Emyna | |
---|---|
Земля | |
Консорт | Перкунас или Праамжиус |
Часть серии по |
Балтийская религия |
---|
Мифология |
Божества
|
Фестивали
|
Концепции
|
Современный |
|
|
Жемина (также emynėlė или emelė) (от литовского : žemė - земля) - богиня земли в литовской религии. Обычно ее считают богиней-матерью и одним из главных литовских богов, подобных латвийской Zemes māte. Жемина олицетворяет плодородную землю и питает все живое на земле, человека, растения и животных. Все, что рождено на земле, вернется на землю, поэтому ее культ также связан со смертью. По мере того, как после крещения Литвы культ уменьшился, на образ и функции Жемины оказал влияние культ Девы Марии.
Emyna происходит от имени протоиндоевропейской богини земли * Dém. Это относится к фракийскому Zemele («мать-земля») и греч. Semelē ( Σεμέλη).
Впервые Жемина упоминается Яном Ласицким (1582 г.). Позже он был также описан Микалоусом Даукшей (1595 г.), Даниэлем Кляйном (1653 г.), Маттеусом Преториусом, Якобом Бродовским (1740 г.), а также в многочисленных народных легендах, поверьях и молитвах. Преториус описал ритуал, называемый žemyneliauti, который совершается во время крупных праздников (например, свадьбы) или сельскохозяйственных работ (например, сбора урожая). Глава семьи выпивал кружку пива, но сначала проливал немного напитка на землю и произносил короткую молитву. Затем он убивал петуха или курицу, которых готовила и ела вся семья. Каждый член семьи получал буханку хлеба и произносил молитвы, благословения и приветствия. Кости и другие обломки приносились в жертву богине (сжигались или закапывались). Другие зарегистрированные обряды включали закапывание хлеба, испеченного из последних урожаев предыдущего урожая, на поле перед новым посевом и принесение в жертву черного поросенка. Люди также целовали землю, произнося короткую молитву, поблагодарив Жемину за все ее дары и признав, что однажды они вернутся к ней. К Жемине обращались разными ласковыми уменьшительными именами и эпитетами.
Кроме того, исторические источники по балтийской мифологии описывают двойную роль богини Земины: хотя она была связана с плодородием земли, она также была связана с приемом мертвых и их правителем и хранителем. В литовском фольклоре также упоминается Земля как мать людей и их последнее пристанище после смерти.
Считается, что богиня замужем за Перкунасом (богом грома) или Праамжиусом (проявлением главного небесного бога Диеваса ). Таким образом, пара образовала типичную индоевропейскую пару мать-земля и отец-небо. Считалось, что землю нужно удобрять небом (дождем и громом). Таким образом, было запрещено пахать или сеять до первого грома, так как земля будет бесплодной.
Литовская народные музыкальная группа Kūlgrinda в сотрудничестве с Donis выпустила альбом в 2013 году под названием Giesmės Žemynai, что означает «Гимны к жемину».
Другие персонажи литовской мифологии этимологически или семантически связаны с богиней Земиной и культом земли, такими как Жемепатис («Земная супруга») и Жемининкас, мужские божества, связанные со скотом, сельским хозяйством и плодородием земли. Их имена присутствуют в исторических записях литовской нехристианской веры иностранных миссионеров.
Также считается, что засвидетельствовано другое мужское божество - Земелук, Замолуксей, Замелюк или Зиамелук. В одном из рассказов говорится, что он DEUS TERRAE («бог земли»), в то время как в другом он - «лорд или бог земли, похороненный в земле» пруссаками.