Общая численность населения | |
---|---|
c.400 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 291 045 (2013 г.). (Югославский американец ) |
![]() | 38480 (2016). (Югославский канадский ) |
![]() | 26883 (2011) |
![]() | 23303 ( 2011). (Югославы в Сербии ) |
![]() | 2,507 (2013) |
![]() | 1,154 (2011) |
![]() | 527 (2002) |
![]() | 331 (2011) |
Языки | |
сербохорватский, македонский, словенский | |
Религия | |
В первую очередь православные, римско-католический и ислам | |
родственные этнические группы | |
другие славянские народы |
югославы или югославы (хорватские : Jugoslaveni, серб и македонский Jugosloveni / Југословени; словенский : Jugoslovani) - это обозначение, которое изначально предназначалось для обозначения объединенного Южнославянский народ. Использовался в две коннотации, первая - этническая или надэтническая, а вторая - термин для граждан бывшей Югославии. Культурные и политические защитники югославской идентичности исторически считали, что идентичность применима ко всем людям южнославянского наследия, включая людей современной Боснии и Герцеговины, Хорватии, Черногории, Северная Македония, Сербия и Словения. Попытки объединить Болгарию в Югославию, однако, не увенчались успехом, и поэтому болгары не были включены в панаэтническую идентификацию.
После распада Югославии и образования южнославянских национальных государств термин этнические югославы использовался для обозначения тех, кто считает себя исключительно югославами с никакой другой этнической самоидентификации, многие из них имеют смешанное происхождение.
В конце 19 - начале 20 века влиятельные общественные интеллектуалы Йован Цвиджич и Владимир Дворникович выступал за то, чтобы югославы, как надэтническая нация, имели «много племенных этнических групп, таких как хорваты, сербы и другие внутри себя».
В бывшей Югославии официальное обозначение тех, кто объявлял себя просто югославом, заключалось в кавычки: «югославы» (введено в переписи населения 1971 года). Кавычки изначально предназначались для того, чтобы отличать югославскую этническую принадлежность от югославского гражданства, которое было написано без кавычек. Большинство из тех, кто когда-то идентифицировался как этнические «югославы», вернулись или приняли традиционные этнические и национальные идентичности. Некоторые также решили обратиться к субнациональной региональной идентификации, особенно в многоэтнических исторических регионах, таких как Истрия, Воеводина или Босния (отсюда боснийцы ). Однако название «югослав» по-прежнему используется многими, особенно потомками югославских мигрантов в США, Канаде и Австралии, когда страна еще существовала.
С конца 18 века, когда традиционная европейская этническая принадлежность начала перерастать в современные этнические идентичности, предпринимались многочисленные попытки определить общую южнославянскую этническую идентичность. Слово «югослав», означающее «южнославянский», впервые было использовано Иосипом Джураджем Штроссмайером в 1849 году. Первой современной версией югославизма было иллирийское движение в Габсбургской Хорватии. Он отождествлял южных славян с древними иллирийцами и стремился построить общий язык на основе штокавского диалекта. Движение возглавил Людевит Гай, скрипт стал одним из двух официальных скриптов, используемых для сербо-хорватского языка.
. Среди известных сторонников югославизма и югославской идентичности в начале ХХ века действовали известные скульпторы Иван Мештрович (1883–1962), который называл сербского народного героя князя Марко «нашим югославским народом с его огромным и благородным сердцем» и писал стихи о «югославской расе»; Йован Цвиджич в своей статье «Основы югославской цивилизации» развил идею объединенной югославской культуры и заявил, что «новые качества, которые до сих пор выражались слабо Объединение наиболее плодородных качеств трех наших племен [сербов, хорватов, словенцев] будет проявляться все сильнее, и таким образом будет построен тип единой югославской цивилизации - конечной и наиболее важной цели нашей страны. "
28 июня 1914 г. Гаврило Принцип застрелен эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского престола, и его жена в Сараево. Принцип был членом Молодой Боснии, группы, цели которой включали объединение югославов и независимость от Австро-Венгрии. Убийство в Сараево привело в действие серию быстро меняющихся событий, которые в конечном итоге переросли в полномасштабную войну. После его поимки, во время суда, он заявил: «Я югославский националист, стремящийся к объединению всех югославов, и меня не волнует, какая форма государства, но оно должно быть свободным от Австрии».
В июне-июле 1917 года Югославский комитет встретился с сербским правительством на Корфу, а 20 июля - с Корфуской декларацией, в которой были изложены был выпущен фундамент послевоенного государства. В преамбуле говорилось, что сербы, хорваты и словенцы "одинаковы по крови, по языку, по чувству единства, по непрерывности и целостности территории, на которой они проживают неделимо, и по общим жизненным интересам их национального выживания. и всестороннее развитие их моральной и материальной жизни ». Государство было создано как Королевство сербов, хорватов и словенцев, конституционная монархия при династии Караджорджевичей. Термин «югославы» использовался для обозначения всех его жителей, но особенно южнославянской национальности. Некоторые хорватские националисты рассматривали сербское множество и сербскую королевскую семью как гегемонию. В конце концов, между югославскими народами разгорелся конфликт интересов. В 1929 году король Александр стремился разрешить глубокий политический кризис, вызванный этнической напряженностью, приняв диктаторские полномочия в диктатуре 6 января, переименовав страну в «Королевство Югославия» и официально заявив, что существует одна югославская нация с тремя племенами. Таким образом, этническое обозначение Югославии было навязано на определенный период всем южным славянам в Югославии. Изменения в югославской политике после смерти короля Александра в 1934 году положили конец этой политике, но это название продолжало использоваться некоторыми людьми.
Философ Владимир Дворникович в своей книге 1939 года под названием «Характерология югославов» выступал за установление югославской этнической принадлежности. Его взгляды включали евгенику и смешение культур для создания единой сильной югославской нации.
Трижды предпринимались попытки сделать Болгарию частью Югославии или частью еще более крупной федерации: через Александра Стамболийского во время и после Первой мировой войны ; через Звено во время болгарского государственного переворота 1934 года, и через Георгия Димитрова во время и после Второй мировой войны, но для различных причины, каждая попытка оказалась неудачной.
Регион | 1961 | 1971 | 1981 |
---|---|---|---|
Хорватия | 0.4 | 1.9 | 8,2 |
Центральная Сербия | 0,2 | 1,4 | 4,8 |
Босния и Герцеговина | 8,4 | 1,2 | 7,9 |
Косово | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
Македония | 0,1 | 0,2 | 0,7 |
Черногория | 0,3 | 2,1 | 5,3 |
Словения | 0,2 | 0,4 | 1,4 |
Войводина | 0,2 | 2,4 | 8,2 |
Югославия | 1,7 | 1.3 | 5.4 |
После освобождения от держав оси в 1945 году новая социалистическая Югославия стала федеративной страной и официально признала и признала свое этническое разнообразие. Традиционная этническая идентичность снова стала основным этническим обозначением, используемым большинством жителей Югославии. Однако многие люди по-прежнему объявляли себя «югославами», потому что они хотели выразить идентификацию с Югославией в целом, а не конкретно с каким-либо из ее народов.
Иосип Броз Тито выразил свое стремление к неразделенной югославской этнической принадлежности, заявив: «Я хотел бы дожить до того дня, когда Югославия объединится в прочное сообщество, когда она больше не будет формальным сообществом. но сообщество единой югославской нации ».
Переписи населения Югославии отразили идеал Тито, где« югослав »был доступным идентификатором как этнической, так и национальной принадлежности. В целом, югославская идентичность была более распространена в полиэтнических регионах страны, то есть чем более многонациональная составляющая республика, тем выше процент; поэтому самые высокие показатели были в Хорватии, Черногории, Сербии (особенно Воеводины) и Боснии и Герцеговине, а самые низкие - в Словении, Македонии и Косово. Перепись 1971 г. зафиксировала 273 077 югославов, или 1,33% от общей численности населения. Перепись 1981 г. зафиксировала 1 216 463 югославов, или 5,4%.
Непосредственно перед и после распада Югославии большинство югославов вернулись к своей этнической и региональной идентичности. Тем не менее, эта концепция сохранилась в некоторых частях Боснии и Герцеговины (где большинство городов имеет крошечный процент) и Сербии и Черногории (2003–2006 гг.), Которые сохранили название «Югославия». "самый длинный, вплоть до февраля 2003 года.
Страна | Номер (год переписи) |
---|---|
![]() | 2507 (2013) |
![]() | 331 (2011) |
![]() | Н / Д |
![]() | 1154 (2011) |
![]() | Н / Д |
![]() | 23303 (2011) |
![]() | 527 (2002) |
Всего | c.28000 |
Количество людей, идентифицирующих себя как югославы, резко сократилось во всех преемниках государства с начала 21 века, завершение всех югославских войн и разделение Сербии и Черногории (до 2003 года называлась FR Югославия ). Страной с наибольшим количеством людей и процентом населения, идентифицирующим себя как Югославия, является Сербия, тогда как Хорватия занимает наименьшее место в обоих случаях. Официальных данных или достоверных оценок по Северной Македонии и Косово нет.
Югославы Хорватии имеют несколько организаций. «Альянс югославов» (Savez Jugoslavena), созданный в 2010 году в Загребе, представляет собой ассоциацию, целью которой является объединение югославов Хорватии, независимо от религии, пола, политических или иных взглядов.. Его главная цель - официальное признание югославской нации в каждом югославском государстве-преемнике: Хорватии, Словении, Сербии, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине и Черногория.
Другой проюгославской организацией, выступающей за признание югославской нации, является ассоциация «Наша Югославия» (Udruženje «Naša Jugoslavija»), которая является официально зарегистрированной организацией в Хорватии. Центр «Наша Югославия» находится в Истрии городе Пула, где она была основана 30 июля 2009 года. Большинство членов ассоциации проживает в городах Риека, Загреб и Пула. Его главная цель - стабилизация отношений между государствами-преемниками Югославии. Она также действует в Боснии и Герцеговине, однако ее официальная регистрация в качестве ассоциации была отклонена боснийскими властями.
Вероятно, самой известной проюгославской организацией в Черногории является Генеральное консульство СФРЮ »со штаб-квартирой в прибрежном городе Тиват. Перед переписью населения 2011 года Марко Перкович, президент этой организации, призвал югославов Черногории свободно заявить о своей югославской идентичности при предстоящей переписи.
Наиболее известные Примером самопровозглашенных югославов является маршал Иосип Броз Тито, который организовал сопротивление нацистской Германии в Югославии, эффективно изгнал нацистскую оккупацию Югославии с помощью советских Красных Арни, стал соучредителем Non- Объединенное движение и бросило вызов советскому давлению Иосифа Сталина на Югославию. Среди других людей, объявленных «югославами», - интеллектуалы, артисты, певцы и спортсмены, такие как:
Вероятно, наиболее часто используемый символ югославов для выражения своей идентичности и с которым они чаще всего ассоциируются, это сине-бело-красный трехцветный флаг с красной звездой с желтой рамкой в центре флага, который также служил национальным флагом Социалистической Федеративной Республики Югос. lavia между 1945 и 1991 годами.
До Второй мировой войны символом югославизма был простой трехцветный флаг сине-бело-красного цвета, который также был национальным флагом Королевства Югославия, югославское государство в межвоенный период.
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с народом Югославии. |