Юанье (Китайский 園 冶, Пиньинь yuán yě), по-разному переводимые как Трактат о саде или Садоводство, - это работа 1631 года по дизайну сада автора Цзи Ченг конца династии Мин. В настоящее время она считается основной работой по дизайну сада из множества произведенных в тот период и отмечена как первая монография, посвященная садовой архитектуре в мире, и одна из величайших шедевры садовой литературы.
Работа разбита на три тома. В первом томе рассматриваются общие принципы, в частности: положение, планировка, здания и их оборудование. Второй том содержит описания и иллюстрации декоративных балюстрад. В третьем томе рассказывается о дверных проемах, окнах, стенах, декоративных покрытиях, искусственных насыпях, выборе камней и в последней главе, десятой, о заимствованных декорациях (цзе цзин).
Работа в первую очередь ориентирована на архитектурные особенности, а не на природные особенности. Между этим и другими классическими произведениями восточноазиатского садового дизайна, такими как Сакутейки (японского периода Хэйан ), в котором основное внимание уделяется воде и камням, и многочисленными японскими произведениями Эдо периода (Tsukiyama teizoden, Sagaryuniwa kohohiden no koto, Tsukiyama sansuiden), чтобы предложить фундаментальное различие в подходах между китайским и японским садовым дизайном, а именно акцент на архитектурных и природных особенностях, соответственно. Однако, учитывая более глубокое понимание последней, заключительной десятой главы книги, становится ясно, что природные особенности на самом деле являются главной темой Юанье.
Название последней главы Юанье - Цзе цзин 借 景, заимствовано декорации. В тексте цзе цзин представлена не как единая дизайнерская идея заимствования декораций, как это принято считать. Скорее, он полностью раскрывает сущность философии ландшафтного дизайна. Постоянно меняющиеся настроения и образы пейзажа в действии воспринимаются автором как самостоятельная функция, которая становится средством создания сада. Объект и субъект, будь то ландшафт или садовник, непрерывно меняются, двигаясь к выводу: ландшафт и садовник являются одновременно объектом и субъектом и взаимозаменяемы. Чтобы иметь возможность разбить сад, садовник должен слиться с ландшафтом на участке, в то время как природные явления становятся мнемоникой для всеобщего знания, выраженной в хорошо известных отрывках из классической литературы или поэзии. Именно экология природы, включая человека, мотивирует и движет дизайном.