Протасов на ралли Черновцы-600 | |
Личная информация | |
---|---|
Национальность | украинец |
Родился | (1984-04-23) 23 апреля 1984 (возраст 36) |
Чемпионат мира по ралли рекорд | |
Годы активности | 2011 - 2015, 2018 |
Команды | Darnitsa Motorsport |
Ралли | 46 |
Чемпионаты | 0 |
Победы в ралли | 0 |
Подиумы | 0 |
Победы на этапах | 1 |
Всего очков | 10 |
Первое ралли | 2011 Ралли Швеция |
Последнее ралли | Ралли 2018 Швеция |
Юрий Протасов (Украинец : Юрій Протасов, 23 апреля 1984 г.р. в Украинская ССР, Советский Союз ) - водитель ралли из Украины. Он выиграл чемпионат Украины по ралли в 2008 году. В 2011 Протасов участвовал в Производственном чемпионате мира по ралли (PWRC) с командой Darnitsa Motorsport за рулем Mitsubishi Lancer Evo X.
Юрий Протасов начал свою карьеру в автоспорте в 1994 году под руководством своего отца, известного украинского гонщика Леонида Протасова. Во втором сезоне выиграл Чемпионат Украины по картингу в классе «Пионер-А» (1995). Затем последовали аналогичные победы в Чемпионате Украины по картингу 1996 г. (класс «Пионер-Б»), 1997 г. (классы «Популярный-Юниор» и «ИКА-Юниор») и 1998 г. (класс «Популярный-Юниор»). «бронза» чемпионата Украины по картингу 1998 г. в классе «ИКА-Юниор».
Последним достижением Юрия в картинге стала «бронза» в Международной картинговой гонке «Чайка-2001» (класс «ICA»).
После К концу активных выступлений в картинге Протасов попробовал свои силы в кольцевых гонках, выступив в 2000 году в серии Formula Ford (автомобили до 1998 года выпуска). По итогам сезона Юрий занял 14 место в общем зачете серии и стал бронзовым призером в своем классе.
В 2003 году Юрий Протасов принял участие в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам (класс А9) и занял второе место. Год спустя пилот принял участие в тест-драйве Formula Renault 2000 Germany, но затем решил сосредоточиться на раллийной карьере.
Раллийная карьера Юрия Протасова началась в 1999 году с выступлений штурманом (штурманом) вместе со своим отцом Леонидом Протасовым. Их первая гонка принесла успех семейному тандему - победа в первом круге чемпионата Украины по ралли, ралли «Столица» (Лада Самара, класс А9). Начиная со следующей гонки экипаж сменил «Ладу» на Ford Escort RS 2000, но в оставшихся гонках сезона им больше не удается финишировать. На какое-то время Юрий переключает внимание на кольцевые гонки, но в 2002 году вернулся в ралли уже в качестве гонщика. С тех пор единственным исключением стало ралли «Молдова» 2007, где Юрий был штурманом в экипаже своего друга Юрия Яновского.
Юрий Протасов - Александр Горбик, Ралли Трембита 2007Первые шаги Юрия как профессионального ралли Пилоту помог друг его семьи, бизнесмен и любитель автоспорта Тарас Чернуха, который на следующие четыре сезона станет штурманом экипажа. За этот период экипаж освоил дисциплину систематической смены автомобилей. На смену другой Lada Samara (сезон 2002 г.) снова пришел Ford Escort RS 2000 (2003 г.), за ним последовали Mitsubishi Lancer Evolution (2004 г.) и, наконец, Subaru Impreza (2005 г.). Именно на этом автомобиле экипаж добивается наибольших успехов в совместной карьере, выиграв абсолютный зачет престижного ралли Life Yalta Rally. По сути, это становится крайним пределом совместных выступлений Протасова и Чернухи - в конце 2005 года Тарас ушел с должности штурмана.
В поисках нового партнера Юрий обращается к Александру Скочику, и они - без особого успеха - проводят чемпионат Украины по ралли-2006. Однако для продолжения серьезной карьеры Протасову нужен более профессиональный штурман - и приглашает Александра Горбика, бывшего штурмана главного соперника Юрия, Александра Салюка-младшего. В упорной борьбе Протасов во-первых, получает бронзовые медали чемпионата Украины по ралли в 2007 году, а затем становится абсолютным чемпионом Украины в 2008 году
В то же время тесное сотрудничество между Протасовым и начинается команда, которая впоследствии превращается в команда. Команда ставила перед собой чрезвычайно высокие задачи, поэтому после победы в чемпионате страны Юрий сокращает свое присутствие в украинских ралли. С 2009 по 2014 год он всего трижды стартовал дома, полностью посвятив все свое внимание выступлениям на международных соревнованиях.
Следующим этапом в карьере Протасова станет чемпионат Европы по ралли, на котором он дебютировал в июне 2008 года на гонке Rajd Polski. Проведя несколько гонок с украинцем Кириллом Несвитом и поляком Лукашем Вронски, Протасов возвращается к сотрудничеству с Адрианом Афтаназивом. Преодолев серию неудач и сходов с трассы, экипаж стремится к первой крупной международной победе, выиграв греческое ралли Эльпа 2010. Результатом сезона стало 51 очко и 10-е место в общем зачете чемпионата Европы.
До 2011 года Юрий Протасов - постоянный участник чемпионата мира по ралли. Сезон 2011 года можно было назвать разминкой (экипаж Протасов - Афтаназив провел всего три гонки, поднявшись на подиум в Швеции). Но в 2012 году Протасов, снова сотрудничая с Кириллом Несвитом, участвует в серьезной борьбе за Subaru Trophy, учрежденный бельгийской командой Symtech Racing. Приз за трофей, который достается Протасову, - пять этапов WRC 2013 на Subaru Impreza, полностью оплаченные Symtech.
Юрий Протасов - Кулдар Сикк, Ралли Финляндия 2013Получив право в первых пяти этапах чемпионата, Юрий Протасов и его новый штурман, эстонец Кулдар Сикк, переходят на более мощные автомобили - Ford Fiesta RRC и Ford Fiesta R5. Умная тактика и удачная стратегия позволяют экипажу хорошо выступить в WRC 2 и, поднявшись на подиум в трех из семи результативных соревнований, выиграть «бронзу» чемпионата мира.
2014 Протасов начинает с новым штурманом - теперь это украинец Павел Черепин. Блестящие победы в ралли Монте-Карло и Ралли Мексика в сочетании с уверенными выступлениями в Швеции и Италии позволяют экипажу попасть в тройку лучших в WRC 2 за один этап до конца сезона. Но в финальном туре в Уэльсе два соперника, Насер Аль-Аттия и Яри Кетомаа переместили Юрия на 4-е место.
Сезон WRC 2015 для Протасова и Черепина стартует на новеньком автомобиле - Citroen DS3 WRC, подготовленном D-Max Racing. Дебютная гонка проходит не лучшим образом, и после этого экипаж снова меняет машину на Ford Fiesta RS WRC. Второй этап WRC в Швеции становится для Протасова историческим: установив лучшее время в общем зачете на 6-м спецучастке, он становится первым украинским гонщиком, которому это удалось.
На следующих этапах чемпионата в Мексике и Аргентине Протасов и Черепин возвращается в Ford Fiesta RRC. Оба раза возглавив WRC 2, экипаж сумел финишировать вне тройки лидеров только из-за технических проблем (перегрев двигателя в Мексике и поломка подвески в Аргентине). Удача вернулась в Италии, где команда, наконец, выиграла раунд WRC 2 со знаменитым Паоло Андреуччи вторым и Ян Копецки третьим. Воодушевленный этим результатом, Юрий стал 3-м в Финляндии и Германии и 2-м в Австралии, получив рекордные для себя четыре подиума подряд.
Год | Абитуриент | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | WDC | Оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | Дарница Motorsport | Mitsubishi Lancer Evo X | SWE. 19 | MEX | POR. Ret | JOR | ITA | ARG. 19 | GRE | FIN | GER | AUS | FRA | ESP | GBR | NC | 0 |
2012 | Юрий Протасов | Subaru Impreza WRX STi | MON | SWE | MEX | POR. 19 | ARG | GRE. 13 | NZL | GER. 26 | GBR | FRA. 41 | ITA. 13 | ESP. 28 | NC | 0 | |
Citroën DS3 R3T | FIN. 46 | ||||||||||||||||
2013 | Symtech Racing | Subaru Impreza STi R4 | MON. 12 | SWE. 15 | MEX. 18 | POR. 21 | ARG. 18 | NC | 0 | ||||||||
MM Motorsport | Ford Fiesta RRC | GRE. 12 | ITA. Ret | FIN. 15 | |||||||||||||
Ford Fiesta R5 | GER. 12 | AUS. 11 | FRA | ESP. Ret | GBR. Ret | ||||||||||||
201 4 | Darnitsa Motorsport | Ford Fiesta R5 | MON. 10 | SWE. 15 | MEX. 10 | POR. 31 | FIN. 43 | 26-й | 2 | ||||||||
Ford Fiesta RRC | ARG. Ret | ITA. 13 | POL | AUS. 13 | GBR. 20 | ||||||||||||
M-Sport WRT | Ford Fiesta RS WRC | GER. 11 | FRA. 16 | ESP. 11 | |||||||||||||
2015 | D-Max Racing | Citroën DS3 WRC | MON. 16 | 15-й | 8 | ||||||||||||
Юрий Протасов | Ford Fiesta RS WRC | SWE. 9 | |||||||||||||||
Ford Fiesta RRC | MEX. 13 | ARG. 13 | POR | ITA. 7 | POL | FIN. 13 | AUS. 11 | ESP. 14 | GBR. 36 | ||||||||
Ford Fiesta R5 | GER. 15 | FRA. 20 | |||||||||||||||
2018 | Go + Cars Atlas Ward | Citroën DS3 R3T Max | MON | SWE. 32 | MEX | FRA | ARG | POR | ITA | FIN | GER | TUR | GBR | ESP | AUS | NC | 0 |
Год | Абитуриент | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | Darnitsa Motorsport | Mitsubishi Lancer Evo IX | SWE. 2 | POR. Ret | ARG. 9 | FIN. DNS | AUS | ESP | GBR | NC † | 0 † |
† Исключен из чемпионата
Год | Участник | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2013 | Symtech Racing | Subaru Impreza STi R4 | MON. 3 | SWE. 4 | MEX. 5 | POR | ARG. 5 | 3rd | 83 | ||||||||
MM Motorsport | Ford Fiesta RRC | GRE. 2 | ITA. Ret | FIN | GER | ||||||||||||
Ford Fiesta R5 | AUS. 2 | FRA | ESP | GBR | |||||||||||||
2014 | Юрий Протасов | Ford Fiesta R5 | MON. 1 | SWE. 5 | MEX. 1 | POR. 14 | 4-й | 90 | |||||||||
Ford Fiesta RRC | ARG. Ret | ITA. 3 | POL | FIN | GER | AUS. 3 | FRA | ESP | GBR | ||||||||
2015 | Юрий Протасов | Ford Fiesta RRC | MON | SWE | MEX. 5 | ARG. 4 | POR | ITA. 1 | POL | FIN. 3 | GER | AUS. 2 | FRA | ESP. 5 | GBR. 13 | 2-й | 90 |
Год | Абитуриент | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2018 | Go + Cars Atlas Ward | Citroën DS3 R3T Max | MON | SWE. 6 | MEX | FRA | ARG | POR | ITA | FIN | GER | TUR | GBR | ESP | AUS | 18-е | 8 |
Юрий Протасов - первый украинский пилот, выигравший спецучасток WRC, финишировавший быстрее всех на SS6 Ралли Швеция 2015.
Три штурмана Юрия Протасов - и Павел Черепин - начали свою раллийную карьеру штурманами главного соперника Протасова Александра Салюка.