ЗиУ-9

редактировать
Троллейбус ЗиУ-9Г в Нижнем Новгороде, Россия

ЗиУ-9, или ЗИУ-9 (Кириллица : ЗиУ-9 ) - это советский (и позже русский ) троллейбус автомобиль. Другие наименования и индексы той же машины включают ЗиУ-682 и HTI-682 (кириллица : ЗиУ-682 и ХТИ-682). Аббревиатура ЗиУ расшифровывается как «Завод имени Урицкого» - завод, названный в честь русского революционера Моисея Урицкого. До 1996 года эта аббревиатура также была товарным знаком производителя автомобилей. Он был изменен на Тролза. ЗиУ-9 был запущен в серийное производство в 1971 году и собирался вместе с другими более совершенными троллейбусами на заводе «Тролза» (бывший ЗиУ) до 2014 года. Общее количество произведенных ЗиУ-9 превышает 42 000 единиц. Кроме того, многие экземпляры ЗиУ-9 были произведены на других заводах бывшего советского блока. Эта модель - самый массовый троллейбус в мире.

Содержание
  • 1 История и развитие
  • 2 Производство
    • 2,1 ЗиУ-9
    • 2,2 ЗиУ-9А
    • 2,3 ЗиУ-682Б
    • 2,4 ЗиУ-682В (B00 / B0A)
    • 2,5 ЗиУ-682Г
    • 2,6 ЗиУ-682Г-016, 017 и 018
    • 2,7 ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03
    • 2,8 ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г-016.05
    • 2.9 Изменения по состоянию на 2012 год
  • 3 Клоны, произведенные другими компаниями
  • 4 Операторы
  • 5 Пожертвование Греции
  • 6 Художественная литература
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История и развитие
Троллейбус ЗиУ-9Г в Нижнем Новгороде, Россия

Взрывообразное развитие троллейбусных систем в Советском Союзе в 1960-е годы потребовали большого количества троллейбусов. Опора современного советского троллейбуса, ЗиУ-5, не хватало для огромных городских пассажирских перевозок. Он больше подходил для средних городов, чем для крупных мегаполисов, таких как Москва или Санкт-Петербург. Кроме того, ЗиУ-5 имел корпус из алюминия, что было дорого и сложно с технологической точки зрения. Две двери в торцах корпуса ЗиУ-5 плохо работали в условиях переполненности, что было обычным явлением в советском общественном транспорте.

ЗиУ-9 был довольно успешной попыткой решить эти проблемы. У него одна дополнительная дверь по сравнению с ЗиУ-5. Две широкие двери расположены в средней и задней части корпуса машины. Одна небольшая дверь в передней части автомобиля была / удобна для водителя и уходящих пассажиров. Корпус ЗиУ-9 - сварной стальной, значительно дешевле и проще в производстве, чем корпус ЗиУ-5.

Чертеж ЗиУ-9

Электрооборудование ЗиУ-9 имело незначительные отличия от ЗиУ-5. Увеличена мощность главного двигателя. Система управления электрическим током на основе косвенного резистора была немного модифицирована, чтобы справиться с увеличенной мощностью основного двигателя. В то время как западные конструкторы разрабатывали новые управляющие устройства на основе полупроводников, советские инженеры решили оставить старую систему на основе резисторов для упрощения обслуживания. Первые прототипы автомобилей были испытаны в Москве в 1971 году и после незначительных конструктивных изменений были допущены к серийному производству.

Цифра 9 в названии машины была начальным индексом проекта группы разработчиков. Однако после запуска в серийное производство новый троллейбус получил новый индекс «682» из единой классификации нерельсового транспорта общего пользования. Таким образом, все серийные машины имели обозначение ЗиУ-682. Но число 682 сложно произносить, а более короткая «9» до сих пор живет в повседневном языке водителей и военнослужащих. В 1986 году была введена новая классификация, и прежний ЗиУ-682 получил обозначение HTI-682. Но на этом переименование той же машины не закончилось. Русская аббревиатура HTI в кириллице - ХТИ, и эти три буквы кириллицы в 1995 году были перепутаны с латинскими буквами XTU. Эта латинская аббревиатура стала официальным названием автомобиля.

Производство

ЗиУ-9

Первый опытный образец ЗиУ-9 был построен в 1966 году. Элементы внешнего вида и ряд конструкторских решений были заимствованы из современных для того времени зарубежных. фирмы MAN и Chausson.

ЗиУ-9А

ЗиУ-9А - опытный вариант с широким корпусом до 2680 мм. Единственный опытный образец изготовлен в 1968 году.

ЗиУ-682Б

ЗиУ-682Б 4409.jpg

В августе 1972 года начато производство первой серийной серии ЗиУ-682Б (с изменением обозначения ЗиУ ЗиУ-9-682 было обусловлено требованиями маркировки. внесения отраслевого классификатора). Первые серийные троллейбусы отличались от более поздних выпусков. До 1974 года имел угловые колесные арки, а не круглые. На первую партию троллейбусов подняли устаревший двигатель ДЦ-207Г, который в 1973 году был заменен на ДС-210 мощностью 110 кВт. Подвеска на первом ЗиУ-682Б была пневматической, с тяговыми штангами в качестве направляющих элементов, позже ставшая пневморессорной. Фондовая площадка в задней части здания имела пониженный уровень пола, что уменьшало количество ступенек у задней двери и облегчало загрузку инвалидных колясок, детских колясок и крупных предметов. Однако это «преимущество» нивелировалось высокими поручнями на ступеньках, разделяющих заднюю и среднюю двери. Переход с верхнего этажа в салоне на нижний плавно осуществлен в проходе между задними колесными арками, что доставляет неудобства пассажирам в часы пик (особенно зимой), стоящим на обледеневшем спуске «горки». В 1991 году разработчики заменили прикрепленный к двери поручень скоростного сепаратора, но к этому времени все складские площадки находились на трех ступенях от уровня тротуара. Для естественной вентиляции на крыше кабины было оборудовано четыре люка в потолке, каждый из которых оборудован сдвижным боковым оконным стеклом. В настоящее время единственный экземпляр ЗИУ-9Б сохранился и эксплуатируется в линейном режиме в городе Запорожье и имеет бортовой номер 562.

ЗиУ-682В (B00 / B0A)

Троллейбус ЗиУ-682в в Минске

В конце 1976 года началось серийное производство очередной модификации ЗиУ-682В, пришедшей на смену ЗиУ-682Б. Из-за наличия конструктивных недостатков, проявившихся в первые годы эксплуатации, вместо реактивных опорных элементов в качестве рессор подвески. С 1976 года количество светильников в салоне сократилось с 12 до 11, в каждом втором окне в салоне пропали форточки. С 1978 года количество люков в потолке сокращено до трех (за счет люка на передней оси), стальные тележки оснащаются электрическими штангоуловителями (видимо, по заказам, поскольку их машин в Москве не было до 1996 года).

С 1983 года изменились форма и расположение передних и задних габаритных фонарей. Фары оригинальной формы, неофициально называемые «лодками», были заменены унифицированными и смещенными по краям ближе к указателям маршрута. В 1985 году аналогичные конструктивные изменения претерпели внешние сигнальные огни и указатели поворота.

С марта по май 1984 г. троллейбусы выпускались без низкоуровневой задней накопительной площадки, что было связано с необходимостью усиления базовой конструкции кузова в заднем свесе. В 1985 году тележка с паспортной табличкой была частично приведена в соответствие со стандартами, образующими VIN-код, что привело к изменению маркировки HTI682V00.

С 1988 года завод перешел на производство модификаций ЗиУ-682В -012 (ЗиУ-682В0А) с питанием от постоянного тока 213 мощностью 115 кВт. С 1989 года изменилась форма корпуса радиореактора на крыше тележки, он уменьшился в размерах и имел острую кромку. В 1989 году параллельно началось производство переходной модификации ЗиУ-682В0Б, на которой электропривод открывания дверей был заменен пневматическим.

ЗиУ-682Г

Троллейбус на проспекте Ленинского Комсомола в Видном, Московская область, Россия

К концу 1980 года. Отдельные компоненты тележки, изготовленной на тот момент, были почти 20 лет назад, существенно устарели. Поэтому одновременно с запуском в серию последних модификаций ЗиУ-682В готовится произвести более глубокую модернизацию модели тележки, которая получила обозначение ЗиУ-682Г. Опытные экземпляры ЗиУ-682Г были выпущены в 1988 году, а с 1 февраля 1991 года завод полностью перешел на их выпуск.

Помимо изменений, уже внесенных ранее в модели ЗиУ 682В0А - и - ЗиУ 682В0Б, модель ЗиУ-682Г получила следующие отличия. Спереди, под лобовым стеклом, разместили воздухозаборную решетку. Изменено расположение окон с форточками по правому борту. Значительной переделки подверглась салонная тележка. Большинство сидений по левой стороне кузова заменено на двухрядные, что увеличило количество стоячих мест. Изменился дизайн самих сидений и их поручней. Большие изменения претерпела кабина. Перегородка позади водителя, имевшая ранее овальное окно, стала глухой; выдвижная раздвижная дверь в кабине водителя. В самом салоне изменилась компоновка панели приборов, которая стала сделана из черного пластика. Из прошлого неэргономичный пульт управления троллейбусом прямо с приборной панели, состоящий из двух длинных рядов одинаковых тумблеров. Управление внешними световыми приборами перенесено на рулевую колонку. На выделенной правой панели находились только регулятор открывания дверей, выключатель дворников и сигнализация. Остальные переключатели перенесены на новый пульт управления тележкой слева от водительской стороны возле окна. Переделана подвеска и педали тормоза, заодно управление приблизилось к машине.

С другой стороны, ЗиУ-682Г поставлялся в провинциальные города в 1993–2000 гг., По сравнению с предыдущей моделью ЗиУ-682В имел значительно более легкие несущие элементы каркасной составляющей несущего каркаса (видимо, в г. для снижения стоимости). В результате в тяжелых условиях эксплуатации (например, в Нижнем Новгороде) за 5 лет эти элементы конструкции до гниения полностью проржавели, легким ударом отвертки проткнули. С 1997 года базовой модификацией в серийном производстве стал ЗиУ-682Г-012 (ЗиУ-682Г0А). Внешнее отличие новой модификации было уменьшено в высоте бокового окна кабины, также имеется другое расположение оконного стекла. Незначительные изменения произошли в планировке салона. Фактически была адаптирована для внутреннего рынка модификация экспортной версии тележки ЗиУ-682Г -010, производство которой началось в 1992 году.

На базе ЗиУ-682Г -012 началась дальнейшая модернизация тележки, проводимая в основном сдана в эксплуатацию Мосгортранса (как и большинство других российских городов в то время стало неплатежеспособным) и разделена на несколько этапов. Для низковольтного силового генератора вместо 63.3701 и вспомогательного двигателя постоянного тока - 661Б был установлен малошумящий статический преобразователь. Улучшена гидроизоляция и заземление. Троллейбус стал обладать более высокой защитой от коррозии, ряд узлов сейчас выполняется из алюминия, нержавеющей стали и стеклопластика. Параллельно с ЗиУ-682Г-012, в 1998 году начато производство переходной модификации ЗиУ-682Г -014 (ЗиУ-682Г0Е), в которой на замену старых диванов в салоне были установлены индивидуальные мягкие сиденья, применены лазерные (источник?) Обогреватели салона. окна. Эта версия также оснащена статическим преобразователем.

ЗиУ-682Г-016, 017 и 018

Троллейбус ЗиУ-682Г, последний на Московском троллейбусно-ремонтном заводе (МТРЗ) капитальный ремонт с удалением части аппарата на крыше

В результате продолжения модернизации тележки в том же 1998 году появилась модификация ЗиУ-682Г-016 (ЗиУ-682Г0М), которая стала базовой моделью. Наружные панели обшивки стали обкатывать экструдированный оцинкованный стальной лист, что улучшило внешний вид тележки и повысило ее коррозионную стойкость. Двери створки подверглись дополнительной антикоррозийной обработке специальным составом. Проведена большая работа по совершенствованию электрической тележки: нанесено диэлектрическое покрытие стержней токоприемника, установлены ограничители хода стержней, улучшена изоляция, установлена ​​в кабине индикатор токов утечки, улучшена конструкция крышек щитов и герметизации боковых отсеков, переработан подогреватель. Также применяется к системе блокировки тележки, работающей при открытых дверях.

Еще в середине 1990-х годов стало очевидно, что расположение электрики под тележкой не соответствует современным требованиям к электричеству, потому что не защищает от влаги, антиобледенительных агентов и многого другого, и также позволяет пройти через лужу, если глубина превышает десять сантиметров. Затем, в 1995 году, была разработана модель ЗиУ-52642, которая представляет собой серьезную модернизацию ЗиУ-682Г с удалением электрооборудования на крыше тележки и другими изменениями. Однако по разным причинам в серию не пошли.

Первой производственной серией с удалением части аппарата на крышу стал ЗиУ-682Г -017 (ЗиУ-682Г0Х), запущенный в 2000 году. В отличие от опытного ЗиУ-52642 с тиристором -pulse система управления, модификации ZiU- 682Г -017 оставался оборудованы классическая, неэкономичная и неподдерживаемая приемлемая гладкость реостат - система управления контактора, электрооборудование завод «Динамо» обычная плита дверь. Некоторые изменения претерпел салон, в частности, была установлена ​​внутренняя подсветка более современной формы. С 2002 года по заказу тележка начала выпускаться в вариантах с измененным внешним видом кабины (здесь применена стеклопластиковая накладка).

ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03

ЗиУ-682Г-016.02 в Владимир, Россия.

С октября 2002 года серийно выпускается модификация ЗиУ-682Г-016.02, которая является дальнейшее развитие модели ЗиУ-682Г -018. Сайдинговые доски из бесшовного стального листа, обшивка передней части тележки в сочетании с применением стеклопластиковых панелей. Передний бампер тоже сделан из стеклопластика. Окна пассажирского салона тонированы, установлено новое панорамное лобовое стекло. По ходу тележки усилена защита кузова от коррозии, включая использование токопроводящих грунтов фирмы «Sikkens» при сварке внахлест, фосфатное защитное покрытие, а также дополнительное покрытие основания, боковин, передней и задней части защитного покрытия.

На тележке установлен тяговый двигатель постоянного тока - 213А производства Московского завода «Динамо» 110 кВт. Система управления - реостат-контактор. Большую часть тяговых тележек выносят на крышу. Коллекторы, расположенные на крыше, силовые резисторы, групповой контроллер, радиореакторный выключатель WB-7 (возможна установка вместо автоматического выключателя WB-7 в кабине сзади), статический преобразователь (IPT- 600/28 или БП-3Г), тяги ограничителя хода. Сзади водителя находится корпус, внутри которого расположены реле защиты электрического щита. В связи с этим первое окно с левой стороны салона имеет уменьшенные размеры, отсутствует пассажирское сиденье, обращенное к арке переднего колеса. Освещение салона салона осуществляется люминесцентными светильниками, имеющими режимы полного, частичного и аварийного освещения. Пассажирский салон оборудован отдельными комфортабельными креслами (которые, впрочем, часто критикуют за полные пассажиры хлопоты и неудобства). Два пассажирских кресла оборудованы для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями. Стояночный тормоз действует на тормоза ведущих колес, накопитель энергии, контроль воздуха в кабине крана. Бак гидравлического масла оборудован сигнализатором уровня масла в гидроусилителе руля.

Для улучшения электрооборудования введены стеклопластиковые плиты, электроизоляционные заслонки пассажирских дверей от кузова, внешняя электроизоляция стержневых токоприемников, устройство контроля изоляции УКИ, аварийный выключатель, навязывание в основном электротягового комплекта из-под пола на крыша, технологическая дорожка на крыше для перемещения обслуживающего персонала, задние стопорные стержни пантографов, оснащенные тремя электроизоляторами, система запирания тележки при открытых дверях, аварийная (запасная) система освещения пассажирской зоны АНТИ пассажирские двери, аварийные выходы через окна кабина, служебные двери оборудования изнутри и снаружи правительства открываются при аварийной установке на крыше быстродействующего выключателя с дистанционным управлением и т. д.

С 2004 года серийно выпускаются также тележки ЗиУ-682Г - 016.03. Его главное отличие от ЗиУ - 682Г - 016.02 состоит в том, что рама (основа) корпуса выполнена из открытого профиля (порога), что увеличивает жесткость и делает его более устойчивым к коррозии. Кузов троллейбуса ЗиУ-682Г 016.03 - рамно-сварная конструкция.

В качестве опции возможна установка широких передних двустворчатых дверей распашно-сдвижного типа (что особенно актуально для Москвы, используемой для оплаты проезда валидатором ).

С сентября 2009 года в связи с прекращением действия лицензии на производство троллейбусов выпуск ЗиУ 682Г016.02 - и - ЗиУ 682Г016.03 прекращен.

ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г-016.05

Троллейбус ЗиУ-682Г-016.05 в Орёл

С сентября 2009 года ООО «Тролза» в соответствии с полученной лицензией на производство освоить производство троллейбусов ЗиУ-682Г-016.04 и ЗиУ-682Г-016.05. И, судя по всему, эти тележки и конструктивные модификации практически полностью повторяют своих предшественников ЗиУ-682Г-016.02 и ЗиУ-682Г-016.03. В качестве постоянных изменений в ранг опций вошли установка электронных путевых знаков и шатра в салоне автомобиля и АБС, которые ЗиУ-682Г-ЗиУ 016.02 и 016.03-682Г-выполнялись заказчиком.

Изменения по состоянию на 2012 год

Отметим, что примерно в 2003 году ОАО «Тролза» изменило несколько обозначений выпускаемых моделей троллейбусов семейства ЗиУ-682Г, считая их все модификации ЗиУ-682Г -016 (VIN-код начинается с все модификации XTU682G0M). По состоянию на 2010 год производитель предлагает следующие серийные модификации (указаны в порядке возрастания количества изменений по сравнению с ЗиУ-682Г)

  • ЗиУ-682Г -016 (012) - базовая модель, аналог ЗиУ-682Г -012 (поставка в виде корпуса 1-й версии)
  • ЗиУ-682Г -016 (018) - модификация, аналогичная ЗиУ-682Г -018, с небольшим улучшением характеристик ЗиУ-682Г -016 (поставка в виде корпуса 1-го версия)
  • ЗиУ-682Г - 016.02 (поставка в виде кузова 1-я версия)
  • ЗиУ-682Г-016.03 (поставка в виде кузова 1-й вариант)
  • ЗиУ-682Г - 016.04
  • ЗиУ-682Г - 016.05

В 2009 году Тролза разработала модифицированный ЗиУ-682Г - 016.07. У данной машины всего 016.04 с другой нумерацией и системой управления - ТрГУ «Чергос» вместо штатного реостата-контактора. Единственный в эксплуатации экземпляр в Мурманске.

Серийное производство ЗиУ-9 было прекращено в 2014 году из-за отсутствия спроса на модель.

Схема Троллейбус ЗиУ-9.ПНГ

Клоны других компаний

Многие фабрики в современной России или Беларуси разработали нелицензионные или полу-лицензионные копии конструкции ЗиУ-9. Они могут иметь разные обозначения и торговые марки, но в разговорной речи все они называются «клонами ЗиУ-9».

  • АКСМ-101 и различные их модификации производитель Белкоммунмаш (Минск)
  • Производитель БТЗ-5276 и модификаций Башкирский троллейбусный завод (Уфимский )
  • производитель ВЗТМ -5284 и модификаций Волгоградский завод транспортного машиностроения (Волгоград )
  • ВМЗ-170, производитель Вологодский механический завод (ОАО «Транс-Альфа», Вологда )
  • Троллейбусное производство «Нижтролль» (Нижний Новгород ), официально проходящий капитальный ремонт
  • КТ-682Г производства "Сибирский троллейбус" (Новосибирск ), официально проходящий в качестве капитального ремонта
  • МТРЗ-6223 Московский троллейбусный завод - модернизация ЗиУ-682 для Москва
  • ЗиУ-682 ЗиУ БТРМ производства «Барнаульские троллейбусные ремонтные мастерские» (Барнаул ), официально проходящий капитальный ремонт
  • МТРЗ-6223 производство Алтаэлектротранс » КАУ «Алтайэлектротранс» »(Барнаул )
  • ЗиУ-682 Барнаул производства ООО« Компания «Алтайская электротранспортная компания» » (Барнаул)
Операторы
Троллейбусы Зиу-9 в Будапеште, Венгрия (выведены из эксплуатации в 2013 г.) В Греция ЗиУ-9 на экскурсионном маршруте в Пирей

В Венгрия, тележки Зиу-9 все еще работали в последние годы, но они вышли из эксплуатации в Дебрецен (DKV ), Будапешт (BKV ) и Сегед (SzKT ). Первоначально 174 из них использовались в столице города Будапеште и еще несколько десятков в других городах. Хотя некоторые автобусы все еще находятся в рабочем состоянии и время от времени используются на троллейбусах в стиле ретро и в старинном стиле.

ЗиУ-9 работали или работают во всех странах бывшего СССР, кроме Прибалтики. Они также находятся на вооружении Белграда, Сербии.

. Они также были проданы Греции, Аргентине, в Колумбии EDTU (Empresa Distrital de Transportes Urbanos ) был более крупным оператором этих автобусов; в странах бывшего Восточного блока они были в очень плохой сохранности. В 1973 г. были взяты в аренду три автомобиля для испытаний в Хельсинки, Финляндия.

Пожертвование Греции

В 2004 г. ILPAP, оператор троллейбусов в Афинах Греция подарила почти все свои старые троллейбусы ЗиУ-9 городу Белграду и Грузии. Один был подарен Музею транспорта Восточной Англии..

В Белграде с конца 1970-х годов есть собственные тележки ЗиУ-9. В 2010 году была проведена публичная акция по спасению первого ЗиУ-9 Белграда от утилизации.

В художественной литературе
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с ZiU-9.
Последняя правка сделана 2021-06-23 09:45:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте