Йоро Дяо

редактировать
Сенегамбийский историк и дворянин (р. 1861, ум. 1914)

Йоро Боли Дяо, Йоро Боли Джоу, или Йоро Боули Джоу (родился в Ксумме, Ваало около 1847 года и умер 3 апреля 1919 года) был волоф историком, писателем, благородный и потомок Сенегамбии, на севере Сенегала. Он был сыном Фара Пенда, который был дворянином Ваало, а также прямым потомком Ламана Джоу, который был королем Джолофа в 1285. Йоро командовал кантоном Фосс-Галоджина и был поставлен на Вало (Уало) Луи Файдербом, где он служил вождем с 1861 по 1914 год.

Биография

Дяо получил высшее образование в 1860 году как один из первых выпускников Эколь де Отаж при губернаторе Файдербе, основанную в 1855 году. Он был одним из многих западноафриканских авторов в колониальную эпоху, которые писали хроники по истории (например, история волофа ) и культуре народа (например, волоф) Сенегала, чтобы их труды перевел Морис Делафосс, Октав Худас, и Анри Гаден. Его Histoire des Damels de Cayor была опубликована в Moniteur du Senegal (1864 г.).

Среди людей, у которых брала интервью, и работ, рассмотренных Юнис А. Чарльз, отчет Дяо об империи Джолоф, опубликованный в Legendes et Coutumes Senegalaises, cahiers де Йоро Дьяо, известный на английском языке как сенегальские легенды и обычаи: записные книжки Йоро Дьяо, считался наиболее подробным. Он также считался ценным и замечательным вкладом в Revue d'Ethnographie et de Sociologie. В записных книжках Дяо подробно описываются мысли, жизнь и традиции коренных сенегальцев, а также основные элементы волофского общества и институтов, такие как семейная структура, кастовая система и степень дворянства. Например, в его работе описаны гриотов, которые в социальной иерархии ремесленников (nyeenyo) были музыкантами (sab-lekk), барабанщиками (tamakat) и xalmbaan, которые использовали инструменты, похожие на скрипки, для играют их музыку. В трудах Дяо также подробно рассказывается о легенде Ндядяне Ндяйе, основании империи Джолоф и инаугурации королей в Сенегале. Его работы подчеркивают существование обычного убеждения, что сверхъестественные силы воссоздают империю Джолоф под властью Буурбы, а также указывают на то, что нормальный рост и развитие посаженных помазанных семян считались ключом к процветанию империи Джолоф.

Сенегальский историк Бубакар Лам, ученик Шейха Анта Диопа, также познакомился с составленными и собранными трудами Йоро Дьяо, такими как его труды о миграции из долины Нила. - Западная Африка. Йоро Дьяо указал на широко распространенную устную традицию среди народов Сенегала и Сенегамбии: «Общее мнение во всей Сенегамбии состоит в том, что наша страна обязана своим населением миграциям из Египет, откуда происходит все его население ". В «Хрониках сенегальской фоты» Дьяо рассказал о шести миграциях населения из Египта в Сенегамбию:

  • Во время первой миграции, состоящей из дья'го, Дьяо подчеркнул, что они мигрировали из Египта, вооруженные металлическими (хого) ассегаи, саблями., кинжалы и ножи с доспехами, а также их трудолюбие металлургия ; они открыли культуру сорго, чтобы предотвратить наводнение из реки Сенегал ; переселение имело место при царе Египта, названном «Пате Ламин»; слова, используемые по отдельности или вместе, используются в Mandinka, Peuls, Khassonké, Sarakhollé и в некоторой степени среди волоф.
  • . Во втором переселении, состоящем из манны (названного в честь их главного вождя), которое было вызвано досадой царя Египта Сосе Туре, Дьяо отмечает, что они были более многочисленны, чем Дья'го; они странствовали по пустыне, поселились у реки Сенегал и заселили Футу; когда они захватили политическую власть у Галоса, их лидеры носили титул Фари (Император), который используется среди волофов и Пеул. Бамбара, Малинке, Сонинке и Хассонке, как говорят, также пришли вместе с этой миграцией.
  • В третьей миграции, состоящей из народа Тондион, Дяо отметили, что их миграция более важна, чем миграции Дья'го и Манна, поскольку они захватили титулы и права на управление у фари и передали их своим лидерам, фарангам; Фаранг был титулом, которым пользовались их правители, а также царь Египта, который заставил их изгнать из страны из-за постоянных черных задач, которые им велели выполнять; как часть расширенной империи Фаранг, некоторые из мигрантов поселились у реки Сенегал, в Сохоторо, Киндила, Гангари и Тамбо-Дугура, и стали известны как Сонинке. Говорят, что вместе с этой миграцией пришли бамбара, малинке и хасонке.
  • В четвертой и пятой миграции, состоящей из турмисс и коли-тенгуелла, соответственно, что было вызвано чрезмерными требованиями со стороны египетский фаранг, Дьяо отметил, что он сравнительно меньше миграций Дья'го, Манна и Тондиона; хотя частично они состояли из Сонинке, Бамбара, Малинке, Хасонке и других Мандинг, эти миграции в основном состояли из Фулани, к которым принадлежал лидер Турмисс, и в конечном итоге привели к распространение фулани по шести странам Сенегамбии.
  • В ходе шестой миграции, состоящей из Тури-Сини или Лам-Торо (также титул ее лидера), Мусса ушел с некоторыми из группы он будет путешествовать из Трипи Синг, около Мекки, и с другими членами группы в Египте; он прибыл кавалерией в Сенегал, свергли Имидо, разгромил квартал Калиму и провозгласил себя королем, что привело к последующим миграциям и государственным образованиям в регионе.

Избранные произведения

  • Кайерс де Йоро Дьяо
  • Légendes et coutumes sénégalaises: cahiers de Yoro Dyâo
  • Légendes et coutumes sénégalaises, Revue d'ethnographie et de sociologie
  • Légendes et coutumes ségalaises. Cahiers de Yoro Dyao: публикации и комментарии Анри Гадена

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 14:41:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте