Мост Анжи | |
---|---|
Мост Анжи, сохранившийся спустя 1400 лет | |
Координаты | 37 ° 43′13 ″ с.ш. 114 ° 45 ′48 ″ E / 37,7203 ° N 114,7633 ° E / 37,7203; 114,7633 Координаты : 37 ° 43'13 ″ N 114 ° 45'48 ″ E / 37,7203 ° N 114,7633 ° E / 37,7203; 114.7633 |
Кресты | Река Сяо |
Регион | Уезд Чжао в Провинция Хэбэй, Китай |
Характеристики | |
Дизайн | Открытая перемычка каменный сегментный арочный мост |
Общая длина | 50,82 метра (167 футов) |
Ширина | 9,6 метра (31 фут) |
Высота | 7,3 метра (24 фута) |
Самый длинный пролет | 37,37 метра (123 фута) |
История | |
Начало строительства | 595 CE |
Окончание строительства | 605 г. н.э. |
Мост Анжи (упрощенный китайский : 安 济 桥; традиционный китайский : 安 濟 橋; пиньинь : Ānjì Qiáo; букв. : «Безопасный переходный мост») - самый старый в мире открытый мост сегментный арочный мост каменного строительства. По проекту мастера по имени Ли Чун, мост был построен в 595–605 годах во время династии Суй (581–618). Расположенный в южной части провинции Хэбэй , это самый старый постоянный мост в Китае.
Мост также широко известен как Мост Чжаочжоу (упрощенный китайский: 赵 州 桥 ; традиционный китайский: 趙 州 橋 ; пиньинь: Чжаочжу Цяо), после Чжао Округ, ранее известный как Чжаочжоу (趙州). Другое название моста - Великий каменный мост (упрощенный китайский: 大 石桥; традиционный китайский: 大 石橋; пиньинь: Даши Цяо). Он пересекает реку Сяохэ (洨 河) к югу от города Чжаосянь, в уезде Чжао, примерно в 52 километрах (32 мили) к юго-востоку от столицы провинции Шицзячжуан. Это пешеходный мост, который в настоящее время открыт для посещения. В английской литературе его также называют мостом Цзяо-Шуй, по названию реки, которую он пересекает.
Начиная с 581 г. н.э., династия Суй восстановила имперский контроль над конкурирующими державами, которые правили различные регионы Китая со времен упадка династии Хань в третьем веке. Таким образом, были осуществлены грандиозные проекты общественных работ, в том числе восстановление двух великих имперских столиц, раскопки Гранд-канала протяженностью 2400 км и значительные улучшения укреплений, существовавших до Великой стены. С экономической точки зрения, перевозки товаров и людей на большие расстояния были критически важным компонентом интересов и устойчивости правящего дома. Перемещение товаров по суше на юг и юго-запад от Северо-Китайской равнины к Центральным равнинам вокруг Кайфэн и Лоян следовало по пути, который пересекал реку Сяо около Луаньчжоу (позже Чжаочжоу, а теперь Чжаосян) в сегодняшней провинции Хэбэй. Река Сяо, текущая с запада на восток по равнине, которая была относительно низменной с обеих сторон, была важной артерией для транспортировки товаров, но препятствием для непрерывного наземного движения и экономической интеграции регионов Китая.
Именно в этих условиях Ли Чун, руководивший каменщиками и другими мастерами, построил мост Анжи (Безопасный проход), также называемый мостом Даши (Великий Камень). Хотя китайская история приписывает Ли Чуню проектирование и строительство моста Анжи, никакие современные материалы не описывают этот процесс, однако в более поздних хрониках он содержится кратко.
Среди наиболее выдающихся достижений китайского мостостроения - действительно, достижение, не имеющее себе равных в мире, - создание этого сегментарного арочного моста полностью каменной конструкции. Это нововведение, которое произошло между концом шестого века и началом седьмого века, опровергло расхожее мнение о том, что полукруглая арка была необходима для переноса веса моста вниз туда, где арка по касательной встречается с пирсом. Двойная пара отверстий, пронизывающих оба конца арочной перемычки, которая не только подчеркивает ее гибкую кривизну, но и облегчает вес моста и облегчает отвод паводковых вод, позволяя им проходить через вспомогательные арки, а не биться о них.. Мост Чжаочжоу считается старейшим постоянным мостом в Китае и самым старым открытым каменным мостом с перемычками в мире.
Мост Анжи имеет длину около 50 метров (160 футов) с центральным пролетом 37,37 метра (122,6 фута). Его высота составляет 7,3 метра (24 фута), а ширина - 9 метров (30 футов). Арка покрывает круговой сегмент меньше половины полукруга (84 °) и с радиусом 27,27 метра (89,5 футов), имеет отношение подъема к размаху примерно 0,197 (7,3–37 метров). (От 24 до 121 футов)). Это значительно меньше, чем отношение подъема к пролету, равное 0,5 для полукруглого арочного моста, и немного меньше, чем отношение подъема к пролету, равное 0,207 для четверти окружности. Отношение длины арки к пролету составляет 1,1, что на 43% меньше, чем отношение длины дуги к длине пролета 1,57 у полукруглого арочного моста, таким образом, экономия материала составляет около 40%, что делает мост легче. Высота арки составляет около 45 °, что подвергает опоры моста действию направленной вниз и боковой силы. Этот мост был построен в 605 году.
Центральная арка состоит из 28 тонких изогнутых плит известняка, соединенных железными ласточкин хвостом. Это позволяет арке приспосабливаться к сдвигам в ее опорах и предотвращает обрушение моста даже при разрыве сегмента дуги. Мост имеет две небольшие боковые арки по обе стороны от главной арки. Эти боковые арки выполняют две важные функции: во-первых, они снижают общий вес моста примерно на 15,3% или примерно на 700 тонн, что жизненно важно из-за низкого отношения подъема к пролету и больших усилий. на создаваемых им абатментах. Во-вторых, когда мост затоплен во время наводнения, они пропускают воду, тем самым уменьшая нагрузки на конструкцию моста.
Инновационная конструкция перемычки Ли Чуня, хотя и экономила на материалах, имела также значительные эстетические достоинства. Надпись, оставленная на мосту чиновниками династии Тан через семьдесят лет после его постройки, гласит:
Этот каменный мост через реку Сяо является результатом работы инженера Суй Ли Чуня. Его конструкция действительно необычна, и никто не знает, по какому принципу он ее сделал. Но давайте рассмотрим его чудесное использование камня. Его выпуклость такая гладкая, а клиновидные камни так идеально сочетаются друг с другом... Какая высота летающая арка! Как велик проем, но без опор!.. Поистине точны перекрестные соединения и стыки между камнями, каменные блоки тонко переплетаются, как мельничные колеса или как стены колодцев; сто форм (организованных в) одну. И кроме раствора в щелях есть железные скобы с тонкими перегибами, чтобы скрепить камни вместе. Четыре небольшие арки, по две с каждой стороны, разрушают гнев ревущих наводнений и сильно защищают мост. Такого мастерства невозможно было бы достичь, если бы этот человек не применил свой гений для создания сооружения, которое прослужит веками.
В течение следующих 1400 лет мост пережил как минимум восемь войн, десять крупных наводнений и многочисленные землетрясения, самым последним из которых было землетрясение магнитудой Синтай в 1966 году силой 7,2 балла. Тем не менее, опорная конструкция осталась нетронутой, и мост все еще используется. Только декоративные перила меняют каждые несколько сотен лет.
Мост Анжи повлиял на дизайн более поздних китайских мостовых сооружений, таких как аналогичный мост Юнтун возле Чжаосяня в Хэбэе. Мост Юнтун - это каменный сегментарно-арочный мост длиной 26 м (85 футов), построенный в 1130 г. инженером-строителем Сун Поу Цяньером.
Возник интригующий дизайн моста Анжи. к множеству легенд. Согласно одной из легенд, мост был построен главным архитектором середины I тысячелетия до нашей эры по имени Лу Бань за одну ночь. В другой истории мост подвергся испытанию двумя бессмертными, которые пересекли его одновременно, и Лу Бань спас его, войдя в воду и поддерживая структуру.
Хотя династия Мин (1368–1644) авторы сравнивали мост с «новой луной, поднимающейся над облаками» и «длинной радугой, висящей на горном водопаде», позже он упал в безвестность. Когда профессор Лян Сичэн из Университета Цинхуа заново открыл мост во время полевых исследований древней архитектуры в провинции Хэбэй, он провел подробные измерения и опубликовал отчет и рисунок, после чего мост стал мировым. -известный.
Мост Анжи был признан международным историческим памятником гражданского строительства Американским обществом инженеров-строителей в 1991 году. В 1996 году китайские власти номинировали его на включение в всемирное наследие. Перечислите как имеющий «очень важное место в мировой истории мостостроения».
Викискладе есть медиафайлы, связанные с мостом Анжи. |