Культура йоруба

редактировать
Африканская региональная культура

В Йорубаланде преобладают отличительные культурные нормы и среди народа йоруба.

Содержание

  • 1 Искусство
    • 1.1 Скульптура
    • 1.2 Текстиль
    • 1.3 Кухня
  • 2 Обычаи именования
    • 2.1 Именование
    • 2.2 Предопределенное имя
    • 2.3 Имя, данное при рождении
    • 2.4 Имена абику
    • 2.5 Имена домашних животных
  • 3 Закон
  • 4 Лингвистика
  • 5 Свадьба
  • 6 Музыка
  • 7 Похороны (Ìsínku)
  • 8 Философия
  • 9 Идеализм йоруба
  • 10 Религия (Ẹsín)
  • 11 Язык (Èdè)
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
  • 14 Дополнительная литература

Искусство

Скульптура

Медная маска йоруба для короля Обалуфона, Ифе, Нигерия ок. 1300 г. н.э.

Говорят, что йоруба - плодовитые скульпторы, известные своими терракотовыми работами на протяжении 12 и 14 веков; художники также проявляют свои способности в создании произведений искусства из бронзы.

Музей Эси - это музей в Эси, Иреподуне, Квара. Музей был первым, который был основан в Нигерии, когда он открылся в 1945 году. В музее когда-то было размещено более тысячи надгробных фигур или изображений, представляющих людей. Считается, что здесь самая большая коллекция изображений мыльного камня в мире. В наше время музей Эси был центром религиозной деятельности и ежегодно в апреле проводит фестиваль.

Текстиль

Ткачество выполняется на различных типах ткацких станков с целью создания сотен различных узоров. Адире - один из самых популярных текстильных изделий на земле йоруба.

Cuisine

Тарелка Iyan (толченый батат) Cut Moin Moin ; листья "Ewe eran" (Thaumatococcus daniellii) традиционно используются для улучшения вкуса.

Некоторые распространены. коренные для йоруба продукты включают моин-моин (тушеный бобовый пудинг) и акара (бобовый торт). Родные супы йоруба включают эведу, gbegiri (который сделан из бобов) и efo riro (разновидность овощного супа). Такие супы, как суп из бамии (местно известный как ила аласепо) и эгуси (дынный суп), в последнее время стали очень популярными в Западной Нигерии, и в дополнение к Amala (мука из ямса), традиционное фуфу йоруба, приготовленное из муки из ямса, его можно есть с многочисленными нигерийскими фуфу блюдами, включая толченый батат (местно называемый иян); лафун, нигерийский фуфу из маниоки; манная крупа; и гарри (эба).

Некоторые блюда готовятся специально для праздников и церемоний. рис джоллоф, жареный рис и рис офада очень распространены в Нигерии (особенно в юго-западном регионе, который включает Лагос ). Другие популярные блюда включают Асаро, Эфокоре, Экуру и Аро, тушеное мясо, кукурузу, маниоку и муку (такую ​​как кукуруза, батат и мука подорожника), яйца, курицу и ассорти из мяса и рыбы). Некоторые менее известные блюда и многие другие основные продукты питания - это каша каша, сладости, оладьи и кокосовые смеси; и некоторые виды хлеба, такие как дрожжевой хлеб, каменные булочки и хлеб с пальмовым вином. Кухня йоруба довольно обширна и часто включает бананы, которые можно варить, жарить и жарить.

Обычаи именования

Люди йоруба верят, что люди живут в соответствии с их значениями. имена. Таким образом, люди йоруба приложили значительные усилия, чтобы дать имя ребенку. Их философия именования передана в общей пословице, ile ni an wo, ki a to so omo l'oruko («прежде чем дать имя ребенку, обращают внимание на семью»): необходимо учитывать традиции и историю родственников ребенка. при выборе имени.

В некоторых семьях существуют давние традиции давать имена своим детям. Такие обычаи часто происходят от их профессии или религии. Например, семья охотников может назвать своего малыша Огунбунми (Огун благоволит мне этим), чтобы показать свое уважение к божеству, которое дает им металлические инструменты для охоты. Между тем, семья, почитающая Ифа, может назвать своего ребенка Фалола (Ифа имеет честь).

Именование

Поскольку обычно считается, что имена подобны духам, которые хотели бы Чтобы воплотить в жизнь их смысл, родители тщательно ищут, прежде чем давать имена своим детям. Церемонии наречения именуются с такой же тщательностью, как правило, самым старым членом семьи. Символ надежд, ожиданий и молитв родителей о новорожденном, мед, кола, кола горькая, атарэ (перец аллигатора ), вода, пальмовое масло, сахар, сахарный тростник, соль и спиртные напитки имеют свое место и особое значение в мировоззрении йоруба. Например, мед олицетворяет сладость, и родители молятся о том, чтобы жизнь их ребенка была сладкой, как мед.

После ритуала ребенку дают имя, и члены расширенной семьи также имеют честь дать имя ребенку. Дар имени приходит с подарками в виде денег и одежды. Во многих случаях родственник впоследствии назовет ребенка тем именем, которое они ему дадут, поэтому у новорожденного после этого может быть более дюжины имен.

Предназначенное имя

  • Амуторунва (принесенный с небес)
  • Оруко - имя

Некоторые йоруба верят, что ребенок может родиться с предопределенными именами. Например, считается, что близнецы (ibeji ) носят имена при рождении. Таким образом, первый рожденный из двоих называется Тайво или Тайе, сокращенно от Тайево, что означает «дегустатор мира». Это делается для того, чтобы идентифицировать первого близнеца как того, кого другой послал первым, чтобы попробовать мир. Если он останется там, значит, это неплохо, и это пошло бы сигнал другому, чтобы он начал приходить. Следовательно, второго прибывшего зовут Кехинде (позднее прибытие; теперь многие Кехинды часто называют знакомым уменьшительным словом «Кенни». Независимо от пола ребенка, рожденного от той же женщины после близнецов, зовут Идову, а один после этого называется Алаба, затем следующий ребенок называется Идогбе. Иге - ребенок, рожденный с ногами, выходящими вперед, а не голова; и Оджо (мужчина) или Айна (женщина) - ребенок, рожденный с пуповиной вокруг его или ее шею. Когда ребенок зачат без предшествующей менструации, его или ее зовут Илори. Дада - ребенок, рожденный с закрытыми волосами; а Аджайи (по прозвищу Огиди Олу) - рожденный лицом вниз.

Другие естественные имена включают Абиодун (тот, кто родился в праздничный день или период), «Абиона» (тот, кто родился в путешествии), Абидеми или Бидеми (тот, кто родился без отца), т.е. отец ребенка не видел его Церемония наречения ребенка, но не умер, может, он просто путешествовал, Энитан (одна из сказок), у этого ребенка могло быть что-нибудь f его родитель умер до его рождения, Бозеде (рожденный в священный день); Бабатунде / Бабатунджи (что означает, что отец вернулся) - сын, рожденный в семье, где недавно умер отец. Это свидетельствует о вере в реинкарнацию. Иябоде, Есидэ, Еванде и Йетунде («мать вернулась») - женские аналоги, имена с тем же значением.

Имя, данное при рождении

  • Оруко - имя
  • Аби - рождено
  • Так названо

Это имена, которые не естественны для ребенка при рождении, но даются либо на седьмой день рождения (для женщин), либо на девятый день рождения (для мужчин). Некоторые группы йоруба практикуют ифаломо (шестой), проводя обряд именования на шестой день. Влияние ислама на культуру йоруба стало причиной восьмого дня церемонии присвоения имен. Близнецов, когда они являются мужчиной и женщиной, обычно называют на восьмой день, но на седьмой или девятый день, если они однополые близнецы. Они даются в соответствии с важными событиями во время рождения или со ссылкой на семейную традицию, как упоминалось выше.

Примеры имен, данных со ссылкой на семейную традицию, включают Огундиран (Огун стал живой традицией в семье); Аянлово (традиция игры на барабанах Аян почетна); Оетосо (Вождь - украшение); Оланреваджу (Хонор продвигается вперед); Олусегун (Бог победил врага). "Ajewole" (богатство как семья)

Имена Абику

  • Аби - рожденный, или Би - рожденный
  • Ику - смерть, или Ку - умереть / умереть

Йоруба верят, что некоторые дети рождаются, чтобы умереть. Это происходит из-за трагических случаев высокой детской смертности, от которых иногда страдает одна и та же семья в течение длительного времени. Когда это происходит, семья изобретает всевозможные методы предотвращения повторения, в том числе дает особые имена при новом рождении. Такие имена отражают разочарование бедных родителей:

  • Маломо (больше не ходи)
  • Косоко (мотыги больше нет). Имеется в виду мотыга, которой копают могилу.
  • Кашимаво (подождем и посмотрим). Это говорит о циничном отношении родителей.
  • Банджоко (сядьте со мной)
  • Орукотан (все имена исчерпаны)
  • Йемитан (хватит меня обманывать)
  • Кокумо (это не умрет)
  • Дуроджайе (оставайся и наслаждайся жизнью)
  • Дуротими или Ротими (оставайся со мной)
  • Дуросола (оставайся и наслаждайтесь богатством)

Имена питомцев

У йоруба также есть имена питомцев или орики. Это хвалебные имена, и они используются, чтобы указать на происхождение ребенка в семье или выразить надежду на ребенка: Аканби - (тот, кто родился намеренно); Айинде (тот, кого хвалят по прибытии); Аканде (тот, кто приходит или прибывает в полной решимости); Атанда (сознательно созданный после тщательного поиска). Для женщин: Адюк (тот, о ком все любят заботиться), Айоке (тот, о ком люди рады заботиться), Арике (тот, о ком заботятся сразу), Атинуке или Абике (тот, кто рожден, чтобы его баловать), «Анике», которое происходит от более длинного имени, означающего, что у нас есть корона, и она нежная, как яйцо. Аджике

Закон

Закон Йоруба - это правовая система Йорубаленда. Это довольно сложно, каждая группа и подгруппа имеют свою систему, но в целом управление начинается в пределах ближайшей семьи. Следующий уровень - это клан, или большая семья, со своим собственным главой, известным как Баале. Этот вождь будет подчиняться городским вождям, и эти вожди обычно сами подчиняются своему Оба, который может или не может подчиняться другому Оба самому себе.

Большая часть того, что сохранилось от этого правового кодекса, было ассимилировано в обычное право суверенных наций, которые населяют йоруба.

Лингвистика

Письменная литература йоруба начинается с формирования ее грамматики, опубликованной в 1843 году. Стандартный язык включает в себя некоторые особенности других диалектов.

Свадьба

Церемония бракосочетания. Выкройка одежды типична для этнической группы йоруба в Нигерии.

Ребенок, получивший имя, вырастет до взрослого возраста. Культура йоруба предусматривает воспитание ребенка в большой семье. В традиционном обществе ребенка отводят к мастеру любого ремесла, которое боги предписывают ему или ей (хотя в наши дни это случается редко). Или он может принять профессию отца, в случае мальчика, или матери, в случае девочки. Родители несут ответственность за его / ее социализацию в соответствии с нормами общества в целом, помимо предоставления ему средств к существованию. За его свадьбу также несут ответственность родители.

Свадебная церемония - кульминация процесса, который начинается с ухаживания. Молодой человек узнает девушку, которую любит. Он и его друзья ищут ее разными способами. Молодой человек посылает девушке сообщения, представляющие интерес, до тех пор, пока они не подойдут достаточно близко, чтобы избежать посредника (Аларина). Затем, когда они оба выражают взаимную любовь, они рассказывают родителям о своих чувствах друг к другу. Родители мужчины договариваются о визите к родителям будущей невесты. Как только их согласие будет получено, можно назначить день свадьбы. До дня свадьбы организуется выплата выкупа за невесту. Это обеспечивает окончательное согласие родителей невесты и фиксирует день свадьбы. После того, как день будет определен либо путем консультации Ориша бабалаво (в случае последователей религии йоруба ), либо по решению мужчины Бога (в случае христиан или мусульман ), невеста и жених предупреждаются, чтобы они не выезжали за город, в том числе на ферму. Это сделано для предотвращения несчастных случаев. День свадьбы - это день празднования, еды, питья и танцев для родителей, родственников, новых мужа и жены, их друзей и, часто, даже врагов. Брак не считается только союзом мужа и жены, он также рассматривается среди йоруба как союз семей с обеих сторон. Но прежде чем невеста отправится в дом мужа, ее сопровождают разные люди, то есть семья и друзья, к порогу ее нового дома в ритуале, который называется

Невеста йоруба обнимает свою мать в день ее традиционной свадьбы. Это прощальное объятие от матери к дочери.

означает «Крик новой невесты», это означает, что она грустит, покидая родительский дом, и означает ее присутствие в новом доме. Там за нее молятся и моют ноги. Считается, что она смывает все невезения, которые могла принести в дом мужа. Прежде чем ее, наконец, вводят в свой дом, если она является приверженцем веры йоруба, ей дают калебас (игба), а затем просят его разбить. Когда она разбивается, считается, что количество частей, на которые она разбита, и есть количество детей, которых она родит. В первую брачную ночь они с мужем встречаются, и обычно ожидается, что он найдет ее девственницей. Если он этого не сделает, она и ее родители будут опозорены и могут быть изгнаны из деревни, где они живут.

Хотя это единственная брачная церемония, которую практикуют более традиционные члены племени, христиане и мусульмане обычно смешивают ее с церковной свадьбой и регистрационной свадьбой (в случае христиан) или никка и официальная свадьба (в случае мусульман). В их общинах описанная выше церемония йоруба обычно рассматривается как помолвка, чем настоящий свадебный обряд.

Музыка

Танцоры культуры йоруба

Музыка и танцы всегда были важной частью их культуры; используются во многих различных формах развлечений. Музыкальные инструменты включают Бата, Саворо, Секере, Ганган и т. д. Разновидности музыки включают Джуджу, Фудзи и т. д. с такими артистами, как King Sunny Ade, Ebenezer Obey, Wasiu Ayinde KWAM 1 и т. д.

Похороны (Ìsínku)

Согласно верованиям йоруба смерть - это не конец жизни; скорее, это переход от одной формы существования к другой. Огберис (невежественные люди) боятся смерти, потому что она знаменует конец известного существования и начало неизвестного. Бессмертие - мечта многих, как выразился "Eji-ogbe": Mo dogbogbo orose; Ng ko ku mo; Mo digba oke; Mo duro Gbonin. (Я стал старым деревом осе; я больше не умру; я стал двумя сотнями холмов, соединенных в один; я неподвижен). Упоминание о холмах встречается в поговорке «Gboningbonin ni t'oke, oke Gboningbonin».

Йоруба также молятся о многих благословениях, но самые важные три - это богатство, дети и бессмертие: ire owo; ire omo; Ир Айку Пари Ива. Существует вера в загробную жизнь, которая является продолжением этой жизни, только в другом окружении, и жилище мертвых обычно помещается в месте сразу за пределами этого жилища, и иногда считается, что оно отделено ручьем. Участие в этой загробной жизни зависит от характера жизни и смерти. В этом смысл жизни: нести послание Олодумаре, Верховного Создателя, продвигая добро существования. Ибо Божество желает, чтобы люди способствовали добру настолько, насколько это возможно. Поэтому настаивают на том, что человек обладает хорошей способностью к нравственной честности и индивидуальности. Личность - это достигнутое состояние, оцениваемое по стандартам доброты по отношению к себе, сообществу и предкам. Как говорят: Кени хува гбедегбеде; кени ли ку пелепеле; K'omo eni lee n'owo gbogboro L'eni sin. (Пусть человек ведет свою жизнь мягко; чтобы он умер хорошей смертью; чтобы его дети могли протянуть руки через его тело во время погребения.)

Достижение хорошей смерти - это повод для празднования жизни умершего. Это делится на несколько категорий. Во-первых, дети и внуки будут праздновать жизнь своих родителей, которые оставили им доброе имя. Во-вторых, йоруба реалистично и прагматично относятся к смерти. Они знают, что можно умереть в молодом возрасте. Главное - хорошая жизнь и доброе имя. Как говорится: Ki a ku l'omode, ki a fi esin se irele eni; о Сан Джу ки а дагба ки ма ма ни ади ирана. (если мы умрем молодыми, и лошадь будет убита в честь чьей-либо жизни; это лучше, чем умереть старым, когда люди не убьют даже курицу на праздновании.)

Также считается, что предки обладают огромной силой наблюдать над их потомками. Поэтому люди постоянно стараются помнить своих предков. Это почитание предков, которое некоторые ошибочно называют поклонением предкам. Считается, что любовь, существующая между родителем и ребенком здесь, на Земле, должна продолжаться даже после смерти. А поскольку родитель только поднялся на другой план существования, связь должна оставаться прочной.

Философия

Культура йоруба состоит из народной / культурной философии, автохтонной религии и народных сказок. Они воплощены в гадании Ифа-Ифе, известном как трехсторонняя Книга Просветления или Свод знаний в Йорубаланде и в диаспоре. Другими компонентами Книги Знания или Книги Просветления являются психология, социология, математика, космогония, космология и другие области человеческих интересов.

Культурная мысль йоруба - свидетель двух эпох. Первая эпоха - эпохальная история в мифологии и космологии. Это также эпохальная история в устной культуре, в течение которой богослов-философ Орунмила был главой и выдающимся прорицателем. Он размышлял о видимых и невидимых мирах, вспоминая космогонию, космологию и мифологических существ в видимом и невидимом мирах. Философ-богослов Орунмила олицетворяет мудрость и идеализм. Но он больше психолог, чем философ. Он культиватор амбиций и желаний и толкователь ори (головы) и его судьбы. Неграмотный мир, движимый необходимостью выживания, движимый необходимостью разгадывать тайны дней и ночей, заставил божественного философа Орунмилу культивировать идею прорицания.

Вторая эпоха - это эпоха метафизического дискурса. Это началось в 19 веке, когда земля стала грамотной благодаря усердию и прагматизму доктора епископа Аджайи Кроутера, первого африканского англиканского епископа. Он считается культиватором современного идеализма йоруба.

Уникальность мысли йоруба в том, что она в основном повествовательная по форме, объясняющая и указывающая на знание причин и природы вещей, влияющих на телесную и духовную вселенную и ее благополучие. У народа йоруба есть сотни афоризмов, сказок и преданий, и они верят, что любые знания, расширяющие кругозор людей и дающие пищу для размышлений, являются началом философии.

Как и в древние времена, люди йоруба всегда придают философский и религиозный оттенок всему, что они производят или создают. Поэтому некоторых из них называют художниками-философами. Это дополнение к тому факту, что в каждом доме на земле йоруба можно найти скульптора, ткача, резчика или гончара.

Несмотря на то, что йоруба не могут подробно описать все свои длинные родословные, такие как философ-богослов Одудува, философ-богослов Обатала, философ-богослов Орунмила, философ-богослов Санго, философ-богослов Огун, философ-богослов Осун (одна из трех жен Санго), философ-богослов Олокун, философ-богослов Оя (одна из трех жен Санго), философ-богослов Эсу, философ-богослов Ососи, философ-богослов Йемоджа, философ-богослов Сопона и т. д.., тем не менее, факт, что все они повлияли на людей йоруба и внесли свой вклад в благополучие и благополучие общества йоруба. Без их различных вкладов земля йоруба могла быть потеряна в сене беспорядка.

Хотя религия часто является первой в культуре йоруба, тем не менее, именно мысль человека на самом деле ведет духовное сознание (ори) к созданию и практике религии. Таким образом, мысль / философия предшествуют религии.

Сегодня академические и неакадемические сообщества все больше и больше интересуются культурой йоруба, ее Книгой просвещения. Таким образом, все больше и больше исследований проводится в области культурной мысли йоруба, так как о ней пишется все больше и больше книг, которые подтверждают ее след и продвигают свои исследования среди неафриканских мыслителей, таких как политические философы и политологи, которые начинают открываться. их двери в другие культуры, расширяя их взгляды.

Идеализм йоруба

Идеализм в стране йоруба и для народа йоруба приравнивается к идеальной цели жизни, поиску смысла жизни и стремлению к лучшему в жизни. Философ-богослов Орунмила, культиватор гадания Ифа-Ифе, является отцом древнего идеализма йоруба. Его (божественный) идеализм вдохновил весь народ йоруба в Африке и диаспоре, особенно тех, кто был украден (в Америку и Вест-Индию) во время бесчеловечной работорговли.

Основанный на определении идеализма йоруба, который представляет собой поиск смысла жизни и стремление к лучшему в жизни, идеализм йоруба сам по себе является своего рода Движением Просвещения, как и каждый отпрыск в земля стремится достичь вершины или пика его идеалистических амбиций.

Идеализм философа-богослова Орунмилы положил начало современному идеализму, который вдохновил прагматика доктора Аджайи Кроутера в 19 веке и покойного вождя Обафеми Аволово в 20 веке, которому удалось создать моральную атмосферу для процветания земли йоруба. воздействие на моральное большинство, к которому принадлежит идеализм и из которого возникает реализм. Его философия лидерства помогла ему с большими идеями. Он построил первые дома радио и телевидения в Африке. Он культивировал грандиозные идеи, которые привели к строительству первого современного стадиона в Африке и первого какао-дома в мире. Вообще говоря, люди йоруба по натуре идеалисты.

Религия (Ẹsín)

Йоруба считаются религиозными людьми, но они также прагматичны и терпимы в отношении своих религиозных различий. Хотя многие исповедуют философскую школу йоруба ; многие другие исповедуют другую веру, например Христианство, ислам и т. Д.

Язык (Èdè)

Народ йоруба традиционно говорит на языке ёргба, член Нигер-Конго языковая семья. Помимо обозначения совокупности диалектов и их носителей, термин йоруба используется для обозначения стандартной письменной формы языка.

Ссылки

  • Ogunyemi, Yemi D. (Yemi D. Prince) Yoruba Idealism (Справочник идеализма йоруба), Diaspora Press of America, 2017, ISBN 978-1889601-10-6
  • Ogunyemi, Yemi D. (Yemi D. Prince) Yoruba Философия и семена просвещения, Vernon Press, 2017, (ISBN 9781622733019 )
  • Огуньеми, Йеми Д. (Йеми Д. Принс) Эстетическое и нравственное искусство Воле Сойинка, Academica Press, 2017, (ISBN 9781680530346 )

Внешние ссылки

  • значок Портал общества
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с культурой йоруба.

Дополнительная литература

  • Огунеми, Йеми Д. (2010). Устные традиции в Иле-Ифе: народ йоруба и их книга просветления. Бетесда, Мэриленд: Academica Press. ISBN 978-1-933146-65-2.
  • Dayọ̀ Ológundúdú; Akinl a Akiwọw (предисловие) (2008). Колыбель культуры йоруба (Rev. ed.). Институт культуры йоруба; Центр разговорной речи. ISBN 978-0-615-22063-5.

Последняя правка сделана 2021-06-22 14:41:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте