Zarzuela

редактировать
Испанский лирико-драматический жанр

Плакат Doña Francisquita

Zarzuela (испанское произношение : ) - испанский лирико-драматический жанр, в котором чередуются разговорные и певческие сцены, причем последняя включает оперные и популярные песни, а также танец. Этимология названия не ясна, но некоторые предполагают, что оно может происходить от названия королевского охотничьего домика, Дворец Сарсуэла, недалеко от Мадрида, где этот вид развлечения якобы впервые был представлен суду. Дворец, в свою очередь, был назван в честь ежевики (зарзас ), которая там росла, и поэтому празднества, проводимые в стенах, стали называть «зарзуэлас».

Существует две основных формы зарзуэла: барокко зарсуэла (ок. 1630–1750), самый ранний стиль, и романтический зарсуэла (ок. 1850–1950), которые можно разделить на две части. Основные поджанры - género grande и género chico, хотя существуют и другие поджанры.

Сарсуэла распространилась на испанские владения, и многие испаноязычные страны - особенно Куба - развили свои собственные традиции. Существует также сильная традиция на Филиппинах, где она также известна как сарсвела / сарсуэла. Другие региональные и лингвистические варианты в Испании включают баскский zartzuela и каталонский sarsuela.

A масковый музыкальный театр существовал в Испании со времен Хуана дель Энсина. Жанр сарсуэлы был новаторским в придании драматической функции музыкальным номерам, которые были интегрированы в аргумент произведения. Были включены танцы и хоры, а также сольные и ансамблевые номера, все в оркестровом сопровождении.

Содержание
  • 1 Барокко сарсуэла
  • 2 Итальянское влияние
  • 3 XIX век
  • 4 Романтическая сарсуэла
  • 5 XX век
  • 6 Сарсуэла в Каталонии
  • 7 Сарсуэла на Кубе и в Мексике
  • 8 Сарсуэла на Филиппинах
  • 9 Записанная сарсуэла
  • 10 Композиторы Сарсуэлы
  • 11 Испанские сарсуэлы (включая оперы в стиле сарсуэлы)
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки links
Барокко сарсуэла

В 1657 году в Королевском дворце Эль Прадо король Филипп IV Испанский, королева Мариана и их двор посетили первое представление новая комедия Педро Кальдерона де ла Барка на музыку Хуана Идальго де Поланко под названием (Лавры Аполлона). El Laurel de Apolo традиционно символизирует рождение нового музыкального жанра, который стал известен как La Zarzuela.

Подобно более раннему произведению Кальдерона де ла Барка «Эль golfo de las sirenas» (Залив сирен, 1657), «Эль Лаурел де Аполо» смешал мифологическую поэтическую драму с оперными соло, популярными песнями и танцами. Персонажи в этих ранних барочных сарсуэлах были смесью богов, мифологических существ и персонажей деревенских или пасторальных комедий; Еще один пример - популярная книга Антонио де Литера "Acis y Galatea" (1708). В отличие от некоторых других оперных форм, здесь были разговорные интермедии, часто в стихах.

Итальянское влияние

В 18 веке Бурбон Испания, итальянский художественный стиль доминировал в искусстве, в том числе итальянская опера. Сарсуэла, хотя все еще писалась на испанских текстах, изменилась, чтобы приспособиться к итальянской моде. Во время правления короля Карла III политические проблемы вызвали ряд восстаний против его итальянских министров; это нашло отражение в театральных представлениях. Старый стиль сарсуэла вышел из моды, но популярная испанская традиция продолжала проявляться в более коротких произведениях, таких как одиночная сцена tonadilla (или интермеццо ), лучший литературный образец которой был Рамон де ла Крус. Такие музыканты, как Антонио Родригес де Хита, владели более коротким стилем произведений, хотя он также написал полномасштабную сарсуэлу с де ла Крусом под названием Las segadoras de Vallecas (Жнецы Вальекаса, 1768). Хосе Кастель был одним из нескольких композиторов, написавших для Teatro del Príncipe.

XIX век

В 1850-х и 1860-х годах группа патриотических писателей и композиторов во главе с Франсиско Барбьери и Хоакин Газтамбиде возродили форму сарсуэлы, увидев в ней возможное освобождение от французской и итальянской музыкальной гегемонии. Элементы работы остаются прежними: спетые соло и припевы, приправленные разговорными сценами, и комедийные песни, ансамбли и танцы. Костюмированные драмы и региональные вариации изобилуют, а либретто (хотя часто основано на французских оригиналах) богато испанскими идиомами и популярным жаргоном.

Сарсуэлы того времени включали в свои либретто различные регионализмы и популярный сленг, например мадридский. Часто успех работы был связан с одной или несколькими песнями, которые публика узнала и полюбила. Несмотря на некоторые модификации, основная структура сарсуэлы осталась прежней: сцены диалога, песни, припевы и комические сцены, как правило, исполнялись двумя актерами-певцами. Кульминационными шедеврами этого периода были Pan y toros Барбьери и El juramento Газтамбиде. Другим известным композитором этого периода был Эмилио Арриета.

Романтическая сарсуэла

После Славной революции 1868 года страна вступила в глубокий кризис (особенно в экономическом плане), что отразилось на в театре. Публика не могла позволить себе дорогие билеты в театр на грандиозные постановки, что привело к появлению в Мадриде («театров эстрады») с дешевыми билетами на одноактные спектакли (sainetes ). Этот "театр часа" имел большой успех, и композиторы сарсуэлы с готовностью восприняли новую формулу. Одноактные zarzuelas классифицировались как género chico («маленький жанр»), в то время как более длинные zarzuelas из трех действий, длящиеся до четырех часов, назывались género grande («великий жанр»). Сарсуэла Гранде сражалась в Театро де ла Сарсуэла де Мадрид, основанном Барбьери и его друзьями в 1850-х годах. Новый театр, Apolo, открылся в 1873 году. Сначала он пытался представить género grande, но вскоре уступил вкусу и экономике того времени и стал «храмом» более популистского género chico в конце 1870-х годов..

Музыкальное содержание этой эпохи варьируется от полномасштабных оперных арий (романс) до популярных песен и диалогов, от высокой поэтической драмы до комедийных персонажей. Между двумя названными жанрами существует также много типов зарзуэлы с разнообразными музыкальными и драматическими оттенками.

Многие из величайших сарсуэлов были написаны в 1880-х и 1890-х годах, но форма продолжала адаптироваться к новым театральным стимулам вплоть до 20 века. С началом гражданской войны в Испании форма быстро пришла в упадок, и последние романтические сарсуэлы на сцене были написаны в 1950-х годах.

В то время как Барбьери произвел величайшую zarzuela grande в Эль-барберилло-де-Лавапьес, классическим представителем género chico был его ученик Федерико Чуэка, чья La gran vía (составленная с Хоакином Вальверде Дураном ) имела культовый успех как в Испании, так и во всей Европе.

Музыкальным наследником Чуэки был Хосе Серрано, чей короткометражный одноактный género chico zarzuelas - особенно La canción del olvido, Alma de Dios и намного более поздний Los claveles и La dolorosa - образуют стилистический мост к более музыкально утонченным сарсуэлам 20 века.

В то время как сарсуэла изображала и даже прославляла народные обычаи, фестивали и манеры речи, особенно мадридские, в сарсуэле никогда не было социальной критики. Сарсуэла праздновала установленный порядок в обществе; если он хотел каких-либо изменений, то прогресс или изменение следовало замедлить или устранить.

20 век
Château Margaux Сарсуэла в исполнении Лолы Мембривс и Пако Мартинес, записанная в Барселоне в 1903 году

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Примерно с 1900 года термин género ínfimo («деградированный» или «низкий жанр») был придуман для описания новой формы развлечения, связанной с типом revista (ревю ). музыкальной комедии: это были музыкальные произведения, похожие на género chico zarzuela, но более легкие и смелые в своей социальной критике, со сценами, изображающими сексуальные темы и множеством словесных двусмысленностей. Одно из популярных произведений эпохи género ínfimo - «Корте де Фараон» (1910), основанное на французской оперетте «Мадам Путифар».

Во втором десятилетии века сказалось влияние венской оперетты и английских последователей Салливана, таких как Лайонел Монктон. в таких произведениях, как «Молинос де вьенто» и «Эль асомбро де Дамаско» (оба автора Пабло Луна ), до того, как великие действия испанской традиции были восстановлены в Донье Францискиты Амадеу Вивеса (1923). Сарсуэла продолжала процветать в 1930-х годах благодаря композиторам уровня Пабло Сорозабал, которые вернули ее в качестве инструмента для социально-политических комментариев - Федерико Морено Торроба и Франсиско Алонсо.

Однако Гражданская война в Испании привела к упадку этого жанра, и после Второй мировой войны его исчезновение как живого жанра было почти полным. Новых авторов не было, композиции не обновлялись. С 1950-х годов не было создано значительных новых произведений; производство существующего репертуара сарсуэлы требует больших затрат, и многие классические произведения в последние годы исполнялись лишь эпизодически, по крайней мере, профессионально.

Этот жанр снова завоевал популярность в Испании и других странах: молодежь, в частности, привлекала его лирическая музыка и театральные представления 1940-х и 1950-х годов. Испанское радио и телевидение в 1978 году посвятили сарсуэле время, не в последнюю очередь в популярной серии программ, подготовленных TVE и получивших название Antología de la zarzuela («Антология сарсуэлы»). Они были основаны на синхронизации губ классических записей 1940-х и 1950-х годов. Несколькими годами ранее impresario Хосе Тамайо работал над одноименным театральным шоу, которое популяризировало произведения сарсуэлы через несколько национальных и международных туров.

Сарсуэла в Каталонии

В то время как традиция сарсуэла процветала в Мадриде и других городах Испании, Каталония разработала свою собственную сарсуэлу с либретто на каталонском. Атмосфера, сюжеты и музыка сильно отличались от той модели, которая восторжествовала в Мадриде, поскольку каталонская сарсуэла стремилась привлечь другую публику, буржуазные классы. Каталонская сарсуэла постепенно превратилась в то, что на каталонском называется teatre líric català («каталонский лирический театр»), с собственной личностью, с участием модернистов лирики и композиторов, таких как Энрик Гранадос или Энрик Морера.

В последние годы XIX века, когда появился модернизм, один из известных модернистов и один из Фелипа Педрелла Ученики, Амадеу Вивес вышли на сцену Барселоны. Он внес вклад в создание Orfeó Català в 1891 году вместе с Lluís Millet. Несмотря на многолетний успех, его музыкальные амбиции привели его в Мадрид, где сарсуэла имела более высокий статус. Вивес стал одним из самых выдающихся композиторов сарсуэлы, написав такие шедевры, как Doa Francisquita.

Сарсуэла на Кубе и в Мексике

На Кубе афрокубанизм сарсуэлы Эрнесто Лекуона (Мария ла О; Эль кафе), Элисео Гренет (La virgen morena) и Гонсало Рой (Сесилия Вальдес, на основе классического романа Сирило Вильяверде ) представляют собой краткий золотой век политической жизни. и культурное значение. Эти и другие работы посвящены тяжелому положению женщины мулата и других чернокожих слоев кубинского общества. Выдающейся звездой многих из этих постановок была Рита Монтанер.

Мексика также имела свои традиции сарсуэлы. Одним из примеров является "La cuarta plana" Карло Курти, в главной роли Эсперанса Ирис.

Сарсуэла на Филиппинах

Из-за испанской колонизации Музыкальный театр Сарсуэлы был широко адаптирован Филиппинцы в их родных культурах, особенно в городских районах. Театр был открыт испанцами только в 1878 году, несмотря на колониальное правление с середины 16 века. В то время спектакли ставили только испанцы. К 1880 году большинство исполнителей и писателей были филиппинцами, особенно национальным героем Филиппин Хосе Ризал, который любил эту пьесу. Впоследствии в постановке сложного театра использовались местные языки вместо испанского, с добавлением представителей разных культур со всего архипелага. Когда Филиппины были колонизированы американцами в начале 20-го века, юмор из пьесы моро-моро был добавлен в филиппинскую сарсуэлу, отойдя от традиционной испанской сарсуэлы. Впоследствии театр использовался филиппинцами, чтобы выразить свободу от дискриминации и колониального правления, изображая филиппинский народ, торжествующий над испанцами и американцами в конце каждой пьесы. Революционный подтекст пьесы побудил американских колонизаторов арестовать различных исполнителей и писателей филиппинской сарсуэлы, вплоть до принудительного закрытия целых компаний сарсуэлы на Филиппинах. В 1920-х годах, благодаря появлению кинематографа, сарсуэла стала широко популярной в сельских районах, что лишило американцев возможности остановить распространение пьес. Филиппинская сарсуэла превратилась в своего рода комедию манер, отличных от филиппинских вкусов. В 2011 году исполнительское искусство было названо Национальной комиссией по культуре и искусствам как одно из нематериального культурного наследия Филиппин в категории исполнительских видов искусства, которую правительство может номинировать в нематериальных активах ЮНЕСКО. Списки культурного наследия. В 2012 году в рамках партнерства с ЮНЕСКО правительство Филиппин разработало документы, необходимые для защиты филиппинской сарсуэлы. ЮНЕСКО назвала филиппинскую сарсуэлу национальным театром и оперой Филиппин.

Записанная сарсуэла

С 1950 года сарсуэла процветала благодаря серии пластинок с пластинок EMI, Hispavox и другие, распространяемые по всему миру. Особый успех имел сериал, выпущенный мадридской труппой Альгамбра, под управлением ведущего испанского дирижера Атаульфо Арджента. Многие известные певцы вскоре станут всемирно известными, например, Тереза ​​Берганса, Альфредо Краус и Пилар Лоренгар ; и позже Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго. Менее известные исполнители, такие как Ана Мария Ириарте, Инес Рибаденейра, Тони Росадо, Карлос Мунгиа, Ренато Чезари и другие, часто озвучивали записи. Хоры Орфеона Доностиарры и Мадридского хора певцов также внесли свой вклад, улучшив общее качество произведений. После смерти Аргенты другие, такие как и Рафаэль Фрюбек де Бургос, продолжили его путь. Были также записи, сделанные самими композиторами, такими как Пабло Сорозабаль и Федерико Морено Торроба. Многие известные певцы, в том числе Виктория де лос Анхелес и Монтсеррат Кабалье, записали альбомы песен и арий сарсуэлы.

Многие произведения zarzuela теперь можно увидеть на дисках DVD и Blu-ray. В марте 2009 года EuroArts выпустила Amor, Vida de Mi Vida, запись на диске Blu-ray с концерта Пласидо Доминго и Аны Марии Мартинес с оркестром Моцартеум из Зальцбурга на диске Blu-ray. 2>проводит Хесус Лопес-Кобос. В апреле 2009 года BBC / Opus Arte выпустили Blu-ray диск с исполнением в июле 2006 года Федерико Морено Торроба Луизы Фернанда с Пласидо Доминго и Нэнси Эррера, записанного на Teatro Real de Madrid под управлением Хесуса Лопеса-Кобоса.

Композиторы Сарсуэлы
Выбор испанских сарсуэлов (включая оперы в стиле сарсуэлы)
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Зарсуэлас.
Последняя правка сделана 2021-06-23 07:08:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте