согласованы, и поэтому Империя Ойо вернулась 22 марта 1728 года. В рамках стратегии Агаджа закопал свое сокровище, сжег пищевые ресурсы и заставил всех жителей Абомея покинуть город.. Армии Ойо было трудно оставаться в этой ситуации, и поэтому они вернулись в Ойо в апреле. Эта стратегия была повторена в 1729 и 1730 годах, когда Ойо отправлял все более крупные армии, а Агаджа и его войска отступали в болота. Вторжение 1730 года было особенно разрушительным, поскольку Ойо симулировали принятие подарков от Агаджи, но затем устроили засаду на силы Дагомеи, когда они вернулись в Абомей. После регулярного разрушения Абомея, Агаджа перенес столицу в Алладу и правил оттуда (его сын Тегбессоу позже перенесет столицу обратно в Абомей, назначив марионеточного короля в Алладе).

После нападения 1730 г. Империя Ойо, силы Агаджи были особенно истощены. Хаффон и свергнутая королевская семья Уайда при поддержке англичан и французов попытались отвоевать город. С истощенными силами Агаджа создал специальный отряд из женщин, одетых в боевые доспехи, которые собрались в тылу своей оставшейся армии, чтобы его силы выглядели больше. Уловка сработала, когда силы Уайда увидели, как огромные силы маршируют к городу, и убежали, прежде чем произошли какие-либо сражения. После этого нападения Агаджа попросил португальского лидера в этом районе заключить мирное соглашение между Дагомеей и Ойо. Соглашение установило границы между Ойо и Дагомеей на реке Уэме и сделало Дагомею притоком Ойо, статус которого сохранялся до 1832 года. В качестве гарантии Агаджа должен был послать сына, Тегбессоу в Ойо.

Централизация

В течение последних десяти лет своего правления, с 1730 по 1740 год, Агаджа работал над укреплением своего королевства и увеличением торговли с европейцами.

Придя к соглашению с империей Ойо, Агаджа стремился военным путем уничтожить других соперников в регионе. Это началось в 1731 году с успешной войны против народа махи к северу от Абомея за обеспечение ойо продовольствием и поддержкой во время войн. Попытки португальцев и голландцев построить форты в Годомее, который Агаджа завоевал в 1724 году, но чей лидер недавно отказался от своей верности Дагомее, вызвали большую войну в 1732 году, в которой Агаджа сжег город и взял тысячи людей в плену. Кроме того, продолжалась регулярная война между Агаджей и изгнанным населением Уайда при Хаффоне. В июле 1733 года Хаффон умер, и в ссыльной общине вспыхнула гражданская война. Побежденный принц отправился в Агаджу, чтобы попросить о помощи, и, увидев возможность, Агаджа согласился поддержать принца против руководства Уайда и позволил принцу переселиться после того, как война была успешной. Другая фракция Уайда была побеждена Агаджей в 1734 году с помощью французов.

Агаджа также предпринял значительные административные реформы, чтобы управлять недавно завоеванными территориями. Многие из вождей и офицеров Аллады были оставлены, в то время как Агаджа направил своих торговых офицеров и сохранил активный военный контроль над Уайдах. Старые вожди, оставленные по необходимости, часто создавали проблемы для Агаджи, сопротивляясь его правлению или даже восставая. Агаджа также назначил трех разных торговых директоров, по одному для управления отношениями с каждой европейской державой (Великобританией, Францией и Португалией). Когда европейцы пожаловались на этих директоров в 1733 году, Агаджа заменил их одним человеком, создав таким образом важное положение Йовогана. Голландцы, напротив, вызывали у Агаджи большое презрение, и большую часть этого времени он провел, пытаясь уничтожить их интересы в регионе. Это привело к тому, что голландцы организовали значительную армию из многих племен к западу от Дагомеи, которая уничтожила силы Агаджи в 1737 году, но не разрушила королевство.

Начиная с 1730 года, но официально в 1733 году все рабы могли быть проданы только через представителей короля. Эта королевская монополия привела к некоторым восстаниям со стороны важных вождей, которые не получали полную цену за свои товары, и Агаджа подавил несколько восстаний между 1733 и 1740 годами. Королевская монополия оказалась непопулярной, и после поражения сил Агаджи в 1737 году он был вынужден разрешить свободная торговля рабами через Дагомею.

В рамках своих усилий против голландцев Агаджа организовал войну против Бадагри в 1737 году. Эта война, хотя и незначительно успешная, возможно, рассматривалась Империя Ойо выступает против условий соглашения 1730 года. И наоборот, возможно, что Агаджа просто отказалась продолжать платить дань Ойо. Какой бы ни была причина, война между Ойо и Дагомеем возобновилась в 1739 году, и Агаджа повторил свою прежнюю стратегию отступления в дикую природу, чтобы дождаться ухода войск Ойо.

Контакты с европейцами

Агаджа был первый король Дагомеи, который имел серьезные контакты с европейскими торговцами. Хотя Дагомея была известна европейским торговцам в 1600-х годах, в основном как источник рабов, поскольку это было внутреннее царство, контакты были ограничены. Когда Агаджа расширил королевство, он вошел в контакт с голландскими, британскими, французскими и португальскими торговцами. Агаджа выступал против голландцев и в значительной степени исключил их из торговли вдоль побережья после того, как он его завоевал. Однако он создал непосредственных офицеров для управления контактами с другими европейскими державами.

Один важный контакт начался в 1726 году, когда Агаджа послал Булфинча Ламбе (британский торговец, захваченный во время нападения 1724 года на Годомей ) и посол Дагомеи, известный как Адомо Томо или капитан Том, с миссией в Британии. Ламбе должен был доставить «Схему торговли» королю Георгу I. «Схема торговли» изложила план для короля Георга I работать с королем Агаджей в создании плантации в Дагомее, экспортируя такие товары, как сахар, хлопок., и индиго. Однако Ламбе было известно, что англичане уже отказались от планов создания плантации в Дагомее; он покинул Дагомею, не собираясь выполнять план Агаджи. Сначала Ламбе продал Адомо Томо в рабство в Мэриленде, но через несколько лет вернулся, чтобы освободить Томо и привезти его в Англию. Ламбе и Томо несли письмо, которое якобы было от Агаджи, и получили аудиенцию у короля Георга II. Письмо от Агаджи было отклонено как подделка, и Томо был возвращен в Дагомею, где Агаджа назначил его помощником начальника торговли с британцами.

Смерть

Агаджа умер в Алладе через несколько месяцев. после возвращения после войны с Ойо в 1740 году. Устные предания говорят, что Тегбессо, который был пятым старшим сыном Агаджи, ранее сказал Агаджа, что, поскольку он спас Дагомею от Империи Ойо, он будет королем, а не кем-либо его старших братьев, хотя эта традиция, возможно, была создана Тегбессо, чтобы узаконить его правление. Тем не менее, результатом стало соревнование между ним и его братьями после смерти Агаджи. В конце концов Тегбессо победил и стал новым королем Дагомеи.

Агаджа и работорговля
Дверь невозврата в Уида, мемориал порабощенным африканцам, которые были доставлены в Америку из порта.

Мотивы Агаджи для захвата Аллады и Уайды и его участие в работорговле были темой для обсуждения среди историков. Дебаты сосредоточены в основном вокруг завоевания Агаджей Аллады и Уайды и наблюдаемого сокращения работорговли в этом районе после этого завоевания. Попытки определить мотивацию усложняются тем, что администрация Агаджи закончила создание значительной инфраструктуры для работорговли и активно участвовала в ней в течение последних нескольких лет его правления.

Споры о мотивах Агаджи восходят к Публикация Джона Аткинса 1735 года «Путешествие в Гвинею, Бразилию и Вест-Индию». В этой книге Аткинс утверждал, что Аллада и Уида были известны регулярными набегами рабов на плато Абомей и что атаки Агаджи на эти королевства были в первую очередь для освобождения некоторых из его людей, которые были захвачены. Ключевым доказательством для Аткинса было письмо, которое якобы пришло от Агаджи и было доставлено Булфинчем Ламбе в Англию в 1731 году, в котором говорилось о готовности Агаджи наладить экспорт сельскохозяйственной продукции в Великобританию в качестве альтернативы работорговле. Подлинность этого письма оспаривается, и оно широко использовалось в дебатах об отмене смертной казни в Великобритании в качестве письма предполагаемого аболициониста из числа коренных жителей Африки.

Позже историки продолжили этот спор о роли Агаджа в работорговле, но с необходимостью учитывать тот факт, что в последние годы жизни Агаджи (и после публикации книги Аткинса) Королевство Дагомея было крупным участником работорговли в Атлантике.

Роберт В. Хармс пишет, что участие Агаджи в работорговле было непреходящей необходимостью. Агаджа все больше и больше делал свое королевство все более зависимым от иностранных товаров, за которые могли платить только рабы. Он пишет:

Он отметил, что, превратив свою армию из луков и стрел в ружья, он нуждался в постоянных поставках пороха от европейцев. Он также описал прекрасную одежду своих жен и богатство своего королевского двора, подразумевая, что ему нужны надежные поставки импортной ткани и других предметов роскоши, чтобы поддерживать придворный образ жизни. Наконец, он отметил, что, как король Дагомеи, он был обязан периодически распространять ракушки каури и другие товары повседневного спроса среди простых людей. Раковины каури для простых людей, такие как шелковая ткань для королевских жен и порох для армии, можно было получить только через работорговлю.

Бэзил Дэвидсон утверждал, что Дагомея была вовлечена только в работорговлю. как средство самозащиты от набегов рабов со стороны Империи Ойо и королевств Аллада и Уайда. Он утверждал, что Агаджа захватил прибрежные города, чтобы обеспечить доступ к европейскому огнестрельному оружию и защитить Фон от набегов рабов. Он пишет:

Дагомея возникла «в начале семнадцатого века, или примерно в 1625 году, когда народ Фон из страны, находившейся за Берегом рабов, объединился в целях самообороны против ограбления своего восточного соседа, йоруба. Без сомнения, фон были заинтересованы в защите и от прибрежных рейдеров... Но новое государство Дагомея могло эффективно защищаться только в том случае, если оно могло удерживать достаточные запасы огнестрельного оружия и боеприпасов. А их он мог получить только с помощью торговля с Ардрой [Алладой] и Уидой [Уайда] - и, конечно, только в обмен на рабов... В конце концов, Дагомея сочла их поборы невыносимыми. Они отказались позволить Дагомее продавать своих пленников европейцам иначе, как через Это явилось непосредственной причиной того, что четвертый король Дагомеи, Агаджа, в 1727 году вел с ними успешную войну и захватил их города ».

IA Акинджогбин выдвинул этот аргумент как можно дальше, утверждая, что основной мотивацией Агаджи было положить конец работорговле в регионе. Он пишет, что, хотя Агаджа участвовал в работорговле, это было в первую очередь средством самообороны, и что его первоначальными мотивами было положить конец работорговле. Письмо Булфинча Ламбе играет заметную роль в анализе Акинджогбина как заявление о готовности Агаджи остановить работорговлю. Акинджогбин пишет:

«Сразу становится ясно, что Агаджа очень мало симпатизировал работорговле, когда он вторгся на побережье Аджи [Аллада и Уайда]. Его первым мотивом, по-видимому, было уничтожение традиционной политической системы, которая была полностью разрушился и больше не мог обеспечивать элементарную безопасность и справедливость... Второй мотив, по-видимому, заключался в ограничении и, в конечном итоге, прекращении работорговли, которая была причиной развала традиционной системы в Аджа, и заменить другие «законные» предметы торговли между Европой и новым королевством Дагомея ».

Историк Робин Ло, напротив, утверждает, что нет четких доказательств мотивации Агаджи, выступающей против работорговли, и что завоевания Аллады и Whydah, возможно, просто сделали, чтобы улучшить доступ Агаджи к экономической торговле. Ло утверждает, что срыв работорговли, последовавший за возвышением Дагомеи, не обязательно был связан с какими-либо усилиями с их стороны по замедлению работорговли, а был просто следствием разрушения, вызванного их завоеваниями. Ло верит в подлинность письма Булфинча Ламбе, но утверждает, что Аткинс неправильно его истолковывает. Вдобавок Ло сомневается в мотивации самообороны, подчеркнутой Дэвидсоном и Акинджогбином, написав:

«Это правда, что короли Дагомеи впоследствии взяли на себя ответственность за освобождение области Дагомеи от угрозы вторжения со стороны соседних государств, но там не предполагает, что это было мотивом либо для первоначального основания, либо для последующего расширения королевства, или что такие вторжения рассматривались (в большей степени, чем собственные войны Дагомеи) как набеги рабов ».

Аналогично, Дэвид Хенидж и Мэрион Джонсон подвергают сомнению аргумент Акинджогбина. Соглашаясь с свидетельством Акинджогбина о том, что торговля замедлилась после возвышения Агаджи, они находят, что эти свидетельства не поддерживают альтруистическое или моральное противодействие работорговле в качестве причины этого. Что касается письма Булфинча Ламбе, они утверждают, что его подлинность остается «не доказанной», но, поскольку Ламбе предоставили 80 рабов, когда он был освобожден, маловероятно, что мотивы Агаджи были ясны. Вместо этого они утверждают, что доказательства подтверждают попытки Агаджи участвовать в работорговле, но неспособные сделать это из-за войны с изгнанной королевской семьей Уайда и Империей Ойо. Они пишут:

«Действия Агаджи, насколько мы их знаем, предполагают готовность участвовать во внешней торговле - будь то рабами, товарами или золотом - таким образом, который соответствует предполагаемым потребностям Дагомеи. В то же время, он не смог реализовать эту возможность немедленно из-за непрекращающихся боевых действий, которые угрожали существованию его государства. В течение такого переходного и тревожного периода торговля неизбежно падала. Такое мнение не обязательно может быть правильным, но оно имеет явное преимущество

Эдна Бэй оценивает дебаты, написав:

«Хотя возможность того, что африканский монарх пытался положить конец работорговле, очевидно, привлекательна в двадцатом веке, историки, внимательно изучившие свидетельства Дагомеи, предполагают, как и работорговцы восемнадцатого века, что мотивом Дагомеи было желание торговать напрямую с Европой, и что королевство было готово предоставить товар в больше всего желают европейские торговцы, люди. Следовательно, тезис Акинджогбина маловероятен. Однако как идея Аткина о том, что Дагомея хотела остановить набеги на свой народ, так и аргумент о том, что дагомейцы стремились к прямой зарубежной торговле рабами, возможны ».

Наследие
Дагомейские амазонки примерно в 1890 году.

Агаджа считается с введением многих черт государства Дагомея, которые стали определяющими характеристиками для будущих королей. Часто говорят, что Агаджа создал Меху (премьер-министр), Йовоган (главный по работе с европейцами) и другие административные должности. Однако устные традиции иногда приписывают эти события другим королям. Кроме того, Агаджа иногда считается королем, создавшим дагомейских амазонок, военное подразделение, полностью состоящее из женщин. В нескольких историях говорится, что у Агаджи действительно были вооруженные женщины-телохранители. дворец и что он действительно одевал женщин в доспехи, чтобы атаковать Уайда в 1728 году; однако историк Стэнли Алперн считает, что амазонки вряд ли были полностью организованы во время его правления.

Агаджа а Он также оказал большое влияние на религию Дагомеи, в основном за счет повышения роли Ежегодных обычаев (xwetanu или huetanu в Fon). Хотя Ежегодные обычаи уже существовали и каждая семья устраивала аналогичные праздники, Агаджа изменила это, сделав королевские Ежегодные обычаи центральной религиозной церемонией в королевстве. Семейные торжества не могли происходить до тех пор, пока не произошли королевские Ежегодные обычаи.

Агаджа часто считается одним из великих королей в истории Дагомеи, и его помнят как «великого воина». Его экспансия в Дагомею и связи с европейскими торговцами привели к его изображению в искусстве Дагомеи в виде европейской каравеллы лодки.

См. Также
Список литературы

Примечания

Библиография

  • Акинджогбин, И.А. (1967). Дагомея и ее соседи: 1708-1818 гг. Издательство Кембриджского университета. OCLC 469476592. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Альперн, Стэнли Б. (1998). «О происхождении амазонок Дагомеи» ". История в Африке. 25 : 9–25. JSTOR 3172178. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Бэй, Эдна Г. (1998). Жены леопарда: пол, политика и культура в Королевстве Дагомея. Университет Вирджинии. OCLC 37928567. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дэвидсон, Бэзил (1980). Африканская работорговля. Нью-Йорк: Back Bay Books. OCLC 7753159. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Decalo, Samuel (1987). Historical Dictionary of Benin. Metuchen, NJ: Scarecrow Press. Pp. 22–23. OCLC 14692157. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Falola, Toyin; Warnock, Amanda (2007). Энциклопедия Среднего прохода. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. OCLC 230753290. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Halcrow, Элизабет М. (1982). Трости и Цепи: исследование сахара и рабства. Оксфорд: Образовательное издательство Heinemann. OCLC 10723826. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хениге, Дэвид; Джонсон, Марион (1976). «Агаджа и работорговля: Другой взгляд на свидетельства ". History in Africa. 3 : 57–67. JSTOR 3171561. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Джонсон, Мэрион (1978). «Булфинч Ламбе и император Папайи: сноска к Агадже и работорговле». История в Африке. 5 : 345–350. JSTOR 3171496. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Ло, Робин (1977). Империя Ойо c. 1600-c. 1836: Западноафриканский империализм в эпоху атлантической работорговли. Лондон: Oxford University Press. OCLC 2965997. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ло, Робин (1986). «Дагомея и работорговля: размышления об историографии подъема Дагомеи». Журнал африканской истории. 27 (2): 237–267. doi : 10,1017 / s0021853700036665. JSTOR 181135. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Ло, Робин (1993). "Амазонки" Дагомеи ". Пайдэума: 245–260. JSTOR 40341664. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Закон, Робин; Манн, Кристин (1999). «Западная Африка в Атлантическом сообществе: пример невольничьего побережья». The William and Mary Quarterly. 56 (2): 307–334. JSTOR 2674121. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Монро, Дж. Кэмерон (2011 г.)). «В чреве Дэна: пространство, история и власть в доколониальной Дагомее». Современная антропология. 52 (6): 769–798. doi : 10.1086 / 662678. JSTOR 10.1086 / 662678. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (требуется подписка)
  • Пике, Франческа; Райнер, Лесли Х. (1999). Дворцовые скульптуры истории Абомея на стенах (PDF). Лос-Анджелес: Музей Пола Гетти. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уолтер Родни (1975). «Побережье Гвинеи». Кембриджская история Африки. 4. OCLC 457145268. CS1 maint: ref = harv (link )

Современные европейские счета

Королевские титулы
Предшественник. Хангбе Король Дагомеи. 1718– 1740Преемник. Тегбессоу
Последняя правка сделана 2021-06-09 16:37:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте