Живопись Замбо 16-го века касики из Эсмеральдас, Эквадор | |
Общая численность населения | |
---|---|
5,804,800 в Южной Америке, общее количество неизвестно | |
Регионы со значительным населением | |
Латинская Америка и Карибский бассейн | |
Языки | |
Испанский, Португальский и Английский | |
Религия | |
Христианство (преимущественно Римско-католический, практики меньшинств Протестантизм ), племенные религии | |
Родственные этнические группы | |
гарифуна, африканцы, афро-карибцы и индейцы |
замбо (Испанский: or) и cafuzo (португальский: ) - расовые термины, исторически использовавшиеся в Испанская и Португальская империи, относящиеся к людям смешанного индийского и африканского происхождения. Иногда в XXI веке этот термин используется в Америке для обозначения лиц смешанного африканского и индейского происхождения. (Аналогичный английский термин, самбо, считается оскорблением.) Исторически расовая помесь порабощенных африканцев и индейцев называлась замбайгой, затем замбо, затем самбо.
Значение термин самбо; однако, оспаривается в Северной Америке, где были предложены другие этимологии. Считается, что это слово произошло от одного из романских языков или латинского и его прямых потомков. Женское слово - замба (не путать с аргентинским народным танцем замба.)
В некоторых частях испанской колониальной Америки термин замбо применялся к дети одного родителя-африканца и одного американца-индейца или дети двух родителей, занимающихся самбо. В Новой Испании (колониальная Мексика) термин для лиц смешанного африканского и местного происхождения был лобо («волк»). Этот термин классификации встречается в официальных регистрах браков и другой официальной документации.
В этот период многие другие термины обозначали людей афро-индейского происхождения в соотношении меньше или больше, чем 50:50 замбо: камбуджо (замбо -Америндская смесь) например. Сегодня в некоторых частях Испанской Америки замбо относится ко всем людям со значительным или видимым количеством как африканских, так и американских индейцев.
Термин замбо официально не использовался на испанских территориях. Также использовались конкурирующие термины, такие как мулато. С начала и начала шестнадцатого века, когда африканские рабы впервые были импортированы в Эспаньолу, между ними и коренными народами и испанскими колонистами стали возникать союзы. Две неевропейские группы иногда работали вместе на рудниках или на плантациях Эспаньолы и на других испанских островах Карибского моря после внедрения производства сахарного тростника в 1520-х годах. В других случаях африканцы укрывались в общинах коренных народов после побега из рабства.
Термин замбос обычно использовался для обозначения лиц, не имевших европейского происхождения, но, конечно, на протяжении веков происходили всевозможные союзы. В восемнадцатом веке испанцы начали формальную расовую классификацию и дали определение замбо в том, что стало его окончательным, официальным значением.
Некоторые группы замбо стали широко известны после того, как были созданы беглыми или мятежными африканцами, которые смешались с коренными общинами или захватили их. В непокоренных регионах Эсмеральдес, в том, что впоследствии станет Эквадором, например, небольшая группа бывших рабов, потерпевших кораблекрушение, получила контроль над некоторыми коренными общинами, в конечном итоге представляя их перед испанскими властями в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков..
Misquito Zambos возникли как потомки группы африканских рабов, восставших в 1640 году на невольничьем корабле. Они разбили его на мысе Грасиас-а-Диос на границе между Гондурасом и Никарагуа, чтобы скрыться во внутренних районах. Там они объединились с коренным народом мискито. К началу восемнадцатого века афро-мискито стали доминировать в королевстве. Они вели воинов во многие обширные набеги рабов, чтобы захватить рабов для продажи европейцам. Их союз и защита англоязычных торговцев и поселенцев в этом районе помогли Великобритании основать колонию Британский Гондурас (сегодня Белиз ).
Официально замбо представляют малочисленные меньшинства в северо-западных странах Южной Америки Колумбия, Бразилия, Венесуэла, Гайана и Эквадор. Небольшое, но заметное количество самбо, возникшее в результате недавних союзов американских индейцев с афро-эквадорскими женщинами, не редкость в крупных прибрежных городах Эквадора. До миграции из сельской местности в города в Эквадоре индейцы и афро-эквадорцы были ограничены в основном регионом Анд и провинцией Эсмеральдас и долиной Чота в провинции Имбабура соответственно.
В Центральной Америке образовались две смешанные группы коренных народов Африки: мискито и гарифуна. Гарифуна произошла от объединения африканцев, которые либо потерпели кораблекрушение, либо бежали с соседних островов на Св. Винсент, в течение семнадцатого и восемнадцатого веков. В 1797 году они были депортированы англичанами за их роль в поддержке Франции во время французских революционных войн на остров Роатан у побережья Гондураса. Оттуда они достигли материка, развивая сообщества вдоль побережья Центральной Америки, от Никарагуа до Белиза.
В Мексике, где замбо иногда называли лобос (буквально означает волков ), они составляют значительное меньшинство. Согласно оценке переписи населения 2015 года, 896 829 человек идентифицированы как афро-мексиканцы и коренные мексиканцы. Подавляющее большинство населения страны африканского происхождения было поглощено более широким населением метисов. Более высокие концентрации могут быть обнаружены только в общинах, разбросанных по южным прибрежным штатам, включая Мичоакан, Герреро, Оахака, Кампече, Кинтана-Роо, Юкатан и Веракрус, где проживают многие афро-мексиканцы страны.
В культурном отношении мексиканские лобо следовали традициям индейцев, а не африканским влияниям, поскольку у них часто были матери индейцы и они воспитывались в ее культуре. Такая аккультурация также имела место в Боливии, где афроболивийское сообщество впитало и сохранило многие аспекты влияния индейской культуры, такие как одежда и использование языка аймара. Эти общины афроболивийцев проживают в регионе Юнгас боливийского департамента Ла-Пас.