Конституция Живкова

редактировать

Конституция Живкова была третьей Конституцией Болгарии и второй из Коммунистическая эпоха. Он действовал с 18 мая 1971 года по 12 июля 1991 года.

Коммунистическая партия Болгарии под руководством генерального секретаря Тодора Живкова использовала вспышку о Пражской весне в качестве предлога для усиления контроля над всеми общественными организациями и усиленного акцента на «демократический централизм » внутри партии. Живков и его коллеги были полны решимости заверить Советы, что болгарской версии Пражской весны не будет. Важным итогом событий 1968 года стало решение о замене Димитровской конституции 1947 года.

Предложенные изменения были обсуждены и одобрены комиссией под председательством Живкова. После одобрения Десятого съезда партии он был одобрен на всенародном референдуме , состоявшемся в мае 1971 года. В документе впервые подробно описывается структура BCP (высоко централизованная, в соответствии с политикой после 1968 года) и его роль в руководстве как обществом, так и государством. Болгарский аграрный национальный союз (BANU) был определен в качестве партнера BCP в кооперативном управлении страной.

Новый Государственный совет был создан для наблюдения за Советом министров и осуществления высшая исполнительная власть. В 1971 году Живков, премьер-министр с 1962 года, ушел в отставку и стал председателем Государственного совета.

Конституция 1971 года определила Болгарию как социалистическое государство с членством в международном социалистическом сообществе. Как и его предшественник, он предоставлял широкие права граждан, но эти права были ограничены требованием, чтобы они осуществлялись только в интересах государства. Обязанности граждан включали в себя работу в соответствии со своими способностями построить фундамент социалистического государства и защищать государство, обязательную военную службу и уплату налогов. Новая конституция также определила четыре формы собственности: государственную, кооперативную, общественную и частную. Частная собственность была ограничена той, которая была необходима для личного и семейного содержания.

Сохранилась большая часть государственной структуры, указанной в Димитровской конституции, но Государственный совет заменил Президиум в качестве высшего органа государственной власти. Этот совет состоял из председателя - должность, эквивалентная должности президента, - и 22 членов. Государственный совет был более могущественным, чем Президиум, потому что он мог как инициировать, так и утверждать законы, и потому что он осуществлял часть неправительственного надзора, обычно делегированного правящим партиям в коммунистических государствах Восточной Европы того периода. Члены Совета, номинально избранные Национальным собранием, были членами БКП или других массовых организаций.

Национальное собрание, традиционный центр политической власти в Болгарии до тех пор, пока конституция 1947 года не лишила его власть, была определена как высший орган государственной власти, а Государственный совет официально определен как исполнительный комитет Ассамблеи. Формально на нее возлагались большие обязанности, чем в документе 1947 года. Постоянные комиссии должны были контролировать работу министерств, и теперь законы могли быть представлены рабочими и молодежными группами (все из которых контролировались партиями). На практике Национальное собрание собиралось только на три короткие сессии в год, во время которых оно просто подтверждало закон и выдвигало кандидатов от БКП в Государственный совет, Верховный суд и Совет министров. Когда Национальное собрание не заседало, Государственный совет имел право издавать указы, и от него даже не требовалось номинально представлять их Национальному собранию для утверждения на его следующей сессии. В большинстве других коммунистических режимов законодательный орган, по крайней мере теоретически, имел право вето в таких обстоятельствах, хотя на практике оно почти никогда не применялось.

Живков был вынужден уйти в отставку 10 ноября 1989 года. Через месяц его преемник, Петар Младенов, призвал БКП отказаться от монополии на власть.. Официально это было сделано 15 января 1990 г.; когда Национальное собрание исключило статью 1, закрепившую «ведущую роль» BCP в государстве. В апреле Государственный совет был упразднен и заменен постом президента республики.

Участники общенациональных круглых столов в конечном итоге согласились с необходимостью принятия совершенно новой конституции, которая вступила в силу 12 июля 1991 года..

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 09:27:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте