Народно-революционная армия Зимбабве | |
---|---|
Флаг ЗАПУ | |
Активный | 1964–1980 |
Страна | Зимбабве |
Верность | ЗАПУ |
Ветка | Нерегулярные военные |
Тип | Партизанская армия |
Роль | Военное крыло ЗАПУ |
Размер | 20000 человек в 1979 г. |
Помолвки | Родезийская война Буша |
Командиры | |
Известные командиры | Альфред Никита Мангена Смотровая площадка Масуку |
Знаки отличия | |
Сокращение | ЗИПРА |
Народно-революционная армия Зимбабве ( ЗИПРА) была военным крылом Африканского народного союза Зимбабве (ЗАПУ), марксистско-ленинской политической партии в Родезии. Он участвовал в Родезийской войне Буша против правления белого меньшинства в Родезии (современный Зимбабве ). ЗИПРА была основана в 1960-х националистическим лидером Джейсоном Мойо, заместителем Джошуа Нкомо.
Поскольку политическая стратегия ЗАПУ в большей степени полагалась на переговоры, чем на вооруженные силы, ЗИПРА развивалась как тщательно продуманная подготовка как регулярных солдат, так и партизан, хотя к 1979 году у нее было примерно 20 000 комбатантов, базировавшихся в лагерях вокруг Лусаки, Замбия и на фронте. Пункты пересечения границы ЗИПРА в Зимбабве находились в Фейре в Замбии напротив Восточного и Западного Машоналенда. Например, оперативной границей был Сиполило, где столкнулись ЗИПРА, Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ЗАНЛА) и силы безопасности Родезии. ЗИПРА действовала в одиночку в Западном Машоналенде. До поздних этапов войны в этом районе не было комбатантов ЗАНЛА.
Помимо общих политических идеологий, основные различия между ZIPRA и ZANLA заключались в следующем:
ЗИПРА состояла в формальном союзе с « Умхонто ве Сизве» (МК), боевым крылом АНК. ZIPRA и MK организовали знаменитый, хотя и стратегически неудачный, рейд на Родезию в середине 1960-х годов. Вторжение было остановлено силами безопасности Родезии, действовавшими совместно с полицией Южной Африки.
В 1978 и 1979 годах компания ZIPRA сбила два гражданских пассажирских самолета авиакомпании Air Rhodesia, в результате чего погибли 102 пассажира и члены экипажа. Рейс 825 авиакомпании Air Rhodesia (названный « Хуньяни») был регулярным рейсом из Карибы в Солсбери, который был сбит 3 сентября 1978 года партизанами ЗИПРА с помощью ракеты класса «земля-воздух» (ЗРК) SA-7. Лидер ZIPRA Джошуа Нкомо публично заявил об ответственности за сбитие Хуньяни по телевидению BBC в тот же вечер, заявив, что самолет использовался в военных целях, но отрицал, что его люди убивали выживших на земле. Восемнадцать из пятидесяти шести пассажиров самолета Air Rhodesia пережили крушение, при этом большинство из них сидели сзади. Трое выживших в авиакатастрофе, которые остались в самолете, сумели избежать гибели, убежав и спрятавшись в кустах. Второй самолет Air Rhodesia Flight 827 (названный Umniati) был сбит 12 февраля 1979 года партизанами ЗИПРА, снова с применением ЗРК SA-7.