Восстание Занджа

редактировать
Восстание Занджа
Zanj Rebellion.svg . Карта Ирака и аль-Ахваза во время восстания Занджа.
Дата869–883
МестоположениеНижняя Месопотамия и Провинция Хузестан
РезультатПобеда Аббасидов
Воюющие
Аббасидский халифат

Зандж повстанцы

Командиры и лидеры
Абу Ахмад аль-Муваффак. Абу аль-Аббас ибн аль-Муваффак. Муса ибн Буга. Абу аль-Садж. Масрур аль-Балхи.. Ибрагим ибн Мухаммад .....

Восстание Занджа (арабский : ثورة الزنج Thawrat al-Zanj / Зиндж) был крупным восстанием против Аббасидского халифата, которое происходило с 869 по 883 год. Началось около города Басра в современном южном Ираке и Восстание под предводительством некоего Али ибн Мухаммада было связано с порабощенными банту людьми (Зандж ), которые первоначально были захвачены с побережья Восточной Африки и отправлены в M праздный Восток, в основном для осушения солончаков региона. В него вошли рабы и свободные люди, включая как черных, так и арабов, из нескольких регионов Халифата, и он унес десятки тысяч жизней, прежде чем был окончательно побежден.

Несколько мусульманских историков, такие как ат-Табари и аль-Мас'уди, считают восстание в Зандже одним из «самых жестоких и жестоких восстаний» среди множества беспорядков, охвативших центральное правительство Аббасидов.. Современные ученые охарактеризовали этот конфликт как «одно из самых кровавых и разрушительных восстаний, зафиксированных в истории Западной Азии », и в то же время хвалили его освещение как одно из «наиболее полно и подробно описанных. кампании во всем раннем исламском историческом писании ". Точный состав повстанцев остается предметом споров, как в отношении их личности, так и в отношении доли рабов и свободных среди них - имеющиеся исторические источники открыты для различных интерпретаций.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Али ибн Мухаммад
  • 3 Восстание
  • 4 Последствия
  • 5 Историография
    • 5.1 Источники информации
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Предыстория
Болота около Басры, южный Ирак.

Занджи были рабами, говорящими на языке банту, которых насильно захватили из Африки и которые в основном использовались для сельскохозяйственных работ в рамках плантационного хозяйства южного Ирака. Спрос на подневольный труд в этот период подпитывался богатыми жителями портового города Басра, которые приобрели обширные болотистые угодья в окрестностях. Эти земли были заброшены в результате переселения крестьян и неоднократных наводнений с течением времени, но они могли быть снова превращены в пригодные для обработки земли с помощью интенсивного труда.

Местные магнаты могли получить право собственности на эту землю при условии, что они сделают его пахотным. В результате они приобрели большое количество занджей и других рабов, которые были помещены в рабочие лагеря и получили задание очистить азотистый верхний слой почвы как часть процесса рекультивации. Другие занджи использовались для работы в солончаках нижнего Ирака, особенно в районе Басры.

Условия труда и жизни занджей считались крайне плачевными. Служебный труд, которым они занимались, был трудным, и хозяева, похоже, плохо обращались с рабами. Две предыдущие попытки восстания против этих обстоятельств, как известно, имели место в 689–90 и 694 годах. Оба этих восстания быстро потерпели неудачу, и после этого мало что известно об их истории до 869 года.

Начиная с 861 года, Аббасидский халифат был ослаблен периодом серьезных беспорядков, известных как Анархия в Самарре, во время которого центральное правительство в Аббасидской Самарре было парализовано борьбой между халифами и военным истеблишментом. для контроля над государством. На протяжении 860-х годов различные фракции в столице были отвлечены этим конфликтом, который привел к гибели нескольких халифов, командиров армий и бюрократов, вспышке многочисленных беспорядков в войсках, разрушительной гражданской войне в 865–866 гг. и фактическое банкротство правительства.

Анархия в Самарре позволила ряду провинций попасть в руки повстанцев, в то время как провинциальные губернаторы могли действовать независимо на закрепленных за ними территориях. Фактическая потеря провинций, в свою очередь, привела к снижению налоговых поступлений, получаемых центральным правительством, что еще больше усугубило кризис в столице и подорвало способность правительства эффективно реагировать на вызовы своей власти. Эта продолжающаяся нестабильность в значительной степени способствовала первоначальному успеху восстания в Зандже, поскольку правительство оказалось неспособным выделить достаточно войск и ресурсов для подавления повстанцев.

Али ибн Мухаммад
Современная карта Месопотамии Болота.

Лидером восстания был Али ибн Мухаммад, исламский ученый неопределенного происхождения. Мало что известно о его семье и ранних этапах жизни из-за недостатка информации и противоречивых сведений. По одной из версий, его дед по отцовской линии происходил от Абд аль-Кайсов, а его бабушка по отцовской линии была синдхи рабыней, а его мать, свободная женщина, была членом Бану Асад ибн Хузайма. Некоторые более поздние комментаторы предположили, что он имел персидское, а не арабское происхождение, но другие историки считают это маловероятным. Сам Али утверждал, что был потомком Али ибн Аби Талиба, зятя исламского пророка Мухаммеда и четвертого халифа Рашидунский халифат, но это было в значительной степени отвергнуто мусульманскими историками той эпохи как ложное.

Независимо от своего происхождения, Али, похоже, провел, по крайней мере, часть своей молодости, живя в районе Рэя, и в неустановленную дату он переехал в столицу Аббасидов Самарру, где он смешался с некоторыми из влиятельных рабов халифа аль-Мунтасира (861-62). В 863 году он направился из Самарры в Бахрейн (современная восточная Аравия), где он притворился шиитом и начал поднимать народ на восстание против халифата. Поддержка его дела быстро росла. Большое количество бахранцев подчинялось его власти, и от его имени взимались харадж (земельные налоги). Несмотря на это, его восстание в конечном итоге потерпело поражение из-за сопротивления местных жителей, после чего Али покинул регион и переехал в город Басра на юге Ирака в 868 году.

В Басре Али попытался воспользоваться беспорядками, вызванными соперничающие группы города Билалия и Садийя пытались заручиться поддержкой одной из группировок. В конце концов он объявил новое восстание, но никто в городе не встал на его сторону, и он был вынужден бежать в болота южного Ирака. Там он был задержан властями провинции и отправлен в Васит. Он быстро смог добиться своей свободы и отправился в Багдад, где оставался в течение следующего года. Во время своего пребывания в Багдаде он утверждал, что был Зайди, будучи родственником внука Зайда ибн Али и завоевал для своего движения дополнительных последователей.

Когда Али Услышав новости об очередной стычке между фракциями Басры в 869 году, он вернулся в регион и «начал искать черных рабов, работающих в болотах Басры, и выяснять их условия труда и нормы питания». Он начал кампанию по освобождению и вербовке Занджа и других рабов, обещая им богатство, изобилие и процветание в обмен на их поддержку. Незначительное количество людей быстро присоединилось к его делу, и вскоре Али стал известен под титулом Сахиб аз-Зандж, что означает «Вождь Занджа». Однако движение Али привлекло не только Занджа, но и многих других людей из разных социальных групп. В их число входили «полуосвобожденные рабы, клиенты престижных семей, множество мелких ремесленников и простых рабочих, некоторые крестьяне и некоторые бедуины люди, которые жили вокруг Басры».

Пока он набирал обороты. Последовав за своим восстанием, Али принял лозунги эгалитарной доктрины хариджитов, которые «проповедовали, что править должен самый квалифицированный человек, даже если он абиссинец раб». Он написал свое знамя и монеты хариджитскими выражениями и начал свои пятничные проповеди с лозунга «Бог велик, Бог велик, нет Бога, кроме Бога, и Бог велик; нет арбитража, кроме Богом, «который был« боевым кличем хариджитов, когда они дезертировали из рядов Али ибн Аби Талиба во время битвы при Сиффине ». В то же время, однако, Али не полностью отказался от притворства Алида и поддержал утверждение, что он был Зайди.

Восстание
Сухое ложе Нахравана Канал в центральном Ираке. Речная война на региональных водных путях была основным аспектом восстания

Восстание, начавшееся в сентябре 869 года, было сосредоточено в округах Ирак и аль-Ахваз (современный Провинция Хузестан ) в центральных районах Аббасидского халифата. В течение следующих четырнадцати лет занджи могли бороться с превосходящими силами правительства Аббасидов, ведя партизанскую войну против своих противников. Они научились совершать набеги на города, деревни и вражеские лагеря (часто ночью), захватывать оружие, лошадей, еду и пленных, освобождать товарищей-рабов, а остальное сжигать дотла, чтобы отсрочить возмездие. По мере того, как восстание росло, они также строили крепости, строили флот для пересечения каналов и рек региона, собирали налоги на территориях, находящихся под их контролем, и чеканили свои собственные монеты.

На начальных этапах. восстание ограничилось областью вокруг города Басра и Слепого Тигра. Ранние попытки правительства Аббасидов подавить восстание оказались безрезультатными, и несколько городов и деревень были оккупированы или разграблены, в том числе аль-Убулла в 870 году и Сук аль-Ахваз в 871 году. Басра пал в сентябре 871 г. после продолжительной блокады, в результате которой город был сожжен, а его жители уничтожены. Ответная кампания, предпринятая регентом-халифом Абу Ахмадом ибн аль-Мутаваккилом (известным под своим почетным именем аль-Муваффак) против повстанцев в 872 году, закончилась неудачей, и Зандж продолжал наступление в течение следующих нескольких лет. лет.

Продолжающаяся неспособность армии Аббасидов подавить восстание, отчасти вызванная ее озабоченностью борьбой против Саффаридов Якуб ибн аль-Лайт Продвижение России в Аль-Ахваз и Ирак, в конечном итоге, побудило Зандж расширить свою деятельность на север. Кампания повстанцев по захвату болот между Басрой и Васитом в 876 г. оказалась успешной, и вскоре они пробились в район Каскар. К 879 году восстание достигло апогея. Васит и Рамхурмуз были разграблены, и повстанцы двинулись на северо-запад вдоль Тигра, приблизившись к Багдаду.

на расстояние пятидесяти миль. Правительство Аббасидов вернуло инициативу в войне в конце 879 г., когда аль-Муваффак послал своего сына Абу аль-Аббаса (будущего халифа аль-Мутадида) с большими силами против повстанцев. Сам аль-Муваффак присоединился к наступлению в следующем году, и в течение следующих нескольких месяцев правительственным силам удалось очистить от повстанцев районы Ирака и Аль-Ахваза и отбросить их обратно к их «столице» Аль-Мухтара. к югу от Басры.

Аль-Мухтара был осажден в феврале 881 года, и в течение следующих двух с половиной лет политика аль-Муваффака, предлагавшего щедрые условия любому, кто добровольно подчинялся, убедила многих повстанцы отказаться от борьбы. Падение аль-Мухтары в августе 883 года в сочетании со смертью или пленением Али ибн Мухаммеда и большинства командиров повстанцев положило конец восстанию, а оставшиеся повстанцы либо сдались правительству, либо были убиты.

Последствия

Количество людей, погибших в результате конфликта, оценить сложно; современные писатели приводят очень разные цифры, и современные историки считают их грубым преувеличением. Аль-Масуди сообщил «умеренную» оценку в 500 000 жертв - хотя он добавил пояснение, что это было «пусто». предположение - точный подсчет [количества убитых] невозможен »- и отдельно отмечал, что 300 000 человек были убиты в битве при Басре. Ас-Сули дал цифру в 1 500 000 убитых, что впоследствии был процитирован несколькими источниками, в то время как Ибн ат-Тактаки ​​ предоставил высокое число в 2,500,000. История Аль-Табари не содержит исчерпывающих цифр, но автор часто отмечал количество солдат, убитых или раненых в отдельных боях, от сотен до тысяч.

«Большое количество [людей] прятались среди домов и в колодцах. Они появлялись только ночью и охотились на собак, крыс и кошек... [t] когда они ели трупы своих товарищей, которые умерли, и они наблюдали друг за другом, ожидая, когда кто-то умрет Более сильные убили своих товарищей и пожрали их... "

Отрывок, описывающий условия в Басре во время войны.

Восстание сильно подорвало экономическую деятельность и нанесло большой ущерб районам, в которых оно происходило. Источники восстания описывают сожженные города и поселки, захват продовольствия и других ресурсов наступающими армиями, оставление земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности, сбои в региональной торговле и повреждение мостов и каналов во имя военной необходимости. Нехватка основных предметы первой необходимости, такие как еда и вода, иногда становились серьезными, и, как сообщается, имели место случаи каннибализма.

Как повстанцы, так и их противники занимались грабежами, уничтожая припасы, которые, вероятно, были попасть в руки врага, а также убить или казнить пленников. С другой стороны, долгосрочные последствия восстания определить труднее, и мнения современных историков различаются; некоторые из них, например, Бернард Льюис bel Я считаю, что восстание не привело к значительным изменениям, в то время как другие, такие как Теодор Нёльдеке утверждают, что регионы, опустошенные конфликтом, никогда после этого полностью не восстановились.

Значительное оружие и ресурсы, которые правительство Аббасидов был вынужден бросить против Занджа, что означало, что он был вынужден отвлечь свое внимание от других фронтов на время конфликта, что привело к эффективной потере нескольких провинций. Ахмад ибн Тулун, Тулунид правитель Египта, смог воспользоваться озабоченностью Аббасидов занджем и создать де-факто независимое государство, которое просуществовали более трех десятилетий, в то время как Саффариды Якуб ибн аль-Лайт и Амр ибн аль-Лайт захватили несколько восточных провинций и не столкнулись с серьезное противодействие со стороны центрального правительства до попытки Якуба совершить марш на сам Ирак в 876 году. Восстание могло также повлиять на способность правительства защищаться от византийцев, которые добились нескольких успехов на анатолийской границе в этот период и, возможно, даже косвенно способствовали подъему карматов в Бахрейне несколько лет спустя.

Историография
Интерьер Мудхифа, традиционного болотного арабского гостевого дома, построенного полностью из тростника.

Гада Хашем Талхами, исследователь восстания в Зандже, утверждает, что современные взгляды на восстание искажены ошибочно приравнивая занджи к восточноафриканцам. Предположение, что писатели Аббасидов использовали термин «Зандж» исключительно для обозначения именно восточноафриканского побережья, и что поэтому люди, которых они называли Занджем, происходили из определенной части этого региона, не подтверждается современными источниками из-за их молчания о существовании работорговля в Восточной Африке в этот период, а также периодическое использование этого термина для обозначения «черных» или «Африки» в целом.

Талхами цитирует различных историков и труды, чтобы подчеркнуть, что восстание было скорее религиозным / социальным восстанием, совершенным низкопробными и угнетенными гражданами района Басра, в которые входили самые разные люди, в том числе рабы неопределенного происхождения. Она указывает, что в источниках конкретно указывается, что люди, которых называют «Зандж», были не единственными участниками восстания, но к ним присоединились бахрани, бедуины и другие жители региона Басра; более того, они не дают явных указаний на то, что зандж даже составляли большинство повстанцев.

Историк М. А. Шабан утверждал, что восстание было не восстанием рабов, а восстанием черных (зандж). По его мнению, хотя несколько беглых рабов действительно присоединились к восстанию, большинство участников были арабы и свободные восточноафриканцы, и, если бы восстание возглавляли рабы, у них не было бы необходимых ресурсов для борьбы с правительством Аббасидов, поскольку

Источники информации

Большая часть современных знаний о восстании в Зандже исходит из работы историка ат-Табари История пророков и царей. Он был предметом исследования таких известных востоковедов, как Теодор Нёльдеке (Очерки восточной истории) и Луи Массиньон (Страсти аль- Халладж ). Александр Попович является автором более поздней монографии на эту тему.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:44:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте