Дама Ампаро Итурби Багена (12 марта 1898 г. - 22 апреля 1969 г.) была испанской пианисткой.
Ампаро Итурби Багена родился в Валенсии, Испания, младшей сестре Хосе Итурби. Свой дебютный концерт она дала в возрасте 15 лет в Барселоне. В 1925 году она дала свой первый важный концерт за пределами Испании. Она играла в Париже, в Salle Gaveau.
. Затем последовали сольные концерты на фортепиано с Хосе, гастроли Италии, Швейцарии, Бельгии, Нидерланды и Англия. Она аккомпанировала знаменитому каталонскому сопрано Марии Барриентос. Только в 1937 году она впервые сыграла в Соединенных Штатах. От недолгого брака у нее родилась дочь, тоже по имени Ампаро. Младший Ампаро руководил всемирно известной труппой фламенко и преподавал танцы. Ампаро Итурби был пионером испанского репертуара фортепиано в США до прибытия Алисии де Ларроча в 1965 году.
Среди известных учеников Брюс Сазерленд.
У нее были гостевые роли, она играла себя вместе со своим братом в следующих MGM мюзиклах:
Она была в саундтреке к фильму Три смелые дочери (1948). Ампаро Итурби снималась в фильмах ровно столько, чтобы играть на пианино со своим братом. Известные своей парной игрой на фортепиано, пара появилась на шоу Jimmy Durante в 1955 году и на The Bell Telephone Hour в 1962 году. Было много записей, выпущенных как дуэтом, так и по отдельности. CD, "Celebrated Artistry-Mozart / José Ámparo Iturbi" был выпущен в 1999 году.
Она была названа Дамой Креста Орден Изабеллы Католической в 1958 году в Испании.
Ампаро Итурби давал уроки игры на фортепиано избранным студентам в начале 1960-е из своего дома в Беверли-Хиллз. Некоторые ученики считали ее несколько «строгой» из-за фирменной техники Итурби, которая требовала, чтобы пальцы находились в состоянии покоя, как клавесиновые взведенные молотки, ожидающие удара по клавишам, касаясь только кончика пальца. Сохранение этого положения и выполнение удара по клавише без движения соседних пальцев было обязательным, и важно, чтобы мышцы и сухожилия предплечья были «расслаблены» все время во время игры. Некоторые пианисты считали эту практически противоречащую интуиции технику трудной или даже болезненной.
Мадам Итурби, как ее ласково называли ученики, садилась вплотную к скамейке для фортепиано, слегка сжимая пальцами предплечье пианиста, чтобы она могла обнаружить любое напряжение в руке и исправить его. при необходимости. Этот процесс сам по себе мог вызвать напряженность, поскольку реакция мадам Итурби могла быть весьма драматичной и поразительной. Кроме того, все, что напоминало положение руки «плоский палец», было строго запрещено, и расслабление в этой ужасной неряшливости должно было вызвать небольшой шлепок рукой в качестве напоминания.
Ампаро был довольно заядлым курильщиком сигарет и постоянно курил во время уроков игры на фортепиано. Ее ученики, похоже, не возражали против ее курения, однако у нее была заметная привычка позволять сигаретному пеплу разрастаться до ненадежной длины, прежде чем упасть на ее одежду и / или пианино, что могло отвлекать некоторых учеников. Ее яркая личность и рассказывание историй сделали ее восхитительным и увлекательным человеком.
У нее дома были регулярные фортепианные концерты для более продвинутых учеников, и ее брат иногда приходил. В начале 1960-х ее ставка составляла 25 долларов в час, но она проявила доброту и щедрость по отношению к начинающим студентам, предложив им свою «стипендию» за хорошие достижения, в результате чего каждому платному уроку давался один бесплатный урок. Ее ученики очень любили ее, и некоторые из них регулярно приглашали ее на ужин к себе домой.
Ампаро Итурби умер 22 апреля 1969 года в Беверли-Хиллз, Калифорния от опухоли мозга в возрасте 71 года.