Югра

редактировать
Югранские княжества в 15 веке.

Югра или Югра (Древнерусское Югра Югра; византийский греческий Οὔγγροι Oὔggroi; латинский : Ongariae) было собирательным названием земель и народов между рекой Печора и Урал (современный северо-запад России), в русской летописи XII – XVII вв. В этот период регион населяли названия ханты (также известные как остяки; ханты) и манси (вогулы; маанси). Югра также послужила источником названия угорской языковой семьи (включая языки ханты и манси, а также венгерский ).

Современный Ханты-Мансийский автономный округ также иногда называют Югра, и Югра является частью его официального русского названия.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современная история
  • 3 Югрийские княжества и отношения с татарами и русскими
  • 4 Венгерский Урхеймат
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

История

Югра (Югра), «место происхождения венгров » (inde ungaroru origo) на карте Московии, составленной Сигизмундом фон Герберштейном 1549 года. Герберштейн поместил этикетку Югра к востоку от реки Оби, а статую Aurea anus (лат. : «Золотая старушка»), также известная как Slata baba (" Золотой идол ») можно увидеть к западу от Оби.

Миссионер и путешественник XII века Абу Хамид аль-Гарнати дает одно из самых ранних рассказов об этом регионе, который он называет Юра по-арабски:

Но за Вису у Моря Тьмы лежит земля, известная под именем Юра. Летом там очень длинные дни, так что солнце не заходит сорок дней, как говорят купцы; но зимой ночи такие же длинные. Торговцы сообщают, что Тьма недалеко (от них), и что люди Юры идут туда и входят в нее с факелами, и находят там огромное дерево, которое похоже на большую деревню. Но на дереве сидит большое существо, говорят, это птица. И они привозят товары, и каждый купец выставляет свои товары отдельно от товаров других; и он делает на них отметку и уходит, но когда он возвращается, он находит там товары, необходимые для его собственной страны... (Аль Гарнати: 32)

Золотая Леди Обианцев видимо был кумиром югранов. Первые сообщения о Золотой Богородице относятся к 14 веку со ссылкой на святого Стефана Пермского. Далее, золотой идол упоминается в XVI веке подданными Великого князя Московского, которому было поручено описывать торговые и военные пути расширяющейся России. Известно, что первым иностранцем, исследовавшим Золотую леди, был Мацей Меховита, профессор Краковского университета. Золотой идол появился на карте Московии Сигизмунда фон Герберштейна, опубликованной в 1549 году, а также на ряде более поздних карт, например «Карта Арктики (1595)» Герхарда Меркатора, на которой обозначена Золотая баба (от русского Золотая баба - «Золотая баба» или « Золотой Идол ").

В связи с походом Ермака в Сибирских летописях также упоминается золотая женщина: гетман Ермака по имени Иван Брязга вторгся в 1582 г. и сражались там с обскими уграми, защищавшими свою святыню - золотую женщину. (См. Карьялайнен 1918: 243–245, Шесталов 1987: 347.) И заявление о том, что раньше в одной святыне в Белогорье вместе с медным гусем находился «величайший настоящий идол», и что суеверные люди » сохранили этого идола и отнесли его в Конду теперь, когда идолопоклонство укоренилось », также считается относящимся к золотой женщине (Новицкий: 61).

О «Медном гуся» Новицкий писал следующее:

Очень почитаемый ими гусиный идол отлит из меди в виде гуся, его ужасная обитель находится в селе Белогорье на большой река Обь. Согласно их суевериям, они поклоняются богу водоплавающих птиц - лебедям, гусям и другим птицам, плавающим по воде... Его трон в храме сделан из разных видов сукна, холста и кожи, устроен как гнездо; в нем сидит монстр, которого всегда очень почитают, особенно во времена ловли водоплавающих птиц в гнездах... Этот идол настолько известен, что люди приезжают из дальних деревень, чтобы принести ему жестокие жертвы - предложить скот, в основном лошадей; и они уверены, что он (идол) является носителем многих благ, в основном обеспечивающих богатство водоплавающих птиц...

Сравнение различных традиций Юграна указывает на то, что гусь был одним из форм или обликов самого популярного бога "Мировой геодезист", который до сих пор иногда называют его домом. Новицкий также описывает место для поклонения этому «Мировому Геодезисту» или «Обскому Владыке»:

Дом Обского Владыки предположительно находился недалеко от крепости Самарово в устье реки Иртыш. Согласно их языческим поверьям, он был богом рыбы, изображенным самым дерзким образом: деревянная доска, нос, похожий на оловянную трубку, глаза из стекла, рожки на макушке, покрытые лохмотьями, одетые в (с позолотой) пурпурное платье. Рядом с ним лежало оружие - луки, стрелы, копья, доспехи и т. Д. По их языческим поверьям о собранном оружии говорят, что ему часто приходится сражаться на воде и побеждать других вассалов. Безумные думали, что это ужасное чудовище особенно ужасно в темноте и в больших водах, что он проходит через все глубины, где наблюдает за всеми рыбами и водными животными и дает каждому столько, сколько хочет.

— Новицкий: 59.

Современная история

Массовая христианизация манси началась в начале 18 века. Григорий Новицкий описывает христианизацию пелымских манси в 1714 году и конда-манси в 1715 году. Записаны слова деревенского старосты и смотрителя святилища Нахратча Еплая :

Мы все знаем, почему вы пришли сюда - вы хотите отвратить нас от наших древних верований своей гладкой лестью и ущербом и уничтожить нашего уважаемого помощника, но все это напрасно, вы можете отрубить нам голову, но мы вам этого не позволим.

— Новицкий: 92–93

Новицкий так описывает вышеупомянутого идола:

Идол был вырезан из дерева, облачён в зелёные одежды, злобное лицо было покрыто белым железом, вставлена ​​шкура чёрной лисы. на голове; все святилище, особенно его участок, который был выше, чем где-либо еще, был украшен пурпурной тканью. Другие идолы меньшего размера, расположенные ниже, назывались слугами настоящего идола. Я думаю, что перед ним было еще много всего - кафтаны, беличьи шкуры и т. Д.

— Новицкий: 93

Кажется, был достигнут компромисс, по которому идолы будут спасены - по крайней мере пока - и, наконец, Нахратш, посоветовавшись со старейшинами деревни, предложил компромисс:

Теперь мы будем подчиняться правилам и указу правителя. Поэтому мы не откажемся от вашего учения, мы только просим вас не отвергать идола, столь почитаемого нашими отцами и дедами, и, если вы хотите нас крестить, почтите также нашего идола, крестите его более благородно - золотым крестом. Потом мы сами украсим и построим храм всеми иконами, как принято, и поместим среди них и свою.

— Новицкий: 94–95

Такое расположение вроде бы какое-то время, но позже записано, что это соглашение было нарушено, а священные для манси и хантов тотемы и идолы были сожжены русскими христианскими фанатиками. Многие из этих тотемов не были уничтожены, а спрятаны, их местонахождение держалось в секрете на протяжении поколений. Даже во время репрессий 1930-х годов многие из этих священных мест оставались нераскрытыми властями, а некоторые из них можно найти сегодня.

Югорские княжества и отношения с татарами и русскими

Герб Кондиа.

Существует три или четыре известных протогосударства жителей Юграна: ханты и манси. Расположен в бассейне реки Конда и простирался от устья реки Сосьва в районе Тавды до. Крепость пелымских князей была также значительным религиозным центром; в его окрестностях росла священная сибирская лиственница, и даже в XVIII веке люди вешали на ее ветви шкуры принесенных в жертву лошадей. Рядом со священным деревом находилось хранилище для поклонения с пятью идолами в виде человеческих фигур и меньшие хранилища с высокими колоннами и пиками с человеческими лицами вокруг него для хранения жертвенных инструментов. Кости жертвенных животных хранились в отдельном здании (Новицкий: 81).

Княжество Конда (в основном манси) составляло большую полуавтономную часть Пелымского княжества, согласно налоговым регистрам от 1628/29 г. в нем проживало 257 платящих налоги манси. Сокровища принца Агаи Конды, заключенного русскими в 1594 году, дают нам хорошее представление о богатстве югранской знати того периода. А именно, русские конфисковали две серебряные короны, серебряную ложку, серебряный стакан, серебряный спиральный браслет, «драгоценную драпировку», а также многочисленные шкуры и драгоценные меха (Бахрушин 1955,2: 146). Третьей частью Пелымского княжества была область Табары, в которой в 1628/29 г. проживало 102 взрослых человека. До прихода русских манси этого края были земледельцами и по традиции Ермак собирал дань в виде зерна (Бахрушин 1955, 2: 147).

Считается, что югранцы или оби-угры издревле вели торговлю со многими странами по всему миру. Эта торговля была описана в журналах, приписываемых Абу Хамиду аль-Гарнати арабу путешественнику в XII веке:

А с Болгар купцы путешествуют по земле из язычников, называемых Вису ; оттуда берут чудесные бобровые шкуры, и они берут туда клиновидные нешлифованные мечи, сделанные в Азербайджане, в свою очередь… Но жители Вису несут эти мечи в земли, лежащие недалеко от Тьма [Югра] у Черного моря [теперь известная как Белое море ], и они обменивают мечи на соболиные шкуры. И эти люди взяли мечи и бросили их в Черное море; но Аллах Всевышний посылает им рыбу размером с гору [кита]; и они плывут к рыбе на своих кораблях и месяцами резают ее мясо.

— Бахрушин 1955,2: 58–59

Согласно некоторым источникам, Новгород начал военные походы против Югранов, «живущих с Самоеды в Стране Полуночи »уже в конце первого тысячелетия (Бахрушин 1955,1: 86). В то время русские, вероятно, соприкоснулись с манси, которые еще жили в Европе, в верховьях реки Печора, по соседству с древним Коми царство Пермь Великой. Новгородская летопись повествует о военном походе под предводительством Ядрея Новгородского в 1193 году, закончившемся разгромом новгородских войск. В поражении возложили ответственность на некоторых новгородцев, которые, как сообщается, «контактировали с югранами» (Бахрушин, 1955, 1:75).

С 13 по 15 века Югра должна была платить дань Новгороду. Но собирать налоги можно было только с помощью вооруженных сил. Летописи описывают несколько кампаний, отметив сильное сопротивление Yugran князей, укрылись в своих укреплениях. После присоединения Устюга к Москве в XIV веке, вместо новгородских начались походы москвичей.

В 15 веке важнейшим опорным пунктом русских в Пермской области и отправной точкой для всех походов на Восток была епархия, основанная на реке Вымь Стефаном Пермским. В 1455 году манси из Пелым начали поход под командованием князя Асыки. Москва ответила взаимностью, заключив союз с князем, который вместе с вымскими воинами участвовал в походе 1465 г. на Югру (Бахрушин 1955,1: 76). В нем записано, что в 1465 г. в результате этого набега два мелких «югрийских» князя (Калпик и Чепик) были вынуждены подчиниться русским и заплатить дань. Вскоре они были низложены. В 1467 г. во время второго похода сам князь Асыка был взят в плен и доставлен в Вятку (Бахрушин 1955,2: 113). В 1483 г. Москва направила еще один поход против князей Югры и Конды, где был взят в плен «великий князь» (Бахрушин 1955,2: 113).

В 1499 г. Москва отправила великая сила против «Югры» (Пелым; под предводительством князя Семена Курбского), Конды или Коды (под предводительством князя Петра Ушатого) и «Гогуличи», свободных вогулов или манси). Армия в 4000 человек на собачьих и оленьих упряжках достигла Ляпинской крепости хантов, расположенной на одноименной реке (Бахрушин 1955,1: 76–77). В источнике сообщается, что в ходе экспедиции было взято 40 опорных пунктов и взято в плен 58 князей ханты и манси. В конце 15 века великий князь московский принял почетный титул князя Югры. К XVI веку несколько югранских князей платили дань Сибирскому ханству и участвовали в их военных авантюрах против русских поселенцев, защищаемых казаками и коми-союзниками, которые преследовали уроженцев Юграна. дома.

В ответ ханты и манси Пелым то и дело отправляли контрпоходы на земли Великой Перми. Таким образом, 1581 год вошел в историю как год набега на Чердынь и . По российским оценкам, армия манси и их союзников татар насчитывала 700 человек (Бахрушин, 1955, 1:99; 2: 144). Продолжающееся сопротивление приграничным пожарам привело к началу кампании 1582–1884 годов, организованной и финансируемой Строгановыми под предводительством казачьего вождя Ермака Тимофеевича, которая началась с уничтожения Боевой отряд манси, вторгшийся на территорию русских поселенцев, закончил борьбу против пелымских манси и их союзника сибирского хана. В некоторых источниках Алах, князь Кода, фигурирует как важный союзник сибирского хана Кучум-хана и, как говорят, был награжден одним из кольчуг Ермака - мундиры, взятые у врага (Бахрушин 1955, 1: 114).

В 1592 г. начался очередной поход русских на пелымских манси. Она закончилась в 1593 году, когда была взята крепость князя, князь и его семья взяты, а в центре крепости построена русская крепость. Хотя в следующем году Пелымское княжество потеряло свои земли, лежавшие на реке Конде, манси не отказались от сопротивления. В 1599 году они снова принесли «войну, воровство и предательство» на берег реки Чусовой и разграбили там русские поселения (Бахрушин, 2: 143–144).

О тесной связи югранов и тюркских татар свидетельствует и тот факт, что даже в 1660-х годах идея восстановления Кучумского ханства все еще была популярна у хантов Березово ( Бахрушин, 2: 143–144). Лишь в середине 17 века Москве удалось покорить Югру.

В XVIII веке в Пелыме жили наследники Пелымского княжества и Кондского княжества - князья Василий и Федор. Они обрусели и выполняли различные обязанности царского правительства. Однако манси по-прежнему считали их своими правителями. О том, что в Конде правил древний княжеский род, свидетельствует и царское письмо 1624 г.:

У него, князя Василия и князя Федора в Большой Конде есть близкие братья - наши податные мурзы, а наши простые вогулы - ими правили в Большой Конде братья князя Василия, мурзы »(Бахрушин 1955,2: 148

Кынтша Кондский получил в 1680 году дарственную грамоту от царя, подтверждающую его дворянское положение. XVIII век князья Конды были известны своей относительной независимостью. Предполагается, что еще в 1715 году князь Сатыга из Конды и его 600 вооруженных людей предприняли попытку воспрепятствовать христианизации конда-манси (Новицкий : 98).С 1732–1747 гг. Кондой правил сын Сатыги князь Осип Григорьев, а затем его собственный сын князь Влас Осипов Согласно недавнему исследованию Аадо Линтропа, одного из правнуков Сатыги, учителя Туринских общественная школа, Александр Сатыгин претендовал на титул "князь Конды" как в конце 1842 года.

Венгерский Урхеймат

Миграция венгров из России

Югра и ее окрестности на юг считаются местом происхождения Венгры (по-венгерски magyar őshaza ). Одна из гипотез гласит, что название Венгрия является разновидностью названия Югра (венгры также были известны на нескольких языках под именем Угри, и до сих пор известны под этим именем в украинский ).

венгерский язык также является ближайшим лингвистическим родственником ханты и манси. Считается, что венгры переселились на запад от Югры, поселившись сначала на западной стороне Урала, в регионе, известном как Magna Hungaria (Великая Югрия). Затем они переместились в регион Леведия (современный восток Украина ), затем в регион Этелькёз (современная западная Украина), наконец достигнув Карпатский бассейн в IX веке.

См. также

Литература

  • Бахрушин 1955, 1 = Пути в Сибирь в XVI-XVII вв. Научные труды III. Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. Tshast pervaja. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI-XVII вв. Москва 1955, сс. 72–136.
  • Бахрушин 1955, 2 = Бахрушин С. Б. Остятские и вогульские княжества в XVI и XVII вв. Научные труды III. Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. Цаст второй. История народов Сибири в XVI-XVII вв. Москва 1955, сс. 86–152.
  • Аль Гарнати = Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. Москва 1971.
  • Пиексямяки, Большая Медведица = Большая Медведица. Тематическая антология устной поэзии на финно-угорских языках. Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Toimituksia 533. 1993.
  • Karjalainen 1918 = Karjalainen, K. F. Jugralaisten usonto. Суомен сувун усконнот III. Порвоо.
  • Карьялайнен 1922 = Карьялайнен, К. Ф. Die Religion der Jugra-Vöaut; lker II. FF Communications 44. Порвоо.
  • Новицкий = Новицкий Г. Краткое описание о народе остячком. Studia uralo-altaica III. Сегед, 1973.
  • Шесталов 1987 = Шесталов Дж. Тайна Сорни-най. Москва.
  • Шесталова-Фидорович 1992 = Священный сказ о сотворении земли. Мансийские мифы. Перевод О. Шесталовой-Фидорович. Ленинград, Ханты-Мансийск.
  • Соколова 1983 = Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы братии и рода. Москва.
  • , Манси, история и современность (1977)
  • Уральские народы, находящиеся под угрозой исчезновения, РАЙПОН (Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера ) - источник на hunmagyar.org
Последняя правка сделана 2021-06-22 04:55:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте