Англо-египетское завоевание Судана

редактировать
Карта 1894 года, показывающая территорию махдистского государства в Судане

Англо- Египетское завоевание Судана в 1896–1899 гг. Было отвоеванием территории, утраченной хедивами из Египта в 1884 и 1885 годах во время махдистской войны. Британцам не удалось организовать упорядоченный вывод египетских войск из Судана, и поражение в Хартуме оставило только Суакин и Экваторию под Контроль Египта после 1885 года. Завоевание 1896–1999 годов нанесло поражение и разрушило государство махдистов и восстановило англо-египетское правление, которое сохранялось до тех пор, пока Судан не стал независимым в 1956 году.

Содержание
  • 1 Предварительные сведения
  • 2 силы Китченера
  • 3 Суданская военная железная дорога
  • 4 Кампания 1896 года
  • 5 Кампания 1897 года
  • 6 Кампания 1898 года
  • 7 Битва при Омдурмане
  • 8 Заключительные кампании
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Предварительные сведения
Герберт Китченер, сирдар египетской армии

В Великобритании существовало значительное мнение в пользу возвращения Судана после 1885 года, в основном чтобы "отомстить Гордону ". Однако лорд Кромер, генеральный консул Великобритании в Египте, был архитектором ухода британцев после восстания махдистов. Он был уверен, что Египту необходимо восстановить свое финансовое положение, прежде чем можно будет рассматривать какое-либо вторжение. «Судан дорого обходится Египту, - сказал он, - но он не стоит банкротства и чрезвычайно жесткого налогообложения». Он считал необходимым избегать «преждевременных действий небольшой, но влиятельной части общественного мнения, которая настойчиво и энергично отстаивала идею немедленного завоевания». Еще 15 ноября 1895 г. британское правительство заверило его, что у него нет планов вторжения в Судан.

Однако к 1896 г. премьер-министр Солсбери понял, что интересы Другие державы в Судане не могли сдерживаться только дипломатией - Франция, Италия и Германия имели планы в отношении региона, которые можно было сдержать только путем восстановления англо-египетского правления. Катастрофическое поражение итальянцев Менеликом II из Эфиопии в битве при Адве в марте 1896 года также повысило вероятность антиевропейского союза между Менеликом и халифом Судана. После Адвы итальянское правительство обратилось к Великобритании с призывом организовать военную диверсию, чтобы не дать силам махдистов атаковать их изолированный гарнизон в Кассале, и 12 марта британский кабинет санкционировал наступление на Донгола для этого. Солсбери также старался заверить французское правительство в том, что Британия не намерена продвигаться дальше Донголы, чтобы предотвратить любые попытки французов выдвинуть какие-то собственные претензии со стороны Судана. Фактически французское правительство только что отправило Жан-Батиста Маршана вверх по реке Конго с заявленной целью достичь Фашода на Белом Ниле И претендуя на это для Франции. Это подтолкнуло британцев к попытке полномасштабного разгрома государства махдистов и восстановления англо-египетского правления, вместо того, чтобы просто обеспечить военную диверсию, как того требовала Италия.

Затем лорд Солсбери приказал Сирдар, бригадный генерал Герберт Китченер для подготовки к продвижению вверх по Нилу. В качестве генерал-губернатора Суакина с 1886 по 1888 год Китченер сдерживал силы махдистов под командованием Османа Дигна с побережья Красного моря, но он никогда не командовал большой армией в бою. Китченер применил методичный и неторопливый подход к восстановлению Судана. В первый год его целью было восстановить Донгола ; во втором - построить новую железную дорогу от Вади Халфа до Абу Хамад ; в третьем, чтобы отбить Хартум.

силы Китченера
Суданские солдаты в египетской армии, 1899

Египетская армия мобилизована, и к 4 июня 1896 года Китченер собрал силы из 9000 человек, состоящих из десяти человек. пехотных батальонов, пятнадцати кавалерийских и верблюжьих корпусов эскадронов и трех артиллерийских батарей. Все солдаты были суданцами или египтянами, за исключением нескольких сотен человек из Северного Стаффордширского полка и нескольких артиллеристов Максима. Использование британских войск было сведено к минимуму, а суданские войска использовались везде, где это было возможно, отчасти потому, что они были дешевле, а отчасти потому, что они могли выжить в экстремальных условиях кампании в Судане, чего европейцы часто не могли. Чтобы максимизировать количество суданских войск, развернутых для вторжения, суданский гарнизон был выведен из Суакина на Красном море и заменен индийскими солдатами. Индейцы прибыли в Суакин 30 мая, освободив X-й египетский и суданский батальоны для экспедиции в Донголу.

Египетская армия в 1880-х годах сознательно пыталась дистанцироваться от времен Мухаммеда Али, когда суданские мужчины схвачен, порабощен, отправлен в Египет и зачислен. Тем не менее, накануне вторжения 1896 г. статус освобождения и точные условия набора многих суданских солдат в египетскую армию были неясны. Египетские призывники должны были служить шесть лет в армии, в то время как суданские солдаты, поступившие на службу до 1903 года, записывались пожизненно или до тех пор, пока они не стали непригодными по состоянию здоровья. Хотя официального требования для этой практики не существовало, очевидно, что, по крайней мере, во многих случаях новобранцев из Судана в египетскую армию заклеймили их британские офицеры, чтобы помочь идентифицировать дезертиров и уволенных, желающих повторно завербоваться.

Суданская военная железная дорога
Железнодорожное, речное и караванное сообщение в Судане во время кампании

Китченер придавал большое значение транспорту и коммуникациям. Опора на речной транспорт и капризы наводнения Нила привели к тому, что Гранат Уолсли потерпел неудачу в 1885 году, и Китченер был полон решимости не допустить повторения этого. Это потребовало строительства новых железных дорог для поддержки его сил вторжения.

Первая фаза строительства железной дороги последовала за первоначальной кампанией вверх по Нилу до базы снабжения в Акаше, а затем на юг к Керме. Это обошло второй водоток Нила и, таким образом, обеспечило доставку запасов в Донголу круглый год, независимо от того, был ли Нил в разливе или нет. Железная дорога простиралась до Акаши 26 июня и до Коше 4 августа 1896 года. Была построена верфь, и три совершенно новых канонерских лодки, больше, чем уже развернутые египетские речные лодки, были доставлены по железной дороге по частям, а затем собраны на река. У каждого было по одному 12-фунтовому орудию для стрельбы вперед, два 6-фунтовых миделя и четыре пушки Максима. В конце августа 1896 года штормы смыли 12-мильный участок железной дороги, поскольку шла подготовка к наступлению на Донгола. Китченер лично контролировал 5000 человек, которые работали день и ночь, чтобы восстановить его за неделю. После взятия Донголы эта линия была продлена на юг до Кермы.

Строительство железной дороги длиной 225 миль от Вади Халфа до Абу Хамад было гораздо более амбициозным предприятием. По общему мнению, строительство такой железной дороги было невозможным, но Китченер поручил Перси Жируару, который работал на Канадской Тихоокеанской железной дороге, взять на себя этот проект. Работы на линии начались 1 января 1897 года, но прогресс был незначительным, пока линия на Кермах не была завершена в мае, когда работы начались всерьез. К 23 июля было проложено 103 мили, но проект постоянно подвергался атакам со стороны махдистов, базирующихся в Абу-Хамаде. Китченер приказал генералу Арчибальду Хантеру выступить из Мерави и устранить угрозу. Войска Хантера преодолели 146 миль за восемь дней и 7 августа 1897 года взяли Абу-Хамад. После этого работа могла продолжаться, и 31 октября железная дорога в конечном итоге достигла Абу-Хамада. (см. также Битва при Абу-Хамеде )

При выполнении крупного строительного проекта в безводной пустыне возникли серьезные проблемы, но Китченеру посчастливилось найти два источника и вырыть колодцы, чтобы обеспечить необходимую воду. В рамках жестких бюджетных ограничений, установленных лордом Кромером, Китченер приказал построить первую секцию железной дороги из повторно используемых материалов, извлеченных из заброшенной железной дороги Хедива Исмаила с 1870-х годов. В качестве другой меры экономии Китченер Для работы на линии заимствовал паровые машины у Южной Африки. Рабочими Китченера были солдаты и заключенные, и он очень много работал с ними, спал всего четыре часа каждую ночь и сам выполнял физический труд. По мере того, как железная дорога развивалась в экстремальных условиях пустыни число смертей среди его людей увеличивалось, и Китченер винил в них своих подчиненных.

Суданская военная железная дорога позже была описана как самое смертоносное оружие, когда-либо использовавшееся против махдизма. Железная дорога сократила время в пути между Вади-Халфой и Абу-Хамадом с 18 дней на верблюде и пароходе до 24 часов на поезде круглый год, независимо от сезона и разлива Нила. У него также было проложено 630 миль телеграфного кабеля и построено 19 телеграфных отделений вдоль железной дороги, которые вскоре обрабатывали до 277 сообщений в день.

Позже, когда линия была продлена в сторону Атбары, Китченер смог перевезти три тяжеловооруженных канонерских лодки в секции, которые будут собраны в Абадие, что позволит ему патрулировать и исследовать реку до шестого порога.

Кампания 1896 года
Генерал Китченер и англо-египетская кампания по Нилу, 1898 HU93828

Египетская армия быстро двинулась к границе в Вади-Халфе и 18 марта начала движение на юг, чтобы взять Акаша, деревню, которая должна была стать базой для экспедиции. Когда они вошли 20 марта, Акаша был заброшен, и Китченер посвятил следующие два месяца созданию своих сил и припасов, готовых к следующему наступлению.

Помимо случайных перестрелок, первый серьезный контакт с силами махдистов произошел в начале июня в деревне Фарка (основная статья: Битва при Ферке ). Деревня была опорным пунктом махдистов несколько выше по течению от Акаши; его командиры, Хаммуда и, вели около 3000 солдат и, очевидно, решили удерживать свои позиции, а не отступать, по мере продвижения египетской армии. На рассвете 7 июня две египетские колонны атаковали деревню с севера и юга, убив 800 солдат-махдистов, а другие голыми бросились в Нил, чтобы спастись бегством. Это оставило дорогу на Донголу чистой, но, несмотря на совет двигаться быстрее и идти по ней, Китченер придерживался своего обычного осторожного и тщательно подготовленного подхода.

Китченеру потребовалось время, чтобы накопить припасы, и он направил свои канонерские лодки на юг через Второй водоток Нила, готовый к атаке на Донголу. Египетский речной флот состоял из канонерских лодок Tamai, El Teb, Metemma и Abu Klea, а также пароходов Kaibar, Dal и Akasha. Они использовались для патрулирования реки между Вади Халфой и Асуаном, а теперь были задействованы в составе сил вторжения. Однако им пришлось дождаться разлива Нила, прежде чем они смогли переплыть второй водопад, а в 1896 году наводнение было необычно поздним, а это означало, что первая лодка не могла пройти до 14 августа. Каждую из семи лодок нужно было физически перебросить через водопад двумя тысячами человек из расчета одна лодка в день. К этому отряду были добавлены три новые канонерские лодки, которые обогнули водопад по железной дороге и собрали на реке у Кошеха.

Донгола защищалась значительными силами махдистов под командованием, состоявшими из 900 джихадийцев, 800 баккарских арабов, 2800 копейщиков, 450 верблюдов и 650 всадников. Китченер не смог наступить на Донголу сразу после битвы при Фарке, потому что вскоре после этого в египетском лагере вспыхнула холера, унесшая жизни более 900 человек в июле и начале августа 1896 г. Летом 1896 г. Из-за болезней и суровой погоды колонны Китченера, поддерживаемые канонерскими лодками на Ниле, наконец начали продвигаться вверх по Нилу к Керме, у Третьего порога, где Вад-Бишара занял передовую позицию. Однако вместо того, чтобы защищать его, он перебросил свои силы через реку, чтобы, когда египетские канонерские лодки подходили вверх по течению, он мог сосредоточить по ним сильный огонь. 19 сентября канонерские лодки совершили несколько заходов на позиции махдистов, открыв огонь по их окопам, но ответный огонь был слишком интенсивным, чтобы они могли безопасно удерживать свои позиции. Китченер поэтому приказал им просто плыть дальше, минуя позиции махдистов, к Донголе. Увидев, что они идут, Вад Бишара отвел свои войска в Донголу. 20 сентября канонерские лодки вели перестрелку с защитниками города, а 23 сентября основные силы Китченера достигли города. Вад-Бишара, увидев подавляющую численность египетских войск и обеспокоенный несколькими днями бомбардировки канонерских лодок, отступил. Город был оккупирован, как и Мерове и Корти. Общие потери Египта при взятии Донголы составили один убитым и 25 ранеными. Китченер был произведен в генерал-майоры.

Кампания 1897 года
Весельный пароход «Бордейн» махдистского флота

Падение Донголы было шоком для Халифа и его последователей в Омдурмане, поскольку оно немедленно поставили под угрозу их капитал. Они думали, что Китченер, вероятно, нападет, нанеся удар через пустыню от Корти до Метеммы, как это было сделано в 1885 году. Поэтому халифа приказал удержать Абу Клея и удерживать Метемму силой Джа'алин. Он также приказал Осману Дигна в восточном Судане и его командирам в Кордофане и других регионах ввести свои силы в Омдурман, усилив его оборону примерно 150 000 бойцов. Это сконцентрировало силы махдистов в столице и на северных подступах, вниз по Нилу до берберов. Зная, что Китченер имеет значительные речные силы, которые к настоящему времени перешли по второму порогу в Предел Донгола, халифа попытался предотвратить его продвижение вверх по реке, заблокировав шестой порог в ущелье Шаблука, который был последнее речное препятствие перед Омдурманом. С этой целью были построены форты на северной оконечности ущелья, а гребной пароход Bordein перевозил орудия и припасы вверх по течению.

Китченер не наступал на Омдурман после взятия Донголы, а к маю 1897 года войска халифа из Кордофан увеличил размер своих сил до такой степени, что он почувствовал себя способным занять более наступательную позицию. Поэтому он решил продвинуть армию Кордофана вниз по реке к Метемме в стране Джа'алин. Лояльность джаалинов к государству махдистов ослабла по мере продвижения египетской армии, и они особенно не хотели, чтобы на них стояла большая армия. Их вождь, Абдаллах вад Саад, 24 июня написал Китченеру, в котором клялся в верности своего народа Египту и просил людей и оружие для помощи им в борьбе с Халифом. Китченер отправил 1100 винтовок Ремингтон и боеприпасов, но они не прибыли вовремя, чтобы помочь Джаалину защитить Метемму от армии Халифа, которая прибыла 30 июня и штурмовала город, убив Вада Саада и изгнав его выживших последователей.

Для Китченера большая часть 1897 года была занята продлением железной дороги до Абу-Хамеда. Город был взят 7 августа, а железная дорога подошла к нему 31 октября. Еще до того, как этот речной опорный пункт был защищен, Китченер приказал своим канонерским лодкам двигаться вверх по реке мимо Четвертого порога. С помощью местного Шайкии попытка началась 4 августа, но течение было настолько сильным, что канонерскую лодку Эль Теб не удалось перебросить через пороги и она перевернулась. Однако «Метемма» благополучно преодолела проход 13 августа, «Тамай» - 14, а 19 и 20 августа новые канонерские лодки «Зафир», «Фатех» и «Насир» также прошли порог.

Внезапное наступление речных сил и неопределенность Вопрос о том, получит ли он подкрепление от армии Кордофана, побудил командира махдистов в бербере Зеки Османа покинуть город 24 августа, а 5 сентября он был оккупирован египтянами. Сухопутный путь из Бербера в Суакин был открыт, а это означало, что египетская армия могла быть усилена и пополнена речным, железнодорожным и морским транспортом. Когда район Красного моря вернул Египту свою лояльность, египетские войска также двинулись из Суакина, чтобы вернуть Кассалу, которая была временно оккупирована итальянцами с 1893 года. Итальянцы уступили контроль на Рождество.

На оставшуюся часть года Китченер продлил железнодорожную линию вперед от Абу Хамада, сосредоточил свои силы в Бербере и укрепил северный берег слияния с рекой Атбара. Тем временем халифа усилил оборону Омдурмана и Метеммы и подготовил атаку на египетские позиции, когда река была низкой, а канонерские лодки не могли ни отступить ниже пятого порога, ни продвинуться выше шестого.

Кампания 1898 года

Чтобы быть уверенным в том, что у него есть необходимые силы для разгрома сил махдистов в их сердце, Китченер привел подкрепление из британской армии, и в конце января 1898 года в Судан прибыла бригада под командованием генерал-майора Уильяма Ф. Гатакра. Уорики, Линкольны и горцы Камерона должны были пройти последние тридцать миль, поскольку железная дорога еще не достигла линии фронта. Стычки произошли ранней весной, когда силы махдистов в марте попытались обойти Китченер, переправившись через Атбару, но их перехитрили; Египтяне двинулись вверх по течению и совершили набег на Шенди. В конце концов, на рассвете 8 апреля англо-египтяне нанесли полный фронтальный удар по силам Османа Дигна с тремя пехотными бригадами, одна из которых была в резерве. Бои длились менее часа и закончились тем, что 81 англо-египетский солдат был убит и 478 ранен, более 3000 солдат махдистов убиты (основная статья: Битва при Атбаре ).

Затем силы халифа отошли к Омдурману, оставив Метемму и Шестой порог, чтобы египетская армия могла пройти беспрепятственно. Затем продолжились приготовления к наступлению на Омдурман. Железная дорога была продлена на юг, и прибыло дополнительное подкрепление. К середине августа 1898 года Китченер имел под своим командованием 25 800 солдат, в том числе британскую дивизию под командованием генерал-майора Гатакра и две британские пехотные бригады; и Египетская дивизия с четырьмя египетскими бригадами под командованием генерал-майора Хантера. 28 августа канонерская лодка «Зафир», двигавшаяся вверх по течению, затонула напротив Метеммы. Тем временем халифа попытался заложить мину в реке, чтобы египетские лодки не обстреляли Омдурман, но это привело к подрыву минного корабля «Исмаилия» собственной миной.

Последнее наступление на Омдурман. началось 28 августа 1898 года.

Битва при Омдурмане
Хартум и Омдурман Обстрел позиций махдистов одной из канонерских лодок Китченера

Поражение сил халифа при Омдурмане ознаменовало окончательный конец войны. Махдистское государство, хотя и не конец кампании. Более 11 000 боевиков-махдистов погибли в Омдурмане, еще 16 000 получили тяжелые ранения. С британской, египетской и суданской стороны погибло менее пятидесяти и несколько сотен раненых. Халифа отступил в город Омдурман, но не смог сплотить своих сторонников для его защиты. Вместо этого они рассыпались по равнинам на запад и скрылись. Китченер вошел в город, который формально сдался без дальнейших боевых действий, и Халифа сбежал, прежде чем его удалось захватить.

Британские канонерские лодки бомбардировали Омдурман до и во время битвы, повредив часть городских стен и могилу Махди, хотя разрушения были не очень распространены. Есть некоторые разногласия по поводу поведения Китченера и его войск во время и сразу после битвы. В феврале 1899 года Китченер ответил на критику, категорически отрицая, что он приказал или позволил своим войскам убить раненого на поле боя махдиста; что Омдурман был разграблен; и что в городе были умышленно обстреляны гражданские лица, скрывающиеся от правосудия. Доказательств последнего обвинения нет, но одни основания для других. В «Войне на реке» Уинстон Черчилль критиковал поведение Китченера и в частной переписке сказал, что «победа при Омдурмане была омрачена бесчеловечным убийством раненых и что Китченер несет ответственность за это». Могила Махди, самое большое здание в Омдурмане, уже была разграблена, когда Китченер отдал приказ взорвать ее. Китченер приказал сбросить останки Махди в Нил. Он рассматривал и обсуждал сохранение своего черепа либо как своего рода трофей, либо как медицинскую выставку в Королевском колледже хирургов. В конце концов, однако, голова была похоронена, хотя анекдоты о ее превращении в чернильницу или сосуд для питья ходят и сегодня.

Заключительные кампании

Войска под командованием полковника Парсонса были отправлены из Кассалы в Аль-Кадариф, который был отброшен силами махдистов 22 сентября. 19 сентября флотилия из двух лодок под командованием генерала Хантера была отправлена ​​вверх по Голубому Нилу для установки флагов и создания гарнизонов там, где это казалось целесообразным. Они установили египетский и британский флаги в Эр-Росейрес 30 сентября и в Сеннаре на обратном пути. Галлабат был повторно оккупирован 7 декабря, хотя два эфиопских флага, которые были подняты там после эвакуации махдистов, были оставлены поднятыми в ожидании указаний из Каира. Несмотря на легкое восстановление этих ключевых городов, в сельской местности по всей Иезире оставалось много страха и беспорядка, где банды сторонников махдистов продолжали бродить, грабить и убивать в течение нескольких месяцев после падения Омдурмана.. После установления контроля в Джазире и восточном Судане восстановление Кордофана оставалось серьезной военной задачей.

12 июля 1898 года Маршан достиг Фашода и поднял французский флаг. Китченер поспешил на юг из Хартума со своими пятью канонерскими лодками и 18 сентября достиг Фашоды. Тщательная дипломатия с обеих сторон гарантировала, что французские претензии не будут выдвинуты, а англо-египетский контроль будет восстановлен. (см. также Инцидент в Фашода )

24 ноября 1899 г. полковник сэр Реджинальд Уингейт загнал в угол халифа и 5000 последователей к юго-западу от Кости. В последовавшей битве Халиф был убит вместе с примерно 1000 его людей Осман Дигна был схвачен, но снова сбежал. (См. Также Битва при Умм-Дивайкарат ) Аль-Убайид не был взят до декабря 1899 года, когда он уже был оставлен. В декабре 1899 года Вингейт сменил Китченера на посту Сирдара и Генерал-губернатор Судана, когда Китченер отбыл в Южную Африку.

Недавно созданное англо-египетское правительство в Хартуме не пыталось отвоевать дальнюю западную территорию Дарфура, которую египтяне удерживали лишь ненадолго между 1875 годом и капитуляцией Слатина-паши в 1883 году. Вместо этого они признали правление последнего султана Кейры, Али Динар, внука Мухаммеда аль-Фадла, и не установить контроль над Дарфуром до 1913 года. (см. также)

Осман Дигна не был отброшен u до 1900 года.

См. также
Ссылки
Внешние links
Последняя правка сделана 2021-06-11 15:09:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте