Князь Александру Стурдза (Александр Скарлатович Стурдза; Яссы, Молдавия, 18 ноября 1791 - Одесса, 13 июня 1854 г.) был русским публицистом и дипломатом румынского происхождения. В своих сочинениях он называл себя французским переводом своего имени: Александр Стордза .
Александру Стурдза был членом семьи Стурдза, родился в Яссах, в Молдавия, как сын Скарлата Стурдза, губернатора Бессарабии и принцессы Екатерины Морусис, дочери Константина Мурузиса, князя Молдавии. Через свою мать он был связан со всеми греческими семьями фанариотов. Александру Стурдза был братом Роксандры Эдлинг-Стурдза и двоюродным братом Михаила Стурдза, принца Молдавии с 1834 по 1849 год. После того, как его семья бежала из Бессарабии в 1802 году в Чтобы избежать репрессий со стороны османов, он получил образование в Германии и России.
Винтерхальтер на портрете княгини Марии Гагариной, единственной дочери Александр Стурдза. Ее потомки были известны как князья Гагарин-Стурдза.Он поступил на российскую дипломатическую службу в 1809 году и исполнял обязанности секретаря Иоанниса Каподистриаса во время Конгресса. Вены. В этом качестве он составил первую версию договора о Священном союзе по карандашным записям царя Александра I. Из-за своего греческого происхождения и дружбы с Иоаннисом Каподистриасом, он был решительным сторонником филелленизма до и во время греческой войны за независимость. Вместе со своей сестрой Роксандрой он спонсировал благотворительную деятельность, чтобы помочь греческим беженцам от войны. Он удалился в Одесса в 1830 году, где посвятил себя литературным произведениям.
В 1819 году он поселился в Дрездене и женился на Элизабет, дочери врача Кристофа Вильгельма Хуфеланда. У них были один сын и одна дочь:
Стремясь развить обновленную форму православного христианства и продвигать его в Западной Европе, он написал Considérations sur la doctrine et l'esprit de l'Église orthodoxe (Штутгарт, 1816).
Его Mémoire sur l'état actuel de l'Allemagne, написанная по просьбе царя Александра I во время Конгресса в Экс-ла-Шапель, было нападением на немецкие университеты, повторенным в Coup d'oeil sur les Universites de l'Allemagne (Аахен, 1818). Он вызвал большое негодование в Германии, которое объясняли легкомыслием, с которым его автор осудил немецкий национальный характер и заклеймил университеты как рассадники революционного духа и атеизма. Другие его важные работы - «Грес в 1821 г.» (Лейпциг, 1822 г.) и «Oeuvres posthumes религиозные, исторические, философские и литературные» (5 томов, Париж, 1858-1861 гг.)