Аделаида в Польше | |
---|---|
Фрагмент изображения Аделаиды в доминиканской церкви Сандомира. | |
Родился | ок. конец 1170-х / начало 1180-х |
Умер | 8 декабря 1211 |
Дом | Дом Пястов (по рождению) |
Отец | Казимир II Справедливый |
Мать | Елена Зноймо |
Аделаида Польская (польская : Adelajda Kazimierzówna ) (ок. Конец 1170-х / начало 1180-х - 8 декабря 1211 г.), была полькой принцесса и член династии Пястов.
Она была дочерью Казимира II Справедливого, герцога Сандомирского и верховного герцога Польши от его жены Елена Зноймская, Пршемысловская принцесса.
На основании надписи на ее надгробии в Доминиканской церкви и монастыре Св. Иакова в Сандомире и двух разных отчетов Яна Длугоша современные историки согласились с происхождением и фактами из жизни Аделаиды. Сегодня существовало доминирующее мнение в историографии, соответствующее ее происхождению и дате смерти. По их словам, Аделаида действительно была дочерью Казимира II Справедливого и умерла в 1211 году, но не была основательницей монастыря Святого Иакова, а всего лишь еще одной монахиней. В XIX веке появилась теория, согласно которой Аделаида была дочерью Казимира I из Куявии, который вошел в монастырь Святого Иакова монахиней и умер там в 1291 году. несколько ученых, оспаривается. Более поздняя историография признала ее дочерью Казимира II Справедливого, основателя монастыря, в котором она была похоронена после своей смерти в 1211 году.
Ян Длугош сообщил, что Аделаида была дочерью Казимира II Справедливого. Когда она родилась, неизвестно. Тот факт, что она так и не вышла замуж и не стала монахиней, подтверждает предположение, что на момент смерти ее отца в 1194 году ее будущее еще не было решено. Дата ее рождения была между концом 1170-х - началом 1180-х годов. По условию среди потомков Казимира II и Елены Зноймо она занимает пятое место после Одона (умершего в младенчестве) и перед Лешеком I Белым и Конрадом I Мазовецким.
Происхождение ее имени неясно. Историки выдвинули три теории по этому поводу:
Аделаида была основательницей монастыря Св. Иаков в Сандомире, где в 1226 году благодаря Иво Одрову, епископу Краковскому поселились доминиканцы. Вероятно, она также была монахиней в святилище св. Ядвиги в Тшебнице во время правления первой игумении Петриссы.
Она умерла 8 декабря 1211 г. и была похоронена в монастыре г. Сент-Джеймс.
Ее готическая надгробная плита была заложена в конце 14 или начале 15 века. Он включал резную выпуклую форму женщины в длинном платье и пальто, с головой покоившейся на подушке и сложенными руками в молитве. Вокруг рисунка имеется латинская надпись:
Надпись на надгробии, в которой упоминается Аделаида как основательница монастыря, была известна Яну Длугошу, но была переведена доминиканцами, и это, вероятно, привело к ошибке источника.
В XIX веке возникла несовместимая теория относительно происхождения Аделаиды. Предполагалось, что принцесса Пястов, похороненная в доминиканской церкви Сандомира, была монахиней, а не основательницей. Поскольку монастырь был основан в 1226 году, кажется невозможным, чтобы она могла умереть в 1211 году. Считается маловероятным, что она была дочерью Казимира II Справедливого, поскольку это предполагало, что она приняла хиджаб в возрасте 40 лет или ранее жила. в другом монастырском правиле. Возникшие сомнения в отцовстве Казимира II заставили историков признать Аделаиду дочерью Казимира I Куявийского.
Было высказано предположение, что она родилась незадолго до 7 апреля 1249 года от второго брака куявского герцога с Констанция, дочь Генриха II Благочестивого, герцога Вроцлавского. После 1278 г. она вошла в доминиканский монастырь в Сандомире, расположенный на землях ее брата Лешека II Черного. Звание основательницы, помещенное в ее надгробие, вероятно, было связано либо с ее престижем, либо благодаря заступничеству ее брата Лешека II. Она умерла 8 декабря 1291 года, и 1211 год на надгробии объяснили небрежностью скульптора.
Эта интерпретация, которая принималась историками на протяжении многих лет, в последнее время подвергается сомнению. Как там упоминалось, отчеты Яна Длугоша, который якобы назвал Аделаиду монахиней в Доминиканский монастырь; Дальнейшее изучение этого показало, что женщина не может быть монахиней в мужском Ордене, и летописец, действительно, никогда не упоминал религиозный Орден принцессы.
Еще одним фактом, подтверждающим точку зрения, что Аделаида была Аделаида, была не куявский пиаст был тем, что она прямо не упоминалась ни в каких современных источниках, связанных с генеалогией или происхождением. Если бы Аделаида действительно была дочерью Казимира I и Констанции, она была бы упомянута в генеалогии św. Ядвиги (Генеалогия святой Ядвиги), составленная до или не позднее 1301 г., но упоминаются только два сына, рожденные от второго брака куявского князя - Лешек II Черный и Зиемомысл. Кроме того, Аделаида не упоминалась в генеалогии, написанной францисканским монахом Генрихом Бренским, племянником Казимира I, который, конечно, никогда не пропустил бы своего двоюродного брата в развитии своего творчества. Кроме того, на момент написания Генеалогии игуменией святилища Святой Ядвиги в Тшебнице была Констанция, дочь Зиемомысла Куявского, и вряд ли она не возражала бы против того, что ее отец тетя не упоминалась в этой работе. Однако, если Аделаида родилась от третьего брака Казимира I с Евфросинией Опольской, она определенно не упоминалась в Генеалогии św. Ядвиги, но вместо Сандомира она должна быть помещена в монастырь, расположенный во владениях ее родных братьев.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Аделадждой Казимежувна. |