Зороастрийцы в Иране

редактировать

Зороастрийцы - старейшая религиозная община Ирана. До мусульманского завоевания Персии, зороастризм был основной религией Персидской империи.

Согласно официальной переписи населения страны, в стране проживало 25 271 зороастрийцев. 2011.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Династия Ахеменидов
    • 2.1 Персеполис
  • 3 Династия Аршакидов
  • 4 Династия Сасанидов
    • 4.1 Пророк Мани
    • 4.2 Зурванизм
    • 4.3 Календарные реформы
    • 4.4 Священные огни
    • 4.5 Маздакитское движение
    • 4.6 Авеста
  • 5 Арабское завоевание и правление Халифата
  • 6 Монгольская империя
  • 7 Династия Сефевидов
  • 8 Династия Каджаров
  • 9 Современная история
    • 9.1 Династия Пехлеви
    • 9.2 После революции
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Дополнительная литература

Общие сведения

Дарий Великий

Нет беспристрастных письменные записи времен Заратуштры. Самые ранние сохранившиеся письменные упоминания о Заратуштре (от неиранцев), по-видимому, принадлежат греческим писателям. Заратуштра и его первыми последователями были иранцы, которые жили между бронзовым веком и железным веком (оценка 1200-600 до н.э.).

Время переселения иранских народов в Иран можно в основном оценить по ассирийским записям. Кроме того, Геродот (I, 101) напомнил одно из мидских племен, которое называлось «магоями», более известное как «маги », племя, известное среди них много священников, которые служили как мидянам, так и персам. Ко времени мидийской империи (оценка 612 г. до н.э.) зороастризм, как известно, прочно утвердился как в регионе Парс (более поздняя столица Персии), так и в Восточные регионы.

Династия Ахеменидов

Персы во главе с Киром Великим вскоре основали вторую иранскую династию и первую Персидскую империю, победив Мидия династия в 549 г. до н.э. Когда персы расширили свою империю, зороастризм был представлен греческим историкам, таким как Гермодор, Гермип, Ксантос, Евдокс и Аристотель. ; каждый дает разную дату жизни Зороастра, но, естественно, считал его персидским пророком и называл его «Мастером магов»

Хотя не осталось никаких надписей со времен Кир о своей религии, огненных жертвенниках, найденных в Пасаргадах, а также о том факте, что он назвал свою дочь Атосса, именем царицы Виштаспы (королевского покровителя Зороастра). что он действительно мог быть зороастрийцем.

Однако ясно, что ко времени Дария Великого (549 г. до н.э. - 485/486 г. до н.э.) империя была явно зороастрийской. Дарий заявляет в одной из своих надписей, что:

«Великий Бог - это Ахурамазда, который создал эту землю, который создал то небо, который создал человека, который создал счастье для человека, который сделал Дария царем, один царь над многими, один господин над многими »

Персепол

Персепол (или Парса) был одной из четырех столиц империи Ахеменидов, построенной Дарием Великим и его сыном Ксеркс ; это был славный город, известный миру как «самый богатый город под солнцем». Это также была торговая столица Ближнего Востока.

Одной из основных функций Персеполя было служить местом проведения древнего зороастрийского праздника Норуз. Поэтому каждый год представители каждой страны, находившейся под властью Персии, приносили подарки в Персеполис, чтобы продемонстрировать свою преданность царю и империи.

Династия Аршакидов

Династия Сасанидов

Династия Сасанидов (224-651 гг. Н.э.) провозгласила зороастризм государственной религией и способствовал религиозному возрождению зороастризма.

В период своего многовекового сюзеренитета над Кавказом, Сасаниды предпринимали попытки пропаганды зороастризма со значительными успехами, и это было заметно в до- Христианский Кавказ (особенно современный Азербайджан ).

Из-за своих связей с христианской Римской империей, главным соперником Персии с парфянских времен, Сасаниды с подозрением относились к римскому христианству, а после правления Константин Великий иногда преследовал его. Власть Сасанидов столкнулась со своими армянскими подданными в битве при Аварайре (451 г. н.э.), что заставило их официально порвать с Римской церковью. Но Сасаниды терпели или даже иногда поддерживали христианство несторианской церкви Персии. Принятие христианства в Грузии (Кавказская Иберия ) привело к тому, что зороастрийская религия там медленно, но верно пришла в упадок, но уже в конце V века нашей эры она все еще широко практиковалась как нечто вроде второй установленной религии.

Пророк Мани

Пророк Мани был иранцем благородных парфянских корней, который основал манихейство, которое содержало многие элементы зороастризма, а также Гностицизм, однако он считал земной опыт людей несчастным, что контрастировало с зороастрийскими взглядами, согласно которым жизнь была отмечена счастьем.

Мани был любезно принят королем Шапуром I и провел много лет при его дворе, где он находился под защитой на протяжении всего правления Шабура. Однако Мани писал на семитском языке (сирийский арамейский ), и все его работы должны были быть переведены на среднеперсидский его последователями, которые передали имя верховного бога Мани как Зурван и назвал его отцом Ормазда (Ахурамазда, Бог Мудрости, главное божество зороастризма ).

Зурванизм

Хотя происхождение зурванитского зороастризма неясно, именно в период Сасанидов он получил широкое признание, и многие из сасанидских императоров были, по крайней мере, до некоторой степени зурванитами. Зурванизм пользовался королевской санкцией в эпоху Сасанидов, но не осталось его следов после 10 века.

В отличие от маздейского зороастризма, зурванизм считал Ахура Мазду не трансцендентным Творцом, а одним из двух равных, но противоположных божеств под властью Зурвана. Центральная зурванитская вера сделала Ахура Мазду (среднеперсидский: Ормузд) и Ангра-Майнью (Ариман) братьями-близнецами, которые сосуществовали во все времена.

Незороастрийские рассказы о типичных зурванитских верованиях были первыми следами зороастризма, которые достигли Запада, что привело европейских ученых в заблуждение к выводу, что зороастризм был дуалистической верой.

Зороастрийский культ Зурвана не следует путать с манихейством, использующим имя Зурван в среднеперсидских текстах для обозначения манихейского божества света. Мани сам ввел эту практику (возможно, по политическим причинам) в свой Шапурган, который он посвятил своему покровителю Шапуру II. На протяжении большей части остальной части эпохи Сасанидов манихены были преследуемым меньшинством, и Мани был приговорен к смертной казни Бахрамом I.

Календарная реформа

Священные огни

зороастрийцы Огонь Храм в Йезде

Три великих священных огня Персии во времена Сасанидов были: Адур Гушнасп и Адур Бурзен-Михр, которые горели в Парсе, Мидии и Парфии соответственно. Из этих трех Адур Бурзен-Михр был самым священным огнем, так как он был связан с пророком Заратустрой и царем Виштаспой.

движением маздакитов

Авестой

Арабское завоевание и под властью Халифата

Завоевание мусульманами Персии, также известное как арабское завоевание Ирана, привело к концу Сасанидской империи в 651 году и, в конечном итоге, к упадку зороастрийской религии в Иране. Впервые арабы напали на территорию Сасанидов в 633 году, когда генерал Халид ибн Валид вторгся в Месопотамию (современный Ирак), которая была политическим и экономическим центром государства Сасанидов. После перехода Халида на римский фронт в Леванте мусульмане в конечном итоге потеряли свои владения из-за иранских контратак. Второе вторжение началось в 636 году при Сааде ибн Аби Ваккасе, когда ключевая победа в битве при Кадисии привела к окончательному окончанию Сасанидского контроля к западу от Ирана. Горы Загрос тогда стали естественным барьером и границей между Халифатом Рашидун и Империей Сасанидов. Из-за непрерывных набегов персов в этот район, халиф Умар приказал в 642 году полное вторжение в Сасанидскую иранскую империю, которое завершилось полным завоеванием сасанидов около 651 года. Быстрое завоевание Ирана в рамках серии хорошо скоординированных многосторонних действий. Атаки, направленные халифом Умаром из Медины в нескольких тысячах километров от полей сражений в Иране, стали его величайшим триумфом, способствуя его репутации великого военного и политического стратега.

Иранские историки стремились защитить свои предок, используя арабские источники, чтобы проиллюстрировать, что «вопреки утверждениям некоторых историков, иранцы, по сути, боролись долго и упорно против вторжения арабов.» К 651 году большинство городских центров на иранских землях, за заметным исключением прикаспийских провинций и Трансоксианы, перешли под господство арабских армий. Многие населенные пункты в Иране организовали оборону от захватчиков, но в конце концов никто не смог отбить вторжение. Даже после того, как арабы покорили страну, многие города подняли восстание, убив арабского губернатора или напав на их гарнизоны, но подкрепление от халифов преуспело в подавлении всех этих восстаний и установлении господства ислама. Яркий тому пример - насильственное покорение Бухары после многих восстаний. Однако обращение в ислам было лишь постепенным. В процессе было совершено множество актов насилия, были сожжены зороастрийские писания и казнены многие мафиози. После политического завоевания персы начали восстанавливать свои позиции, поддерживая персидский язык и культуру. Тем не менее, ислам был принят многими по политическим, социально-культурным или духовным причинам или просто по убеждению и стал доминирующей религией.

Монгольская империя

вторжение монголов в Иран привело к миллионам смертей и разрушению многих городов. Однако первые монгольские завоеватели были язычниками или буддистами, поэтому их преследование не было таким направленным против зороастрийцев, как прежде. Однако за полвека после завоевания лидер Иль-ханства, Газан-хан обратился в ислам, что не помогло статусу зороастрийцев в Иране. Однако к тому времени, когда монголы были изгнаны, провинция Парс избежала серьезного ущерба, и зороастрийцы двинулись на север Парса, в основном в области Язд и Керман, где и сегодня проживают основные зороастрийские общины.

Династия Сефевидов

Шииты Династия Сефевидов разрушили то, что когда-то было живым сообществом зороастрийцев. Согласно официальной политике, Сефевиды хотели, чтобы все обратились в шиитскую секту ислама, и убили сотни тысяч зороастрийцев и других меньшинств, когда они отказались.

Большинство зороастрийцев также уехали в Индию, хотя около 20% осталось. большинство из них были вынуждены мигрировать в конце 19 века, поскольку династия Каджаров ввела для них более строгие ограничения.

Династия Каджаров

Зороастрийская семья в Каджаре Иран, около 1910 года.

Во время династии Каджаров религиозные преследования зороастрийцев были безудержными. Из-за растущих контактов с влиятельными парси филантропами, такими как Манекджи Лимджи Хатария, многие зороастрийцы уехали из Ирана в Индию. Там они сформировали вторую крупную индийскую зороастрийскую общину, известную как иранцы.

Современная история

Династия Пехлеви

Начиная с начала двадцатого века, Тегеран, столица страны, испытала быстрые миграции из всех иранских меньшинств. Зороастрийское население увеличилось примерно с 50 торговцев в 1881 году до 500 к 1912 году.

Во время правления династии Пехлеви зороастрийцы превратились из одного из наиболее преследуемых меньшинств в Иране в символ иранского национализма. Эта идея сохранялась на протяжении всей Исламской революции 1979 года , когда аятолла Садуги провозгласил: «Мы, мусульмане, подобны ветвям дерева, если наши корни будут отрезаны, мы сморщимся и умрем». последний премьер-министр перед революцией Шапур Бахтияр провел митинг против аятоллы Хомейни в Лос-Анджелесе, Калифорния в день Зороастрийский Мехреган фестиваль (1980), посвященный «истинному национализму» (см. иранский национализм ).

Постреволюционные

Подобно армянской, ассирийской и персидской еврейской общине, зороастрийцы официально признаны и На основании Конституции 1906 года было выделено одно место в иранском парламенте, которое в настоящее время занимает Эсфандиар Эхтиари Касснавие. Внебрачность и низкая рождаемость влияют на рост зороастрийского населения Ирана, которое, согласно результатам переписи населения Ирана 2012 года, составляло 25 271 человек, хотя это на 27,5% больше, чем в 2006 году. гораздо меньший процент иранцев, заявляющих, что они верят в ислам, при этом половина опрошенных указали, что они потеряли свою религиозную веру. Опрос, проведенный GAMAAN (Группа по анализу и измерению отношения в Иране) на базе Нидерландов, с использованием онлайн-опроса для обеспечения большей анонимности респондентов, опросил 50 000 иранцев и обнаружил, что 7,7% идентифицированы как зороастрийцы.

В 2013 году Сепанта Никнам был избран в городской совет Йезда и стал первым зороастрийским советником в Иране. но он был отстранен от должности Советом стражей Исламской Республики Иран на том основании, что немусульмане не должны быть членами городского совета Ирана. Это вызвало резкую критику со стороны элементов иранского парламента и иранской общественности.

Важные иранские зороастрийцы в 20 веке:

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-23 11:31:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте