Зоран Мушич | |
---|---|
Зоран Мушич в 1960-е годы | |
Родился | Антон Зоран. (1909) -02-12) 12 февраля 1909. Буковица, Австро-Венгрия (сейчас в Словении ) |
Умер | 25 мая 2005 (2005-05- 25) (96 лет). Венеция, Италия |
Национальность | Словенец |
Образование | Академия изящных искусств Загреб |
Известен | живописью, рисунок, эстамп |
Известные работы | Конички (Маленькие лошади), Далматин, Сиенезе, Умбрийский пейзаж, Нисмо последни (Мы не последние), Соборы, Автопортреты |
Движение | , Ecole de Paris |
Супруг (ы) | Ида Кадорин [fr ] |
Награды | Гран-при Венецианская биеннале (1956). Прешеренская премия (1991) |
Зоран Мушич (12 февраля 1909 - 25 мая 2005), крещенный Антон Зоран Мусич, был Словен художник, гравер и рисовальщик с Карстового плато ne на Адриатическом море. Он был единственным художником словенского происхождения, которому удалось утвердиться в элитных культурных кругах Италии и Франции, особенно Парижа, где он прожил большую часть своей дальнейшей жизни. Писал пейзажи, натюрморты, портреты и автопортреты, а также сцены ужасов из Дахау. концлагерь и vedute в Венеция.
Зоран Мушич родился в словенской говорящей семье в Буковице, небольшой деревне в Випавская долина около Гориции, на территории тогдашнего австрийского графства Гориция и Градиска (ныне Словения ). Отец Мушича Антон был директором местной школы, а его мать Мария (урожденная Блажич) работала там учительницей. Оба родителя были словенцами из Горишского района: его отец был из села Шмартно в Горицких холмах, а мать была родился в деревне Костаневица в деревне Лиг.
. Отец Мушича был мобилизован и служил на различных полях сражений во время Первой мировой войны. В 1915 г. во время сражений при Изонцо семья (его мать с двумя детьми) была вынуждена бежать в Арначе, деревню около Веленье в Герцогство Штирия, где Зоран учился в начальной школе. Весной 1918 г., ближе к концу Первой мировой войны, семья вернулась в Горицию, но в конце августа 1919 г. они были снова высланы итальянскими властями, которые оккупировали регион. Они переехали в Гриффен в Каринтии, но были снова изгнаны австрийскими властями после Каринтского плебисцита в конце октября 1920 года. В конце концов они поселились в Нижняя Штирия, тогда входившая в Королевство сербов, хорватов и словенцев.
Мушич учился в двух средних школах в Мариборе до 1928 года. После этого он посетил Вену на короткое время. С 1930 по 1935 гг. Продолжил учебу в Академии художеств в Загребе. Мушич говорил на словенском, немецком, хорватском, итальянском, французском и немного фриульском.
После выпуска в 1934 году он много путешествовал по Европе. Он провел три месяца (с апреля по июнь 1935 г.) в Испании, в основном Мадрид. Позже он проходил обязательную военную службу в Билеча (1936 г.) в Югославии. Каждое лето он проводил в Далмации, находясь в Мариборе и ближайшей деревне Хоче. В 1940 году переехал в Любляну навсегда. В этот период (1942 г.) вместе со своим другом, художником Августом Чернигоем (Дрежница, , он писал картины в двух церквях в своем родном Горишском районе. Грахово ) и в деревне Градно с другим словенским художником. В октябре 1943 года он переехал в Триест, а затем впервые в Венецию. У него была первая персональная выставка (за пределами Югославии) в Триесте, а несколько месяцев спустя в Венеции. В начале октября 1944 года он был арестован нацистскими немецкими силами за то, что находился в группе словенских антифашистов. Группа имела скрытый передатчик и была связана с британской ИГ. Его рисунок и живопись в Венеции вызвали подозрения, что он был шпионом, и через месяц его отправили в концлагерь Дахау, где он сделал более 180 набросков жизни в лагере, некоторые из которых были выполнены в чрезвычайно сложных обстоятельствах.. Из рисунков, выполненных в основном в мае 1945 года, ему удалось спасти около сотни (еще несколько - с друзьями). После освобождения американцами 29 апреля 1945 года Мушич вернулся в свой родной город Любляну в начале июня. Там его отправили в больницу (Гольник). Месяц спустя он подвергся давлению со стороны вновь установленного коммунистического режима и в конце июля 1945 года переехал в Горицию. В последующие месяцы он путешествовал по району Триест и Истрия, проводит некоторое время в Пингенте (Бузет ). В октябре 1945 года он с помощью семьи Кадорин поселился в Венеции и вернулся к живописи. В сентябре 1949 года он женился там на молодой художнице Иде Кадорин - Барбариго. В тот же период он расписал комнату в Вилле Дорнахер недалеко от Цюриха.
В 1950 году он подготовил огромный гобелен: Марко Поло и его путь в Китай для пассажирского корабля «Август». В то же время он выиграл приз Гуалино, а в 1956 году - Гран-при за свою гравюру на Венецианской биеннале. В 1951 году он был награжден (совместно с Антонио Корпора ) за красочные картины Далмации. После 1952 года он жил в основном в Париже, где «лирическая абстракция» определила мир искусства. Все это время он держал свою студию в Венеции и снова выставлялся на биеннале в 1960 году, когда был удостоен премии ЮНЕСКО. Широко известная серия «Мы не последние», в которой художник превратил ужас своих переживаний в концлагере в документы всемирной трагедии, была создана в 1970-х годах. Его последним достижением были серии автопортретов и двойных портретов. У него были проблемы со зрением. Частично слепой, он подписал свои последние рисунки в 2000 году.
В 1981 году Мушич был назначен командиром искусств и литературы в Париже. Работы Мушича были отмечены на многочисленных международных выставках, таких как большая ретроспективная выставка в Grand Palais в Париже в 1995 году, открытая президентами Франции и Словении Франсуа Миттеран и Милан Кучан. При этом австрийцы пообещали ему постоянную выставку в Клагенфурте. Это так и не было установлено. Огромная часть его работ была взята из его мастерской и больше никогда не возвращалась ни художнику, ни его жене.
В 1991 году Мушич получил Прешеренскую премию за заслуги перед ним, высшую награду в области искусства в Словении. Некоторые работы Мушича были представлены в Прибрежных галереях Пирана. Галерея Zala из Любляны подготовила 7 выставок (4 в Любляне, по одной в Белграде, Вене и Лондоне). Большая ретроспектива была подготовлена в Modern Gallery из Любляны в ноябре 2009 года. Академия наук из Словении опубликовала монографию, написанную 20 авторами из Словении, Хорватии, Австрии, Италии и Франции (Vizije Zorana Mušiča) в ноябре 2012 года. Первая постоянная выставка его работ. гравюры была открыта в Доброво в 1991 году. В 2016 году в Национальной галерее в Любляне была открыта только постоянная выставка его различных работ (картин, гравюр, рисунков). Более крупная временная выставка избранных работ была подготовлена в Лугано, Collezione Braglia в октябре 2016 года. Весной 2018 года выставка проходила в Венеции в музее Фортуни: Дань музыке Зорана, Зал Цюриха. В апреле 2018 года в музее Леопольда в Вене открылась большая ретроспективная выставка, на которой было представлено 167 избранных работ.
Он умер в Венеции в 2005 году в возрасте 96 лет. Похоронен в местном St. Кладбище Микеле.
Австрия
Чили
Хорватия
Франция
Германия
Италия
Словения
Испания
Швеция
Швейцария
Великобритания
США
Ватикан
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Зораном Мушичем. |