Вес без топлива (ZFW) самолета - это общий вес самолета и все его содержимое за вычетом общего веса пригодного для использования топлива на борту. Неиспользуемое топливо входит в состав ZFW.
Например, если самолет летит с массой 5000 кг, а вес топлива на борту составляет 500 кг, ZFW составляет 4500 кг. Спустя некоторое время, после израсходования 100 кг топлива, общая масса самолета составит 4900 кг, масса топлива - 400 кг, а ZFW не изменится - 4500 кг.
По мере того, как полет продолжается и расходуется топливо, общий вес самолета уменьшается, но ZFW остается постоянным (если какая-то часть груза, например парашютисты или запасы, не выбрасывается в полете).
Для многих типов самолетов ограничения летной годности включают максимальный вес с нулевым топливом.
Максимальный нулевой вес топлива (MZFW) - это максимальный вес, разрешенный перед загрузкой пригодного к использованию топлива и других указанных используемых агентов (жидкости для впрыска двигателя и других расходуемых пропульсивных агентов) в определенных секциях самолета в соответствии с требованиями к прочности и летной годности. Он может включать в себя используемое топливо в указанных баках при перевозке вместо полезного груза. Добавление используемых и расходных материалов к массе с нулевым топливом должно производиться в соответствии с применимыми государственными постановлениями, чтобы не нарушались требования к конструкции самолета и летной годности.
Когда самолет загружается экипажем, пассажирами, багажом и грузом, очень важно убедиться, что ZFW не превышает MZFW. Когда самолет загружается топливом, очень важно обеспечить, чтобы взлетный вес не превышал максимально допустимый взлетный вес.
MZFW: максимальный вес самолета до загрузки топлива.
Для любого самолета с определенным MZFW максимальная полезная нагрузка () может быть рассчитывается как MZFW минус OEW (эксплуатационная масса пустого)
максимальный нулевой вес топлива является важным параметром, демонстрирующим соответствие критериям проектирования порывов для самолетов транспортной категории.
В самолетах топливо обычно везут в крыльях. Вес крыльев не оказывает такого значительного влияния на изгибающий момент в крыле, как вес в фюзеляже. Это происходит потому, что подъемная сила крыльев и вес фюзеляжа изгибают концы крыла вверх, а основания крыла - вниз; но вес крыльев, включая вес топлива в крыльях, изгибает концы крыльев вниз, облегчая эффект изгиба на крыле.
Когда самолет загружается, способность выдерживать дополнительный вес в крыльях больше, чем способность выдерживать дополнительный вес в фюзеляже. Конструкторы самолетов могут оптимизировать максимальную взлетную массу и предотвратить перегрузку фюзеляжа, указав MZFW. Обычно это делается для больших самолетов с свободнонесущим крылом. (Самолеты с крыльями с подкосами достигают существенного облегчения изгиба крыла за счет того, что нагрузка на фюзеляж прикладывается к стойке посередине вдоль полупространства крыла. Для самолетов с подкосным крылом обычно не указывается MZFW.)
Большинство небольших самолетов не имеют указанного MZFW среди ограничений. Для этих самолетов с свободнонесущим крылом случай нагрузки, который необходимо учитывать при определении максимальной взлетной массы, - это самолет с нулевым топливом и всей одноразовой нагрузкой в фюзеляже. При нулевом топливе в крыле единственное облегчение изгиба крыла связано с весом крыла.