Зуни люди

редактировать
A: Шиви Зуни
Zuni-girl-with-jar2.png Зуни девушка с кувшином, 1903 год
Всего населения
19 228 зарегистрированных участников (2015)
Регионы со значительной численностью населения
США ( Нью-Мексико )
Языки
Зуни, английский, испанский
Родственные этнические группы
Народ пуэбло
Карта исторического распространения зуни (светло-зеленый) и нынешней земли зуни (темно-зеленый)

Zuni ( Zuni : A: shiwi, ранее пишется Zuni) являются Индеец пуэбло народов родом из реки Zuni долины. В настоящее время зуни - это признанное на федеральном уровне племя, большинство из которых проживает в пуэбло зуни на реке Зуни, притоке реки Маленький Колорадо, в западном штате Нью-Мексико, США. Пуэбло-де-Зуни находится в 55 км к югу от Гэллапа, штат Нью-Мексико. Племя зуни проживало в многоэтажных саманных домах. Помимо резервации, племя владеет подопечными землями в округе Катрон, штат Нью-Мексико, и округе Апач, штат Аризона. Зуни называют свою родину Halona Idiwan'a или Срединное место. Слово Zuni, как полагают, происходит от слова sɨ̂‧ni на западном кересском языке ( Acoma ) или его родственника.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Культура
    • 2.1 Зуни этноботаника
    • 2.2 Керамика зуни
    • 2.3 Резьба и серебряное дело
    • 2.4 Религия
    • 2.5 Шалако
  • 3 В популярной культуре
  • 4 Галерея
  • 5 известных людей зуни
  • 6 См. Также
  • 7 цитат
  • 8 Общие ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

История

Археология предполагает, что зуни были земледельцами на своем нынешнем месте от 3000 до 4000 лет. Сейчас считается, что предки зуни населяли долину реки Зуни с последнего тысячелетия до нашей эры, когда они начали использовать методы орошения, которые позволяли выращивать кукурузу, по крайней мере, на участках размером с дом.

Соленое озеро Зуни, Нью-Мексико, где зуни веками собирали соль.

Культуре зуни предшествовали культуры моголлонов и предков пуэбло, которые жили в пустынях Нью-Мексико, Аризоны, Юты и южного Колорадо более двух тысячелетий. Белый курган был одним из такого поселения землянок, сельского хозяйства и кладовых, построенное около 700 г. н.э., а затем села Kiatuthlanna около 800 г. н.э., и Allantown около 1000 г. н.э. Этих деревни Моголлон включено kivas. Точно так же предки зуни были в контакте с анасази в каньоне Чако около 1100 года. Поселение зуни, называемое Деревней Великих Кивас, было построено около 1100 года и включало девять кива. Однако область Зуни, вероятно, была лишь малонаселенной небольшими сельскохозяйственными поселениями до 12 века, когда население и размер поселений начали увеличиваться. К 1275 году были основаны большие деревни Хешот-Ула, Бетатакин и Киет-Сиэль. К 13-му веку на вершинах холмов были построены деревни, в том числе Ацинна на скале с надписью. В 14 веке зуни населяли дюжину пуэбло размером от 180 до 1400 комнат, в то время как анасази бросали более крупные поселения в пользу более мелких или основывали новые вдоль реки Рио-Гранде. Зуни действительно переместились из восточной части своей территории в западную и построили шесть новых деревень: Халона, Хавикух, Киакима, Мацаки, Квакина и Кечипаун. Халона была расположена в 97 км к северу от Соленого озера Зуни, и Зуни торговали солью, кукурузой и бирюзой. Хавикух был провозглашен Низой одним из семи городов Сиболы, легендарной богатой империи 16-го века.

В 1539 году мавританский раб Эстеванико возглавил передовой отряд испанской экспедиции Фрая Маркоса де Низы. При поддержке Антонио де Мендосы, который хотел, чтобы Низа «объяснил коренным жителям страны, что есть только один Бог на небесах и Император на земле, который правит и управляет ею, чьими подданными они все должны стать и кому они должны служить». Сообщается, что зуни убили Эстеванико как шпиона или за то, что он был «жадным, ненасытным и смелым». Это был первый контакт Испании с любым из народов пуэбло. Экспедиция Франсиско Васкеса де Коронадо последовала за заявлением Низы о семи городах Сибола. Вновь спонсируемый Мендосой, Коронадо возглавил 230 всадников, 70 пехотинцев, нескольких францисканских священников и мексиканцев. Испанцы встретили 600 воинов зуни возле Хавикуха в июле 1540 года, в результате чего несколько человек пострадали и захватили деревню. Коронадо продолжил путь к Рио-Гранде, но несколько священников и солдат остались там еще на 2 года. Chamuscado и Родригес экспедиции следовали в 1581, и Антонио де Эспехо в 1583. Хуан де Оньяте посетил территорию Zuni в 1598 и 1604 ищет медные рудники, но без успеха. Франсиско Мануэль де Сильва Ньето основал миссию в Хавику в 1629 году с двумя францисканскими священниками. Они завершили строительство церковного комплекса в 1632 году и основали вторую миссию в Халоне. Вскоре после этого зуни разрушили миссии, убив двух священников, а затем отступили в Дова Яланне, где они оставались в течение следующих трех лет. Испанцы построили еще одну миссию в Халоне в 1643 году.

До восстания пуэбло 1680 года зуни жили в шести разных деревнях. После бунта, до 1692, они не нашли убежище в оправданной позиции на вершине дова Yalanne, крутой меза 5 км (3,1 миль) юго - восток настоящего Pueblo из Zuni; Дова означает «кукуруза», а яланне - «гора». После установления мира и возвращения испанцев зуни переехали на свое нынешнее место, вернувшись на вершину горы лишь ненадолго в 1703 году. К концу 17 века из шести первоначальных деревень все еще была заселена только Халона. Тем не менее, вокруг Халоны были поселены деревни-спутники, в том числе Нутрия, Охо Калиенте и Пескадо.

Из трех миссий зуни только церковь в Халоне была восстановлена ​​после завоевания. По словам Нэнси Бонвиллен, «действительно, к концу восемнадцатого века испанские власти оставили надежду на господство над зуни и другими западными индейцами пуэбло, и в 1799 году только семь испанцев были зарегистрированы как живущие среди зуни». В 1821 году францисканцы прекратили свою миссионерскую деятельность.

В 1848 году подполковник армии США Хендерсон П. Боякин подписал договор с лидерами зуни и навахо, в котором утверждалось, что зуни «должны быть защищены при полном управлении всеми их правами частной собственности и религии... [] властями, гражданские и военные, Нью-Мексико и США ". Наблюдая за зуни в 1850-х годах, Балдуин Мёлльхаузен отметил: «Во всех направлениях поля пшеницы и кукурузы, а также бахчевые культуры и дыни свидетельствовали об их промышленности».

Резервация Зуни была создана федеральным правительством США в 1877 году и впоследствии расширена вторым указом президента в 1883 году.

Фрэнк Гамильтон Кушинг, антрополог, связанный со Смитсоновским институтом, жил с зуни с 1879 по 1884 год. Он был одним из первых неродных наблюдателей и этнологов в зуни. Однако в 1979 году сообщалось, что некоторые члены пуэбло считают, что он неправомерно задокументировал образ жизни зуни, используя его, фотографируя и раскрывая священные традиции и церемонии.

Споры в начале 2000-х были связаны с противодействием Зуни разработке угольной шахты возле Соленого озера Зуни, места, которое зуни считало священным и находилось под контролем Зуни. Рудник добывал воду из водоносного горизонта под озером, а также предполагал строительство между озером и Зуни. От плана отказались в 2003 году после нескольких судебных процессов.

Культура

Ше-вэ-на (Zuni Pueblo). Кукла Качина (Пайятему), конец 19 века. Бруклинский музей

Зуни традиционно говорят на языке зуни, изолированном языке, который не имеет известного отношения к какому-либо другому индейскому языку. Лингвисты считают, что зуни сохраняли целостность своего языка как минимум 7000 лет. Зуни, однако, разделяют ряд слов из кересана, хопи и пима, относящихся к религии. Зуни продолжают исповедовать свою традиционную религию с ее регулярными церемониями и танцами, а также независимой и уникальной системой верований.

Зуни были и остаются традиционным народом, который занимался орошаемым земледелием и разводил скот. Постепенно зуни выращиваемых меньше и превратились в овец и крупного рогатого скота скотоводства в качестве средства экономического развития. Их успех в качестве агроэкономики пустыни обусловлен тщательным управлением и сохранением ресурсов, а также сложной системой поддержки сообщества. Многие современные зуни также полагаются на продажу предметов традиционного искусства и ремесел. Некоторые зуни до сих пор живут в старинных Пуэбло, а другие живут в современных домах. Их расположение относительно изолированно, но они приветствуют уважаемых туристов.

Ярмарка племен Зуни и родео проводятся в третьи выходные августа. Зуни также участвуют в межплеменной церемонии Гэллапа, которая обычно проводится в начале или середине августа. A: shiwi A: тусклый музей и Центр наследия является племенным музеем, витрины истории Zuni, культуры и искусства.

Зуни этноботаника

Зуни используют в своей культуре многие местные растения. Обширный список см. В основной статье « Зунинская этноботаника ». Зуни накопили знания о местных растениях, которые используются в медицинских практиках и религиозных обрядах.

Керамика дзуни

Кувшин с водой, 1825–1850, Бруклинский музей. Зуни олла, конец 19 - начало 20 века, высота 12,5 дюймов, Бруклинский музей

Традиционно женщины зуни изготавливали глиняную посуду для хранения еды и воды. Они использовали символы своих кланов для дизайна. Глина для гончарных изделий закупается на месте. Перед его извлечением женщины в соответствии с ритуалом благодарят Мать-Землю ( Авиделин Цитда ). Глина измельчается, затем просеивается и смешивается с водой. После того, как глина скатана в катушку и сформована в сосуд или другую конструкцию, ее соскребают скребком. Тонкий слой более тонкой глины, называемой скольжением, наносится на поверхность для дополнительной гладкости и цвета. После высыхания сосуд полируется камнем. Она расписана органическими красками домашнего производства с помощью традиционной кисти из юкки. Предполагаемая функция керамики определяет ее форму и изображения, нанесенные на ее поверхность. Для обжига глиняной посуды зуни использовали навоз в традиционных печах. Сегодня гончары зуни могут пользоваться электрическими печами. В то время как обжиг глиняной посуды обычно был общественным предприятием, тишина или общение тихими голосами считались необходимыми для сохранения первоначального «голоса» «существа» глины и цели конечного продукта. Продажа гончарных изделий и традиционных искусств сегодня является основным источником дохода для многих людей зуни. Ремесленник может быть единственной финансовой поддержкой для своих ближайших родственников, а также для других. Многие женщины делают глиняную посуду или, реже, одежду или корзины. Коричневый, черный и красный орнамент можно найти на традиционных горшках дзуни, которые сначала покрывают белой накладкой. Распространенные мотивы - спиральные свитки, обрамленные треугольниками, оленями, а также лягушками, стрекозами и другими символами, связанными с дождем и водой. Помимо горшков, Zuni производит фигурки сов, которые покрываются белой накладкой и раскрашиваются черными и красными мотивами перед обжигом.

Резьба и серебряное дело

Зуни также делают фетиши и ожерелья для ритуалов и торговли, а в последнее время для продажи коллекционерам.

Зуни известны своей прекрасной гранильной работой. Ювелиры Zuni вставляют бирюзу ручной огранки и другие камни в серебро. Сегодня ювелирное дело процветает среди зуни как искусство. Многие зуни стали мастерами-камнерезами. Используемые методы включают мозаику и инкрустацию каналов для создания замысловатых дизайнов и уникальных узоров.

Двумя фирменными изделиями ювелиров Zuni являются иглы и петит- пойнт. При изготовлении острия маленькие камни слегка овальной формы с заостренными концами вставляются в серебряные рамки, близко друг к другу и бок о бок, чтобы создать узор. Эта техника обычно используется с бирюзой, иногда с кораллами, а иногда с другими камнями при создании ожерелий, браслетов, серег и колец. Петит-пойнт делается так же, как и игольное острие, за исключением того, что один конец каждого камня заострен, а другой - закруглен.

Религия

Дополнительная информация: религия зуни

Религия занимает центральное место в жизни зуни. Их традиционные религиозные верования сосредоточены на трех самых могущественных из их божеств : Матери-Земле, Отце-Солнце и Матери, дающей лунный свет. Религия зуни основана на кацине, и церемонии происходят во время зимнего солнцестояния, лета, сбора урожая и снова зимой.

Священство Зуни включает трех священников (север, вверху и внизу), а Пеквин (над священником) определяет религиозный календарь. Религиозное общество связано с каждой из шести кива, и каждый ребенок мужского пола зуни инициируется в одно из этих обществ.

Шалако

Основная статья: Шалако Картина танцоров Зуни Шалако

Шалако - это серия церемониальных танцев, которые проходят в течение ночи во время зимнего солнцестояния или около него. Они закрыты для инородцев, если нет личного приглашения от члена племени. Церемония также благословляет дома, построенные в течение года. Благословение принимает форму пения, которое сопровождает шесть танцоров, одетых в костюмы Шалако. Эти наряды могут достигать восьми футов в высоту; танцоры в них олицетворяют «курьеров божеств дождя, приходящих благословить новые дома». Танцовщицы переходят из дома в дом всю ночь; на рассвете Сайяташа совершает последнюю молитву, и церемония завершается.

В популярной культуре

В романе « О дивный новый мир» уроженец зуни по имени Джон Сэвидж осознает сексуальные реалии Нового государства и то, чем они отличаются от его собственной культуры.

Галерея

  • Zuni Girl, фото Эдварда С. Кертиса

  • Зунис в типичном современном костюме, 1896 г.

  • Зуни вазы для воды

  • Керамика дзуни

  • Чашки для красок и приправ Zuni

  • Керамические ковши Zuni

  • Чучела птиц зуни

  • Глиняные корзины Zuni

  • Чучела животных зуни

  • Плетеные пояса зуни

Известные люди зуни

Смотрите также

Цитаты

Общие ссылки

  • Адэр, Джон. Серебряные дел мастера навахо и пуэбло. Норман: University Oklahoma Press, 1989. ISBN   978-0-8061-2215-1.
  • Кушинг, Фрэнк Гамильтон. Джесси Грин, изд. Зуни: Избранные произведения Фрэнка Гамильтона Кушинга. Линкольн: Университет Небраски, 1978. ISBN   0-8032-2100-2.
  • Прицкер, Барри М. Энциклопедия американских индейцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1.
  • Уэйд, Эдвин Л. «Рынок этнического искусства на юго-западе Америки, 1880-1980». Джордж У. Стокинг-младший, изд. Предметы и прочее: Очерки музеев и материальной культуры (история антропологии). Vol. 3. Мэдисон: Висконсинский университет Press, 1988. ISBN   0-299-10324-2.

дальнейшее чтение

  • Бенедикт, Рут. Зуни Мифология. 2 тт. Вклад Колумбийского университета в антропологию, нет. 21. Нью-Йорк: Columbia University Press, 1935. Переиздание AMS Press, 1969.
  • Бунзель, Рут Л. " Введение в церемониализм зуни ". (1932а); «Мифы о происхождении зуни». (1932b); «Ритуальная поэзия зуни». (1932c). В сорок седьмом годовом отчете Бюро американской этнологии. Стр. 467–835. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 1932. Перепечатка, Zuni Ceremonialism: Three Studies. Введение Нэнси Парето. Издательство Университета Нью-Мексико, 1992.
  • Бунзель, Рут Л. Зуни Тексты. Публикации Американского этнологического общества, 15. Нью-Йорк: GE Steckert amp; Co., 1933.
  • Кушинг, Фрэнк Гамильтон, Бартон Райт, Мифический мир зуни, University of New Mexico Press, 1992, твердый переплет, ISBN   0-8263-1036-2
  • Херрик, Деннис. (2018) Эстебан: Африканский раб, который исследовал Америку. University of New Mexico Press, твердый переплет, ISBN   978-0-8263-5981-0
  • Дэвис, Нэнси Яу. (2000). Загадка зуни. Нортон. ISBN   0-393-04788-1
  • Эгган, Фред и Т. Н. Панди. «История зуни, 1855–1970». Справочник североамериканских индейцев, юго-запад. Том 9. Эд. Альфонсо Ортис. Стр. 474–481. Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография, 1979.
  • Харт, Э. Ричард, 2000. «Утверждения зуни: размышления свидетеля-эксперта», Журнал исследований и культуры американских индейцев, 24 (1): 163–171.
  • Харт, Э. Ричард, изд. Зуни и суды: борьба за суверенные права на землю. Лоуренс: Издательство Канзасского университета, 1995. ISBN   978-0-7006-0705-1.
  • Крёбер, Альфред Л. (1984). Зуни род и клан. AMS Press. ISBN   0-404-15618-5
  • Ньюман, Словарь Стэнли С. Зуни. Исследовательский центр Университета Индианы, публикация шесть. Блумингтон: Университет Индианы, 1967. ASIN B0007F3L0Y.
  • Робертс, Джон. «Зуни». В вариациях ценностных ориентаций. Эд. Авторы FR Kluckhorn и FL Strodbeck. Стр. 285–316. Эванстон, Иллинойс, и Элмсфорд, штат Нью-Йорк: Роу, Петерсон, 1961.
  • Смит, Ватсон и Джон Робертс. Закон Зуни: поле ценностей. Документы Музея американской археологии и этнологии Пибоди, Vol. 43. Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди, 1954.
  • Тедлок, Барбара. Прекрасное и опасное: диалоги с индейцами зуни, Нью-Йорк: Penguin Books, 1992.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-22 05:27:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте