203-мм гаубица M1931 (B-4) - 203 mm howitzer M1931 (B-4)

редактировать
Тип мощной гаубицы
203-мм гаубица M1931 (B-4)
Беларусь-Минск-Музей ВОВ Выставка-2.jpg 203-мм гаубица M1931 (B-4) в музее Великой Отечественной войны, Минск, Беларусь.
Типгаубица большой мощности
Место происхожденияСССР
История службы
На вооруженииСоветский Союз. Украина
ВойныВторая мировая
История производства
КонструкторНиколай Никитич Магдесев
Разработан1931
Произведен1932 -1940-е годы
№ построен871
Технические характеристики
МассаБоевой: 17,700 кг. (39,022 фунта). Ходовой ход: 19,000 кг. (41888 фунтов)
ДлинаХод: 11,15 м (36 футов 7 дюймов)
Длина ствола Диаметр ствола: 4,894 м (16 футов 1 дюйм)) L / 24,1. В целом: 5,087 м (16 футов 8 дюймов) L / 25
ШиринаTr avel: 2,7 м (8 футов 10 дюймов)
ВысотаХод: 2,5 м (8 футов 2 дюйма)
Экипаж15

Снаряд Раздельный заряд и снаряд ОФ: 100 кг (220 фунтов)
Калибр 203 мм (8 дюймов)
Казенник Прерывистый винт
Отдача Гидропневматика
КареткаКоробчатый след
Высота от 0 ° до 60 °
наведение
Скорострельность 1 выстрел каждые четыре минуты
Начальная скорость пули 607 м / с (1990 фут / с)
Максимальная дальность стрельбы18 км (11 миль)

203-мм гаубица M1931 (Б-4) (Русская : 203-мм гаубица обр. 1931 г. (Б-4), индекс ГРАУ 52-Г-625 ) представлял собой 203-мм (8 дюймов) советский сверхмощный тяжелый гаубица. Во время Второй мировой войны находился в ведении стратегического резерва Ставки. Немецкие солдаты прозвали его «сталинской кувалдой». Эти орудия успешно применялись против финских ДОТов на линии Маннергейма, тяжелых немецких укреплений и в городских боях для разрушения защищенных зданий и бункеров. Это оружие использовалось до конца войны в битве за Берлин, где Красная Армия поднимала эти орудия в упор, чтобы разбить немецкие укрепления своими тяжелыми 203-мм снарядами. Весной 1944 года на шасси танка КВ-1с был создан самоходный вариант С-51. Сильная отдача от дульного выстрела сбила экипаж с места и повредила трансмиссию, и поэтому его отменили.

С углом возвышения до 60 градусов и 12 пороховыми зарядами на выбор, B- 4 практически оправдал все возложенные на него ожидания, способный поражать цели за счет оптимальной траектории полета снаряда.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Производство
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Боеприпасы
  • 5 Операторы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
История

Артиллерийский комитет (сокращенно Артком), тогда возглавляемый Р.А. Дурляхов в ноябре 1920 г. создал артиллерийское конструкторское бюро во главе с Францем Лендером. Этому конструкторскому бюро была поручена работа над «203-мм гаубицей большой дальности» в январе 1926 года, а 11 декабря 1926 года «Арткомом» было принято постановление «поручить ОКБ« Артком »разработать 203-мм гаубицу большой дальности в течение 46 месяцев».. Завод «Большевик» (ныне Обуховский государственный завод ) стал его владельцем после смерти Лендера в 1927 году, а конструкторскому бюро «Артком» было поручено проектировать универсальные 122-мм корпусные орудия и 203/152-мм пушки, как указано в Письме № 51255 / 12Я5.

Гаубицы Б-4 изображены на марке СССР, посвященной 30-летию Красной Армии.

203-мм гаубица была представлена ​​в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. В остальном эти два орудия были идентичны друг другу. В конечном итоге предпочтение было отдано безтормозному варианту с техническими чертежами КБ «Артком» и гусеничным лафетам (обычное дело для тяжелых советских артиллерийских орудий) от завода «Большевик». Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. Стрельбные испытания проводились с июля по август 1931 года с целью выбора подходящих снарядов для использования на Б-4. После обширных полевых и боевых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение как 203-мм гаубица образца 1931 года .

Производство

Одновременно с этим началось производство B-4. два завода, а именно завод «Большевик» и завод «Баррикады» (последний теперь Титан-Баррикады ), причем последний испытывает серьезные производственные трудности. К сдаче в 1933 году удалось подготовить только одну гаубицу, но доставка не состоялась. Он поставил свои первые два B-4 в первой половине 1934 года, поставил еще 13 до конца года, после чего производство на заводе приостановилось до 1938 года. Причиной паузы, помимо вышеупомянутых трудностей, была причина план-перевод завода на выпуск 122-мм корпусной пушки А-19. У завода «Большевик» дела шли не слишком хорошо: с 1932 по 1936 год было произведено 104 гаубицы, а в 1937 году - 42 гаубицы, в результате чего производство было перенесено обратно в Сталинград. В 1938 году здесь было произведено 75 гаубиц, а в следующем году их количество увеличилось до 181. Завод «Баррикады» произвел партию из 165 штук в 1940 году и еще 300 штук в 1941 году. Последние три гаубицы были изготовлены в Сталинграде из оставшихся запасов. Новокраматорский завод присоединился к производству в 1938/39 году, выпустив 49 гаубиц в 1938 году с заводом «Большевик», еще 48 в 1939 году, 3 в 1940 году и 26 в 1941 году. Из 326 гаубиц Б-4 1941 года выпуска., 221 были поставлены в первой половине 1941 года, а серийное производство закончилось в октябре 1941 года, когда были доставлены последние девять гаубиц.

Всего с 1932 по 1942 год было изготовлено 1011 гаубиц B-4.

Технические чертежи B-4 различались от завода к заводу, с их собственными модификациями для облегчения серийного производства. В результате, несмотря на общее обозначение B-4, на практике находились фактически две разные модели гаубиц. Чертежи не были унифицированы до 1937 года, когда отдельные детали и конструкции узлов, уже испытанные на производстве и на испытаниях, были изменены. Единственным нововведением был гусеничный лафет, позволяющий вести огонь прямо с земли без каких-либо специальных платформ, в отличие от многих аналогичных видов оружия. Гусеницы также использовались, потому что Советы вложили большие средства в тракторные заводы в 1920-х и 1930-х годах, что сделало использование гусениц очевидным и экономичным выбором для перевозки. Попытки полностью объединить производство гаубиц между «Большевиком» и заводом «Баррикады», не говоря уже о позднем новокраматорском, не увенчались успехом.

36 гаубиц Б-4 было запланировано для 17 гаубичных артиллерийских полков в соответствии с утвержденным планом мобилизации от августа 1939 г., наряду с 1374 мужчинами, выделенными для каждого полка. 13 из этих полков получили бы две гаубицы вместо одной.

Общая потребность в гаубицах в количестве 612 единиц не была полностью покрыта до июня 1941 года, когда 849 B-4 поступили на вооружение Красной Армии. Для покрытия потерь военного времени планировалось выпустить еще 571 единицу.

История боевых действий

Б-4 участвовал в Зимней войне, 1 марта 1940 года на фронте было размещено 142 гаубицы, четыре из которых были подбиты. B-4 также называли «карельским скульптором», поскольку финские доты фактически превратились в причудливую мешанину из бетонных кусков и железной арматуры.

23 B-4 были захвачены 11-й немецкой танковой дивизией, так как город Дубно был захвачен ночью 25 июня 1941 года.

Всего с 22 июня по 1 декабря 1941 г. было потеряно 75 гаубиц Б-4, и еще 105 гаубиц были построены на заводах, чтобы восполнить потери. После начала Великой Отечественной войны гаубичные полки были эвакуированы для защиты в дальний тыл и вернулись только 19 ноября 1942 года, когда стратегическая инициатива была возвращена в руки СССР. Эти гаубицы оставались в стратегическом резерве до конца войны.

Захваченные В-4, используемые Вермахтом, получили обозначение 20,3 cm H.503 (r), из которых 8 штук остались на Восточном фронте к марту 1944 года, стреляя. смесь бетоноуборочного комбайна Г-620 и немецких снарядов.

Расчетам гаубиц Б-4 не было дано указаний по ведению огня прямой наводкой по видимым целям, однако капитану присвоено звание Герой Советского Союза за действия по ведению огня прямой наводкой по противнику.

Опытный образец СУ-14 также устанавливал на шасси В-4.

Боеприпасы

Боекомплект B-4 имеет пороховой заряд с разделенными зарядами, с возможностью использования полных или 11 типов метательных зарядов. Масса пороха варьировалась от 3,24 кг до 15,0-15,5 кг. Б-4 может стрелять 100 кг F-265 (с завинчивающейся крышкой), F-625D фугасом или G-620 / Бункерные снаряды Г-620Т массой 100–146 кг, а также некий 150-килограммовый тяжелый атомный снаряд с дальностью 18 км все еще находятся на вооружении.

Начальная скорость пули варьировалась от 288 до 607 м / с для осколочно-фугасных снарядов в зависимости от веса метательного заряда, тогда как снаряды-бункеры стреляли со скоростью 607 м / с.

Операторы
См. Также
Примечания
Литература
  • Шунков В.Н. - Оружие Красной Армии, Mn. Harvest, 1999 (Шунков В. Н. - Оружие Красной Армии. - Мн.: Харвест, 1999.) ISBN 985-433-469-4
Wikimedia Commons имеет СМИ относится к 203-мм гаубице M1931 (B-4).
Последняя правка сделана 2021-07-18 01:57:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте