Аэропорт Франьо Туджман Загреб. Međunarodna zračna luka Франьо Туджман Загреб | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Резюме | |||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный / Военный | ||||||||||||||
Оператор | MZLZ dd. (Groupe ADP ) | ||||||||||||||
обслуживает | Загреб, Хорватию | ||||||||||||||
Местоположение | Велика Горица | ||||||||||||||
Хаб для | |||||||||||||||
Высота AMSL | 353 футов / 108 м | ||||||||||||||
Координаты | 45 ° 44'35 ″ N 016 ° 04′08 ″ E / 45,74306 ° N 16,06889 ° E / 45,74306; 16,06889 Координаты : 45 ° 44'35 ″ N 016 ° 04'08 ″ E / 45,74306 ° N 16,06889 ° E / 45,74306; 16.06889 | ||||||||||||||
Веб-сайт | zagreb-airport.hr zag.aero | ||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||
LDZA Расположение в Хорватии | |||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Статистика (2019) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Хорватия Сборник аэронавигационной информации |
Аэропорт Франьо Туджман, также известный как аэропорт Загреба (IATA : ZAG, ICAO : LDZA ), является самым крупным и загруженным международным аэропортом в Хорватия. В 2019 году он обслужил 3,45 миллиона пассажиров и около 13 тысяч тонн грузов.
Названный в честь Франьо Туджмана, первого президента Хорватии, аэропорт расположен примерно в 10 км (6,2 миль) к юго-востоку от Центрального вокзала Загреба в Велика Горица. Это хаб хорватского авиаперевозчика Croatia Airlines и центр обслуживания Trade Air. Основная база хорватских ВВС также расположена на территории аэропорта. Кроме того, управление воздушного движения Хорватии расположено на территории аэропорта.
Аэропорт был передан консорциуму ZAIC (международная компания аэропорта Загреба) в 30-летнюю концессию в соответствии с условиями контракта, подписанного Правительство Хорватии с вышеупомянутым. Контракт включает финансирование, проектирование и строительство нового пассажирского терминала, который был открыт в марте 2017 года. С целью управления аэропортом ZAIC зарегистрировала компанию под названием MZLZ dd (Međunarodna zračna luka Zagreb dd), которая является теперь оператор аэропорта.
История гражданской авиации Загреба началась в 1909 году, когда недалеко от западного города был построен первый аэродром. район (городской район ) Чрномерец.
С созданием первого югославского авианосца Aeroput в 1927 году аэропорт был перемещен в Боронгай Аэродром 1928 года, который 15 февраля того же года начал обслуживать постоянно растущее число пассажиров. Хотя несколько европейских авиалайнеров связали город с городом, в основном Aeroput связала Загреб с основными пунктами назначения по всей Европе и, таким образом, значительно увеличила трафик в Загребе в период, предшествующий Второй мировой войне.
После Второй мировой войны коммерческие перевозки были перенесены в бывшая военная авиабаза рядом с деревней Лучко к юго-западу от города в 1947 году. JAT Yugoslav Airlines взяла на себя роль Aeroput и сделала Загреб своим вторым узловым аэропортом. На пике своего развития в 1959 году «Лучко» обслужил 167 000 пассажиров.
Терминал аэропорта ЗагребТекущее местоположение аэропорта в Плесо на юго-востоке от Лучко, открытого в 1962 году, с взлетно-посадочной полосой длиной 2500 м (8 200 футов) и 1000 м (11 000 кв. Футов).) клемма. К 1966 году в аэропорту Загреба появился новый современный пассажирский терминал площадью 5000 м (54 000 кв. Футов). Пропускная способность взлетно-посадочной полосы была увеличена до нынешних 3252 м (10 669 футов) в 1974 году.
В 1980-х годах аэропорт Загреба был вторым по величине в Югославии по пассажиропотокам и воздушным перевозкам. Флагманский перевозчик Югославии JAT поддерживал хаб в Загребе и связывал город с многочисленными пунктами назначения, включая Нью-Йорк, Чикаго, Торонто, что неизбежно оказало серьезное влияние на воздушное движение в Загребе в тот период.
В связи с увеличением количества пассажиров и необходимостью модернизации инфраструктуры, в 2004 году аэропорт установил систему посадки по приборам CAT-IIIb (ILS) (ILS).
В 2008 году, был добавлен новый VIP-терминал и расширен за счет дополнительных удобств, ресторанов и баров. Терминал был расширен до 15 500 м (167 000 кв. Футов)
К 2010 году старый терминал приблизился к максимальной годовой мощности. В том же году в пассажирском терминале был проведен капитальный ремонт, в ходе которого была добавлена смотровая площадка с баром.
12 апреля 2012 года консорциум ZAIC (Groupe ADP ) получил 30-летнюю концессию на аэропорт от правительства Хорватии. Концессия включает финансирование, проектирование и строительство нового пассажирского терминала. Строительство нового терминала площадью 70 000 м² (750 000 кв. Футов), спроектированное архитекторами Neidhardt из Загреба и проведенное компанией Bouygues Bâtiment International в партнерстве с Viadukt, началось 18 декабря 2013 года с целью замены старого терминала. В настоящее время его первоначальная пропускная способность на первом этапе составляет 5,5 млн пассажиров в год, а завершение строительства было официально завершено в октябре 2016 года. Официальное открытие терминала состоялось 28 марта 2017 года. ZAIC теперь эксплуатирует весь аэропорт в течение 30 лет, включая взлетно-посадочные полосы, текущие пассажирский терминал, грузовой терминал, автостоянки и все будущие объекты недвижимости. Концессионный договор предусматривает общие инвестиции в размере около 324 млн евро (259 млн фунтов стерлингов): 236 млн евро на проектирование и строительство нового терминала и 88 млн евро на эксплуатацию всей инфраструктуры аэропорта на весь период действия концессии.
27 февраля 2020 года взлетно-посадочная полоса, ранее обозначавшаяся как 05/23, была изменена на 22 апреля в связи с изменением магнитного склонения.
Текущее здание аэровокзала был открыт для публики 28 марта 2017 года. Он занимает более 65 800 м (708 000 кв. футов) на трех уровнях с тремя багажными каруселями, 8 воздушными мостами, 9 контрольно-пропускными пунктами, 30 стойками регистрации, 23 будками паспортного контроля и автостоянкой. вместимостью 1100 автомобилей. Кроме того, в новом перроне есть три выносных стенда рядом с терминалом, а 23 стенда в старом пассажирском здании также используются в разгар сезона. Каждое место стоянки самолетов на объекте включает систему визуального наведения на стыковку, которая дает пилоту информацию о том, как парковать свой самолет. На самом терминале есть большой магазин беспошлинной торговли площадью 600 квадратных метров, принадлежащий Aelia, 16 кафе, баров, ресторанов и закусочных.
Осталось достаточно места для 30 дополнительных стоек регистрации и 2 багажных каруселей, которые будут добавлены, когда новый терминал достигнет своей текущей максимальной вместимости в 5 миллионов пассажиров. Дальнейшее расширение, предусмотренное в течение тридцатилетнего периода концессии, потенциально приведет к расширению существующей перрона с нынешних 100000 до 300000 м (с 1100000 до 3200000 квадратных футов), а пропускная способность терминала увеличится до 8 миллионов за счет постепенного расширения терминала в рамках четырех расширений Фазы 2.>Авиакомпании и направления
Airlines | Пункты назначения |
---|---|
MNG Airlines | Стамбул –Atatürk, Париж – Шарль де Голль |
До ZAG можно добраться из центра города на регулярных местных автобусах (№ 290), обслуживаемый ZET, или регулярные автобусные рейсы, выполняемые дочерней компанией Croatia Airlines Плесо Приевоз.
Год | Пассажиры | Пассажиры%. Изменение | Перемещение воздушных судов | Перемещение воздушных судов%. Изменение | Груз (тонны) | Груз%. Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|
2000 | 1,149,830 | н / д | н / д | н / д | 7,388 | н / д |
2001 | 1,185,471 | 3,10 | н / д | н / д | 7,791 | 5,45 |
2002 | 1,203,436 | 1,52 | н / д | н / д | 7 347 | 5,70 |
2003 | 1,314,652 | 9,24 | н / д | н / д | 8,608 | 17,16 |
2004 | 1,408,206 | 7,12 | н / д | н / д | 8,899 | 3,38 |
2005 | 1,551,519 | 10,18 | 37,484 | н / д | 12,492 | 40,38 |
2006 | 1,728,414 | 11,40 | 40,884 | 9,07 | 10,393 | 16,80 |
2007 | 1,992,455 | 15,28 | 43,250 | 5,79 | 12,564 | 20,89 |
2008 | 2,192,453 | 10,04 | 44,542 | 2,99 | 12,697 | 1.06 |
2009 | 2,062,242 | 5,94 | 40,684 | 8,66 | 10,065 | 20,73 |
2010 | 2,071,561 | 0,45 | 39,812 | 2,14 | 8,156 | 18,97 |
2011 | 2319,098 | 11,95 | 42 360 | 6,40 | 8,012 | 1,77 |
2012 | 2,342,309 | 1,00 | 39,084 | 7,80 | 8,133 | 1,51 |
2013 | 2,300,231 | 1,80 | 36,874 | 5,58 | 7,699 | 5,34 |
2014 | 2,430,971 | 5,68 | 38,348 | 4,00 | 8,855 | 15,01 |
2015 | 2,587,798 | 6,45 | 39,854 | 3,93 | 9,225 | 4,18 |
2016 | 2,766,087 | 6,89 | 40,796 | 2,36 | 10,074 | 9,20 |
2017 | 3,092,047 | 11,78 | 41,585 | 1,93 | 11,719 | 11,75 |
2018 | 3,336,310 | 7,89 | 43,688 | 5,06 | 13,676 | 16,71 |
2019 | 3,435,531 | 2,9 | 45,061 | 3,14 | 12,881 | 5, 8 |
Месяц | Пассажиры 2019 г. | Пассажиры 2020 | Пассажир%. Изменение | Движение воздушных судов 2019 | Движение воздушных судов 2020 | Движение воздушных судов%. Изменение | Груз (тонн) 2019 | Груз (тонны) 2020 | Груз%. Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь | 191,197 | 203,035 | 6,2 | 3,045 | 3,133 | 2,9 | 871 | 910 | 4,5 |
февраль | 181,154 | 184,236 | 1,7 | 2,826 | 2,994 | 5,9 | 805 | 772 | 4,1 |
март | 232,978 | 97.063 | 58,34 | 3.356 | 2.310 | 31,17 | 957 | 829 | 13,37 |
апрель | 280,790 | 5,118 | 98,18 | 3,776 | 365 | 90, 33 | 1,091 | 1,012 | 7,24 |
Май | 311,368 | 13,881 | 95,54 | 4283 | 572 | 86,64 | 1,389 | 673 | 51,54 |
июнь | 336,618 | 44,402 | 86,81 | 4,088 | 1,138 | 72,16 | 1,129 | 659 | 41,63 |
июль | 366.242 | 78.070 | 78,68 | 4.356 | 2.037 | 53, 24 | 1,159 | 813 | 29,85 |
август | 376,026 | 93,553 | 75,12 | 4,401 | 2,246 | 48,97 | 1,022 | 717 | 29,84 |
сентябрь | 350, 138 | 65,693 | 81,16 | 4,190 | 1,995 | 52,39 | 1,050 | уточняется | TBC |
октябрь | 330,598 | 4,045 | 1,245 | ||||||
ноябрь | 247,277 | 3,344 | 1,123 | ||||||
декабря | 231,145 | 3,351 | 1,040 |
Рейтинг | Перевозчик | Пассажиры 2019 | % пассажиров | |
---|---|---|---|---|
1 | Croatia Airlines | 1 608 502 | 52,00 | |
2 | Lufthansa | 253 843 | 8,21 | |
3 | Turkish Airlines | 141 844 | 4,35 | |
4 | Eurowings | 135 720 | 4,30 | |
5 | Qatar Airways | 127,218 | 4,2 | |
6 | Austrian Airlines | 105,525 | 3,29 | |
7 | Эмирейтс | 98,442 | 3,18 | |
8 | British Airways | 71,347 | 2,31 | |
9 | KLM | 58,435 | 1,89 | |
10 | Air France | 58,240 | 1,88 | |
- | Все остальные | 442119 | 14,00 | |
Источник: аэропорт Загреба |
Рейтинг | Пункт назначения | Вылетающие пассажиры | Авиакомпания nes | |
---|---|---|---|---|
1 | аэропорт Франкфурта | 321 907 | Croatia Airlines, Lufthansa | |
2 | аэропорт Дубровника | 268 173 | Croatia Airlines | |
3 | аэропорт Сплита | 201 065 | Хорватия Авиакомпании | |
4 | Мюнхен | 191 990 | Croatia Airlines, Lufthansa | |
5 | Амстердам | 167 469 | Croatia Airlines, KLM | |
6 | Лондон – Хитроу | 164 426 | British Airways, Croatia Airlines | |
7 | Вена | 164 108 | Austrian Airlines, Croatia Airlines | |
8 | Париж – Шарль де Голль | 151 505 | Air France, Croatia Airlines | |
9 | Стамбул – Ататюрк | 141 844 | Turkish Airlines | |
10 | Международный аэропорт Хамад | 127 218 | Qatar Airlines | |
Источник: Аэропорт Загреб |
.
.
СМИ, относящиеся к аэропорту Загреб на Wikimedia Commons