ЗАЗ Запорожец

редактировать
Логотип ЗАЗ-966 Автомобили ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968

ЗАЗ Запорожец (Ukrainian : Запоро́жець) представляла собой серию rear-wheel-drive супермини (городских автомобилей в их первом поколении), разработанных и построенных с 1958 г. ЗАЗ завод в Советской Украине. Различные модели «Запорожца», все из которых имели двигатель с воздушным охлаждением в задней части, производились до 1994 года. С конца 1980-х годов последняя серия, 968М, была заменена на кардинально иной ЗАЗ-1102 Таврия хэтчбек, который отличался передним приводом и более мощным двигателем водяным охлаждением.

Имя Запорожец переводится как казак из Запорожской Сечи или человек из Запорожья или Запорожской области.

Запорожец до сих пор хорошо известен во многих бывших советских государствах. Подобно Volkswagen Beetle или East Germany Trabant, Запорожцу суждено было стать «народным автомобилем» Советского Союза, и поэтому он был самым доступным автомобилем своей эпохи. В то же время он был довольно крепким и отличался отличной проходимостью на плохих дорогах. Еще одним важным преимуществом «Запорожца» была простота ремонта. От внешнего вида автомобиля появилось несколько прозвищ, которые стали широко известны в Советском Союзе: горбатый («горбун », благодаря насекомоподобной форме ЗАЗ-965. ; хотя заводчики ЗАЗ никогда не использовали это прозвище), малыш (англ. Kiddy), ушастый («большой- ушастый », из-за круглых воздухозаборников 966 и 968 на каждой стороне автомобиль для охлаждения заднего двигателя), запор («запор»), мыльница («мыльница», для ЗАЗ-968М, лишенная «ушей» и имеющая более коробчатый вид).

Были произведены многочисленные специальные версии Запорожца, оснащенные дополнительными наборами органов управления, позволяющими управлять автомобилем с ограниченным набором конечностей, и бесплатно или со значительными скидками выдавались инвалидам, особенно ветеранам войны, бок о бок. с микроавтомобилями серии СМЗ. Эти передвижные автомобили время от времени потребляли до 25% заводской продукции ЗАЗ.

Содержание

  • 1 Первое поколение (1960-1969)
    • 1.1 ЗАЗ-965
    • 1.2 ЗАЗ- 965A
  • 2 Второе поколение (1966-1994)
    • 2.1 ЗАЗ-966
    • 2.2 ЗАЗ-968
    • 2.3 ЗАЗ-968М
    • 2.4 Экспортные версии
  • 3 В поп-культуре
  • 4 См. Также
  • 5 Литература

Первое поколение (1960-1969)

  • ЗАЗ-965 (1960-1963)
  • ЗАЗ-965А (1962-1969)
Сапорошез ЗАЗ 965 A.JPG ЗАЗ-965А
Обзор
ПроизводительЗапорожский автомобильный завод
Также называетсяЗапорожец
Производство1960–1969
Кузов и шасси
Класс Городской автомобиль (А-сегмент )
Кузов 2-дверный седан
Компоновка Задняя компоновка
Силовой агрегат
Двигатель
  • 746 куб. 37>MeMZ 965 V4
  • 887 куб.см MeMZ 966 V4
Размеры
Колесная база 2160 мм (85,0 дюйма)
Длина3330 мм (131,1 дюйма)
Ширина1395 мм (54,9 дюйма)
Высота1450 мм (57,1 дюйма)
Снаряженная масса 665 кг (1466 фунтов)
Хронология
Преемник

ЗАЗ-965

ЗАЗ 965 был городским автомобилем, выпускавшимся с 1960 по 1963 год. Дизайн автомобиля общедоступный, а частично пришел на смену снятому с производства Москвич 401, началось в 1956 году. Следуя тенденции роста городских автомобилей (в то время составлявших от 25% до 40% всех Европейские продажи автомобилей), ответственный министр (советское автомобильное министерство) Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модели. Однако, несмотря на внешнее сходство с Fiat, на самом деле ЗАЗ был совершенно другим автомобилем.

Панель приборов ЗАЗ-965

Первый прототип, был разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для передних и задних окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). На прототипе сначала был установлен плоский двухцилиндровый -цилиндровый двигатель МД-65, предоставленный Ирбитским мотоциклетным заводом, который оказался «совершенно непригодным»: он давал всего 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 PS ) и проработал всего 30 000 км (19 000 миль) между капитальными ремонтами. В результате был начат поиск другого двигателя, и успех VW Type 1 boxer привел к предпочтению с воздушным охлаждением. двигатель, который был на чертежной доске НАМИ (Национальный автомобильный институт). Минавтропром, однако, предпочел двигатель мощностью 23 л.с. (17 кВт ; 23 л.с. ) 746 куб.см (45,5 куб. Дюймов) V4 с задней установкой., НАМИ-Г, имевшим дополнительное преимущество в виде разработки для ЛуАЗ-967. В результате он имел характеристики, не обычные для автомобильных двигателей, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава . (Этот двигатель, МеМЗ 965, будет построен Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости перепроектировать заднюю часть автомобиля, так как ну и нужна новая задняя подвеска. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески на все четыре колеса. Его передние двери открываются как двери смертников, отчасти для того, чтобы сделать их более доступными для инвалидов.

Одним из основных отличий было то, что двигатель , который отличался компоновкой V4 вместо рядной четверки от Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался более крупными колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало производство автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ, получив окончательное обозначение ЗАЗ-965. Все дальнейшее производство машины осуществлялось именно там.

Новый автомобиль был допущен к производству на заводе МеМЗ 28 ноября 1958 года с изменением названия на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод) в соответствии с новым профилем. Запорожский завод был дополнен Микоянским дизель-строительным заводом в Мелитополе, входившим в комбинат «Союздизель».

Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 «Запорожец», был поставлен 12 июня 1959 г., был одобрен 25 июля 1960 г. и запущен в производство 25 октября. Стоимость «Запорожца» составляла 1800 руб..

. Также существовала модель автофургона для советской почты - 965С, с правым рулем и закрытыми окнами.

ЗАЗ-965А

ЗАЗ-965АЕ

Автомобиль 965А был усовершенствованием 965 и производился с ноября 1962 года по май 1969 года. Всего было произведено 322 106 единиц из 965.. Он был оснащен МеМЗ 965 установленным сзади, с воздушным охлаждением OHV 887 куб.см (54,1 куб. Дюйма) V4 двигатель, частично алюминиевый, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя 965 дала основание для городской шутки о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.

, поскольку советские водители должны были выполнять большую часть обслуживания самостоятельно, а автомастерские в любом случае были в дефиците. компоновка двигателя 90 ° V4 оказалась более практичной, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходную тягу на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.

У 965А также были версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ Ялта.

Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди Советов, став «машиной для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно много из них было произведено в вариантах для инвалидов с модифицированным рулевым управлением.

С ноября 1966 года по май 1969 года одновременно производились 965А и его преемник, ЗАЗ966.

Когда Производство 965 закончилось, было построено 322 116.

965 также вдохновил прототип 1962 года, названный Sputnik (Товарищ Путешественник), с двигателем 15 л.с. (11 кВт) 500 куб. у.е. в) Ви-твин (половина МеМЗ 965), электромагнитная муфта и четырехступенчатая трансмиссия. Оснащенный четырехколесной независимой подвеской и весом всего 520 кг (1150 фунтов), предназначенный для использования инвалидами, он никогда не был построен.

ЗАЗ КД 1969 года также был основан на 965, оснащенном корпус из стекловолокна, что придает ему вес всего 500 кг и максимальную скорость 75 миль в час (121 км / ч) при мощности всего 30 л.с. (22 кВт). В массовом порядке тоже не производился.

Второе поколение (1966-1994)

  • ЗАЗ-966 (1966-1972)
  • ЗАЗ-968 (1971-1980)
  • ЗАЗ-968М (1979-1994)
Путин со своим Zaporozhets.jpg 1972 года Владимир Путин со своим ЗАЗ-968 1972 года
Обзор
ПроизводительЗАЗ (Запорожский автомобильный завод)
Также называетсяЗапорожец
Производство1966–1994
Кузов и ходовая часть
Класс Супермини (B )
Кузов 2-дверный седан седан
Трансмиссия
Двигатель 1,2 л МеМЗ-968 V4
Трансмиссия 4-ступенчатая ручная
Размеры
Колесная база 2160 мм (85,0 дюйма)
Длина3730 мм (146,9 дюйма)
Ширина1540 мм (60,6 дюйма)
Высота1370 мм (53,9 дюйма)
Снаряженная масса
  • 780 кг (1720 фунтов)
  • (габариты для ЗАЗ-968)
Хронология
ПредшественникЗАЗ-965А (Запорожец)
ПреемникЗАЗ-1102 Таврия

ЗАЗ-966

ЗАЗ-966

Второе поколение Запорожца - серия малолитражек, начало производства 966 в ноябре 1966 года, хотя прототип работал в 1961 году. Он имел полностью рестайлинговый кузов (полностью сделанный ЗАЗ), больше не напоминающий Fiat 600 и, возможно, похожий на Chevrolet Corvair или NSU Prinz. Это была попытка исправить некоторые проблемы 965, такие как торсионы, которые потеряли натяжение, двери для самоубийц, а также перегрев двигателя и шум. Двигатель имел мощность 30 л.с. (22 кВт ; 30 л.с. ) 887 куб.см (54,1 куб. Дюйм) MeMZ 966A. Радио было стандартным оборудованием. Цена также выросла с 1800 рублей при дебюте 965 до 2200 к 1969 году.

Несмотря на то, что он был оснащен двухдверным кузовом с нотчбэком седаном большего размера, он по-прежнему отличался двигателем V4 с воздушным охлаждением и более выступающими воздухозаборниками - так называемыми «ушками», хотя также присутствовала декоративная хромированная решетка. Также была заменена задняя подвеска автомобиля. 966 начинался как более простой ЗАЗ-966В (ЗАЗ-966В на кириллице ) с 30 л.с. (22 кВт ; 30 PS ) двигателя 965A, который также был установлен на всех более поздних моделях. Как и 965A, 966V также производился в нескольких специальных вариантах для инвалидов (VR, VB, VB2 - до января 1973 года). Он производился в тандеме с 965 с ноября 1966 года по май 1969 года.

ЗАЗ выпустил модернизированный 966B в 1968 году, оснащенный новой мощностью 40 л.с. (30 кВт ; 41 PS ) 1,197 куб.см (73,0 куб. Дюйма) MeMZ 968 V4, а 30 л.с. (22 кВт ; 30 PS ) Модель с двигателем 966A превратилась в 966-1, который когда-либо производился в небольших количествах. 966B, весивший 780 кг (1720 фунтов), был тяжелее, чем предыдущая модель, но быстрее, достигая скорости 75 миль в час (121 км / ч).

Выпуск 966 был прекращен в 1972 году с появлением ZAZ 968.

Прозванный «Запо» в Восточном блоке, 966 был также популярен в Западной Европе, включая некоторые Скандинавские страны и Францию. На некоторых рынках устанавливался двигатель объемом 956 куб. См (58,3 куб. Дюймов) Renault.

ЗАЗ Запорожец Двигатель

ЗАЗ-968

ЗАЗ-968 ЗАЗ-968 вид сзади

ЗАЗ-968 и его модификации выпускались с 1971 по 1980 год. Он имел те же 40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ) 1197 куб.см (73,0 у.е.) MeMZ 968 V4, как и ЗАЗ 966, но внешний дизайн был немного модернизирован. Самым очевидным изменением стала замена поддельной хромированной решетки радиатора в передней части автомобиля на горизонтальную хромированную отделку. Среди других изменений - менее строгая приборная панель и улучшенные передние тормоза. Выпуск 968 был прекращен в 1978 году, с 1973 года он производился одновременно с более новым 968A, который производился до 1980 года. В нем были введены новые меры безопасности, включая более безопасное рабочее колесо и пластиковую приборную панель вместо прежней металлической. один. У 968А также были свои варианты для инвалидов (ЗАЗ-968R, B, B2, AB и AB2) с мощностью 30 л.с. (22 кВт ; 30 л.с. ) двигатель объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюймов).

К концу 1974 года дебютировал дорогостоящий 968A, доживший до 1979 года. Среди его усовершенствований были мягкая приборная панель и энергопоглощающая (складывающаяся) рулевая колонка, а сиденья от ВАЗ-2101. Экспортный 968Е (предназначенный в основном для Восточного блока) имел фары, соответствующие международным стандартам, безопасное стекло ветровое стекло и противоугонную блокировку рулевого управления.

ЗАЗ-968М

ЗАЗ -968М ЗАЗ-968М

В 1979 году на смену серии 968 пришел модернизированный 968М . Прототипированный в 1977 году, у него были удалены «уши» и большая часть хромированной поверхности заменена черным пластиком. Его интерьер также был обновлен: в нем появились закрытый перчаточный ящик и немного более современная приборная панель. Он предлагался либо с МеМЗ 968Е (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), карбюраторным, с низким сжатием на 76 - октан топливо); 968GE (40 л.с. (30 кВт ; 41 л.с. ), двойной карбюратор); или MeMZ 968BE (50 л.с. (37 кВт ; 51 PS ), сжатие 8,4: 1 для октана 93). Вместо боковых «ушей» крышка капота и задние боковые панели были с жалюзи.

Модель 968M - самая современная запорожская модель, которая также проработала больше всего времени в производстве, с 1979 по 1 июня. 1994. Некоторые из его специальных вариантов включают ЗАЗ-968МБ2 для водителей с одной ногой, ЗАЗ-968МБ для водителей без ног.

Запланированные 968 с двигателями 1300 куб. См (79 куб. Дюймов) или 1400 куб. См (85 куб. Дюймов) так и не были реализованы.

Экспортные версии

Среди экспортных вариантов, произведенных ЗАЗом, было ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э, и ЗАЗ-968АЭ, которые имели улучшенные потребительские качества. В зависимости от целевых рынков для этих моделей использовались коммерческие названия Jalta или Eliette.

Всего с 1960 по 1994 год было произведено 3 422 444 автомобиля «Запорожец» с двигателями воздушного охлаждения Мелитопольского завода.

В массовой культуре

В мультфильме 2011 года фильм, Автомобили 2, Владимир Трунков, Петров Трунков, Любевиг и Толга Трунков созданы на базе ЗАЗ-968 «Запорожец».

См. Также

Подобные автомобили с воздушным охлаждением и с задним расположением двигателя:

На сайте Wikimedia Commons есть СМИ, относящиеся к ЗАЗ Запорожец.

Литература

  1. ^ ЗАЗ-968А, Автолегенды СССР №4, ДеАгостини 2008, ISBN 978-5-9774-0409-9, (на русском языке)
  2. ^ FIAT начинает производить Запорожец (на русском языке)
  3. ^Зигельбаум, Льюис Х. (15 августа 2011 г.). Автомобили для товарищей: Жизнь советского автомобиля, Льюис Х. Сигельбаум (автор). ISBN 978-0801461484.
  4. ^ Энди Томпсон (2008), Автомобили Советского Союза: определенная история, Спаркфорд, Йовил, Сомерсет: Хейнс, стр. 88–89, ISBN 978-1-84425-483-5
  5. ^ЗАЗ-965 // Томпсон А. Автомобили Советского Союза: определенная история, 2008 г.: «Это был еще один пример того, как, несмотря на его внешнее сходство с Fiat 600, советский автомобиль на самом деле был совершенно другим автомобилем... »
  6. ^ ЗАЗ-965 / 965А, Автолегенды СССР №17, ДеАгостини 2009, ISSN 2071-095X, (на русском языке)
  7. ^ Томпсон, с. 89
  8. ^ Томпсон, стр. 92
  9. ^ Томпсон, стр. 90
  10. ^ ЗАЗ-966 «Запорожец», Автолегенды СССР №36, ДеАгостини 2010, ISSN 2071-095X,
  11. ^ Томпсон, с.. 200
  12. ^ Томпсон, стр. 201
  13. ^ Томпсон, стр.203.
  14. ^ Томпсон, стр. 205
  15. ^Томпсон, стр. 200.
  16. ^Томпсон, стр. 199
  17. ^Томпсон, стр.204 и 206.
  18. ^«История компании». АвтоЗАЗ.com. Проверено 15 октября 2011 г.
Последняя правка сделана 2021-06-23 05:10:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте