Эффект Зейгарник

редактировать

Назван в честь советского психолога Блюмы Зейгарник, в психологии эффект Зейгарник возникает, когда действие, которое было прервано, легче отозвать. Он постулирует, что люди запоминают незавершенные или прерванные задачи лучше, чем выполненные. В Гештальтпсихологии эффект Зейгарник использовался для демонстрации общего присутствия гештальт-феноменов: не только проявляющихся как эффекты восприятия, но также присутствующих в познании.

Эффект Зейгарник не должен проявляться. путают с эффектом Овсянкиной. Мария Овсянкина, коллега Зейгарник, исследовала влияние прерывания задачи на склонность возобновить выполнение задачи при следующей возможности.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Правило твердости
  • 3 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Зейгарник
    • 6.2 Другое
  • 7 Внешние ссылки

Обзор

Русский психолог Блюма Зейгарник впервые изучила это явление после того, как ее профессор и гештальт психолог Курт Левин заметили, что официант лучше запоминает еще неоплаченные заказы. Однако после выполнения задания - после того, как все заплатили - он больше не мог вспомнить детали заказов. Затем Зейгарник разработал серию экспериментов, чтобы раскрыть процессы, лежащие в основе этого явления. Ее исследовательский отчет был опубликован в 1927 году в журнале Psychologische Forschung.

. Преимущества запоминания можно объяснить, взглянув на теорию поля Левина : задача, которая уже была начата, ставит задачу- специфическое напряжение, улучшающее когнитивную доступность соответствующего содержания. Напряжение снимается после выполнения задания, но сохраняется, если его прервать. Благодаря постоянному напряжению содержание становится более доступным и легко запоминающимся.

Эффект Зейгарник предполагает, что учащиеся, которые приостанавливают учебу, выполняют несвязанные действия (например, изучение другого предмета или игру), будут запоминать материал лучше, чем студенты, которые проходят занятия без перерыва (McKinney 1935; Zeigarnik 1927).

Правило жесткости

Спортивный обозреватель Мэтт Мур предположил, что эффект Зейгарник может объяснить широко распространенную критику Национальной баскетбольной ассоциации в разрешении штрафных бросков для игрок "бросает это всякий раз, когда парень приближается к ним". При каждом фоле происходит остановка игры. При повторном выполнении создается ощущение когнитивного предубеждения против этого движения. Критика потребовала изменения правила, предусматривающего наказание за это действие, известное как Правило Хардена, названное в честь его самого известного пользователя, Джеймса Хардена.

Критика

Надежность эффекта вызвала некоторые споры..

Несколько исследований, проведенных позже в других странах, в которых пытались воспроизвести эксперимент Зейгарник, не обнаружили каких-либо существенных различий в припоминании между «завершенными» и «незавершенными» (прерванными) задачами (например, Van Bergen, 1968).

См. Также

Примечания

Дополнительная литература

Зейгарник

Другие

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-23 07:56:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте