Зиран

редактировать
Зиран
Китайское имя
Китайский 自然
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит tự nhiên
Корейское имя
Хангыль 자연
Японское имя
Кандзи 自然
Кана じ ね ん, し ぜ ん

Зиран - ключевое понятие в даосизме, которое буквально означает «я такой; такой свой; такой сам по себе» и, следовательно, «естественно ; естественно; спонтанно; свободно; в ходе событий; конечно; несомненно ". Это китайское слово является двухсимвольным составным от zi (自) «нос; себя; себя; от; поскольку» и побежал (然) «правильно; правильно; так; да», который используется как a -ran суффикс, обозначающий прилагательные или наречия (примерно соответствует английскому -ly). В китайской культуре нос (или цзы) является распространенной метафорой точки зрения человека.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Недавнее переосмысление
  • 3 Существование Зирана
  • 4 Дополнительная информация
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Происхождение

Слово «зиран» впервые встречается в Даодэцзин (17, 23, 25, 51) и относится к структуре Дао, которая не может быть отнесена ни к чему другому. Принято считать, что термин был изобретен философом Лаоцзы, автором Даодэцзин. Зиран - центральная концепция даосизма, тесно связанная с практикой увэй, отстраненного или легкого действия. Зиран относится к состоянию «как есть», наиболее важному качеству для любого, кто следует даосским верованиям. Чтобы приблизиться к состоянию зиран, нужно отделиться от неестественных влияний и вернуться в полностью естественное, спонтанное состояние. Зиран связан с развитием «измененного чувства человеческой природы и природы как таковой». Когда дело доходит до чувствительности даосизма, моральное значение больше всего можно найти в зиране.

Недавнее переосмысление

С течением времени Зиран интерпретировался и переосмысливался множеством способов. Чаще всего это рассматривалось как модель, которой по очереди следовали Дао, Небо, Земля и Человек, основанная на традиционном переводе и интерпретации главы 25 Даодэцзин. Более современный перевод Цинцзе Джеймса Вана устраняет логический недостаток, который возникает, когда кто-то считает, что моделировать себя по образцу другой сущности может означать стать менее естественным, потерять «как есть», на которое ссылается зиран. Ван переосмысливает слова главы 25 как инструкции следовать модели, заданной тем, что Земля является Землей, Небеса являются Небесами, а Дао является Дао; каждый ведет себя идеально в соответствии с зираном. Эта интерпретация подтверждает, что основная природа Дао - это природа полной естественности.

Существование Зирана

Вин-Чук Чан дает другой перевод слова «зиран»: «Это так в силу того, что свой ». Это поднимает связь Зирана с другим даосским верованием, в частности, что мириады вещей существуют благодаря качествам, которыми они обладают, а не потому, что они были созданы каким-либо существом для достижения цели или цели. Единственное, чем должно быть существо, когда оно существует в соответствии с зираном, - это в конечном счете естественное, не подверженное искусственным влияниям.

Дополнительная информация

Зиран и Тианран - взаимосвязанные понятия. Тианран относится к вещи, созданной небесами, которая в конечном итоге не затронута человеческим влиянием, вещь, полностью характеризуемая зираном. Эти два термина иногда используются как взаимозаменяемые. Можно сказать, что, обретая зиран, человек приближается к состоянию тианрана.

Зиран также можно рассматривать из-под влияния Будды, «несущественного». Считается, что это означает «не имеющий собственной природы». В этом аспекте он рассматривается как синоним настоящей пустоты.

Д. Т. Сузуки в краткой статье, написанной в 1959 году, предлагает зиран как эстетику действия: «Жизнь - это акт творчества, проявляющий себя. Творчество объективно рассматривается как необходимость, но с внутренней точки зрения Пустоты оно это «просто так» (зиран). Это буквально означает «сам по себе», подразумевая большее внутреннее значение, чем «спонтанность» или «естественность».

См. также

  • Pu (Даосизм), метафора естественности
  • Татхата или «таковость» в буддизме Махаяны
  • Сахаджа, «совозрастание; спонтанно или естественно рожденные вместе» в индийском и тибетском буддизме

Ссылки

6. Ван, Цинцзе Джеймс (1997). «О концепции Цзыраня Лаоцзы», Журнал китайской философии, 24 (3), 291-321; (2003, исправленная версия) «« Само-само-себя »и« Другой »в концепции Цзырана Лао-Цзы», Сравнительные подходы к китайской философии, Мо, Бо (ред.) Ashgate World Philosophy Series, Ashgate, UK, 225-244.

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-23 10:27:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте