Запуск с нулевой длиной

редактировать
ВВС США F-100D Super Сабля, использующая систему запуска нулевой длины

Система запуска нулевой длины или система взлета нулевой длины (ZLL, ZLTO, ZEL, ZELL) была методом посредством чего реактивные истребители и штурмовики могли запускаться почти вертикально с помощью ракетных двигателей для быстрого набора скорости и высоты. Такие ракетные ускорители были ограничены кратковременным сгоранием, они, как правило, были твердотопливными и подходили только для одноразового использования, поскольку предполагалось, что они уйдут после использования.

Большинство экспериментов ZELL, в том числе переоборудование нескольких передовых боевых самолетов для испытания системы, проводились в 1950-х годах, в годы формирования холодной войны. Как и предполагалось, при оперативном использовании ZELL использовалась бы мобильная пусковая платформа для рассредоточения и укрытия самолетов, что снизило бы их уязвимость по сравнению с централизацией вокруг установленных авиабаз с хорошо известными местоположениями. Хотя летные испытания показали, что такие системы применимы для боевых самолетов, ни один самолет с конфигурацией ZELL никогда не использовался в эксплуатации. Появление всевозможных ракет значительно снизило стратегическую потребность в самолетах для выполнения задания ядерного удара, в то время как вопросы практического характера также сыграли свою роль.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Пилотируемые самолеты, участвующие в испытаниях ZELL
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Библиография
  • 5 Внешние ссылки

История

По словам автора авиации Тони Мура, концепция системы запуска нулевой длины стала популярной среди военных планировщиков и стратегов в первые годы того, что сейчас известно холодной войной. Считалось, что обычные самолеты, опирающиеся на крупные и хорошо зарекомендовавшие себя авиабазы, слишком легко вывести из строя в часы работы крупного конфликта между сверхдержавами, что позволило устранить эту зависимость от протяженных взлетно-посадочных полос и авиабаз. был очень привлекательным. В течение 1950-х годов различные державы начали экспериментировать с разнообразными методами запуска боевых истребителей, обычно с использованием некоторой схемы ракетных двигателей. В некоторых концепциях такой истребитель мог запускаться из трейлера практически из любого места, в том числе из тех, которые могли быть замаскированы или иным образом скрыты до момента запуска.

Основное преимущество Система запуска нулевой длины - это устранение исторической зависимости от уязвимых аэродромов для облегчения воздушных операций. В случае внезапного нападения военно-воздушные силы, оснащенные такими системами, могли использовать эффективные средства ПВО и наносить собственные авиаудары, даже если их собственные авиабазы ​​были уничтожены ранней ядерной атакой. Хотя запуск самолетов с использованием ракетных ускорителей оказался относительно беспроблемным, все же требовалась взлетно-посадочная полоса, чтобы эти самолеты могли приземлиться или потерпеть крушение. Мобильные пусковые платформы также оказались дорогими в эксплуатации и довольно громоздкими, что обычно затрудняло их транспортировку. Безопасность мобильных пусковых установок сама по себе была бы серьезной ответственностью, особенно в случае, если такие пусковые установки были оснащены ядерными ударными истребителями.

F-84 во время испытаний ZELL

ВВС США, Люфтваффе Бундесвера и ВВС Советов проводили эксперименты по запуску с нулевой длины. Первым пилотируемым самолетом, запущенным ZELL, был F-84G в 1955 году. Главный интерес Советов к ZELL заключался в защите аэродромов и критических целей в формате точечной обороны с использованием МиГ-19. Американские испытания F-84 начались с использования твердотопливного ускорительного двигателя Martin MGM-1 Matador с тягой около 240 килоньютон (52000 фунт-сил), который сгорел через несколько секунд после этого. воспламенился и через пару секунд улетел от пилотируемого истребителя. Испытания более крупных F-100 Super Sabre и SM-30 (МиГ-19) (с SM-30 с установкой ускорителя PRD-22R советской конструкции) использовали аналогичные твердотопливные двигатели с коротким сгоранием, хотя и гораздо более мощные. мощность 600 кН (135 000 фунт-сила).

Испытания показали, что F-100 был способен запускать ZELL даже при наличии как внешнего топливного бака, так и единственного ядерного оружия установлен на его опорных точках. Задуманный профиль миссии должен был заключаться в том, чтобы пилот нанес ответный ядерный удар по атакующему, прежде чем попытаться вернуться на любую доступную дружественную авиабазу, или должен был катапультироваться с самолета, если не удалось достичь безопасной точки приземления. Несмотря на чрезвычайно высокую тягу, создаваемую ракетным двигателем, F-100, как сообщается, подвергал своего пилота максимуму 4g ускоряющих сил во время фазы взлета, достигая скорости примерно 300 миль в час до истощения ракетного двигателя. После того, как все топливо было израсходовано, ракетный двигатель должен был выскользнуть назад из точек крепления и упасть от самолета. Однако испытания показали, что иногда он не отсоединяется или вызывает незначительные повреждения нижней части самолета при этом. Несмотря на возникшие трудности, система ZELL для F-100 считалась осуществимой, но идея ее развертывания со временем стала менее привлекательной.

В конце концов, все проекты, связанные с самолетами ZELL, были заброшены, в основном из-за проблем с логистикой, а также из-за повышения эффективности управляемых ракет, что сделало принятие таких самолетов менее критичным в глазах стратегов. Кроме того, желание использовать боевые самолеты, которые не зависели от относительно уязвимых взлетно-посадочных полос, послужило стимулом для разработки нескольких самолетов, способных выполнять вертикальный взлет / посадку (VTOL ) или короткий взлет / посадку (STOL. ) профили полета; Среди таких истребителей были серийные самолеты, такие как британский Hawker Siddeley Harrier и советский Як-38, а также экспериментальные прототипы, такие как американский McDonnell Douglas F-15 STOL / MTD..

Пилотируемый самолет, участвовавший в испытаниях ZELL

Lockheed F-104G во время испытаний на базе ВВС Эдвардс

См. Также

Викискладе есть материалы, связанные с запуском нулевой длины.
  • Бахем Ба 349 Вторая мировая война Ракетный перехватчик вертикального пуска
  • JATO

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-23 08:37:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте