York Mystery Plays, точнее York Corpus Christi Plays, - это среднеанглийский цикл из 48 мистических пьес или театрализованных представлений, охватывающих священную историю от творения до Страшного суда. Традиционно они проводились в праздник Corpus Christi (передвижной праздник в четверг после Троицкого воскресенья, с 23 мая по 24 июня) и проводились в городе Йорк, с середины четырнадцатого века до их запрета в 1569 году. Пьесы являются одним из четырех практически полностью сохранившихся английских циклов мистических игр, наряду с мистическими пьесами Честера, пьесами Таунли / Уэйкфилда и N-Town играет. Два длинных, составных и поздних таинственных конкурсов сохранились от цикла Ковентри, и есть записи и фрагменты из других подобных постановок, которые имели место в другом месте. рукопись пьес, датируемая, вероятно, между 1463 и 1477 годами, до сих пор нетронутой и хранится в Британской библиотеке.
Нет никаких записей о первом представлении мистерий, но они были зарегистрированы как празднование праздника Корпус-Кристи в Йорке в 1376 году, когда к тому времени уже было установлено использование повозок для театрализованного представления. Спектакли были организованы, профинансированы и поставлены Йоркскими Craft Guilds («Тайна» - это игра слов, представляющая религиозную истину или обряд, а ее среднеанглийский означает ремесло или крафтить). Повозки маршировали по улицам Йорка, останавливаясь на 12 игровых станциях, обозначенных городскими знаменами.
В цикле используется много разных форм стихов, большинство из которых имеют рифму, правильный ритм с довольно короткими строками и частыми аллитерациями. Баланс критических мнений в пользу того, что за их авторство ответственны несколько клерикалов, один из которых традиционно известен как «Йоркский реалист». Он состоит из 48 конкурсов, которые первоначально проводились на тележках и повозках, одетых по этому случаю. По некоторым данным, всего 56 конкурсов. Они рассказывали истории из Ветхого и Нового Завета, от Сотворения мира до Страшного суда. Пьесы продолжились после Реформации, когда в 1548 году в Англии был отменен праздник Корпус-Кристи. Пьесы были адаптированы к новой религиозной ортодоксии путем вырезания сцен в честь Девы, но были запрещены в 1569 году.
Традиционно отдельная гильдия брала на себя ответственность за конкретную пьесу.
Авторство пьес неизвестно, но анализ стиля позволяет ученым понять, где меняется авторство. Одна группа пьес, посвященная Страстям, была приписана писателю по имени «Йоркский реалист», и это название стало общеупотребительным. Речь идет о восьми пьесах:
Все они написаны энергичным аллитерационным стихом, как и другие пьесы цикла. Отличительной чертой, помимо высокого качества письма, является внимание к случайным деталям в повествовании и в тонком изображении отрицательных персонажей: Пилата, Ирода, Анны и Каиафы. Драматург Питер Гилл выразил мнение, что «Если бы не йоркский реалист, Шекспир был бы второсортным писателем, как Гете».
После их запрета во времена Тюдоров, пьесы оставались малоизвестными до Люси Тулмин Смит, получившего разрешение от графа Эшбернхэма изучить рукопись пьес, находящихся в его распоряжении, и опубликовать ее транскрипцию. вместе с введением и кратким глоссарием в 1885 году.
В 1909 году Йоркское историческое театрализованное представление включало парад знамен гильдий, сопровождавших фургон, изображающий Рождество, на улицах. В декабре того же года были поставлены шесть спектаклей в рамках проекта по сбору средств для церкви Святого Олава, Йорк. Цикл пьес был возрожден в гораздо большем масштабе в 1951 году на Йоркском фестивале искусств, который был частью празднования Британского фестиваля. Спектакль был поставлен на стационарной сцене в руинах аббатства Святой Марии в Museum Gardens под руководством Э. Мартин Браун. Музыка, написанная по этому случаю Джеймсом Брауном, была направлена Алланом Уиксом. Роль Иисуса исполнял Джозеф О'Конор (хотя для сохранения загадочности его имя в программе не упоминалось), а остальные роли исполняли любители. В интересах понятности текст был сокращен и модернизирован Canon Purvis, который впоследствии возглавил Borthwick Institute при Йоркском университете и произвел модернизацию всего текста.
После успеха постановки 1951 года, которая, как говорят, была «самым популярным фестивалем в стране, более 26 000 человек стали свидетелями пьес», отрывки из цикла ставились в одном и том же месте с трехлетним интервалом, увеличившись до четырех. -годовые интервалы, до 1988 г. Они вызвали научный интерес и публикации. Обычно режиссером был профессиональный актер, а роль Иисуса - профессиональный актер, остальные актеры были местными любителями. Ян МакШейн играл Люцифера / Сатану в 1963 году. Некоторые актеры-любители, такие как Джуди Денч, стали профессионалами. Директора: Э. Мартин Браун снова (1954, 1957, 1966), Дэвид Джайлс (1960), Уильям Гаскилл (1963), Эдвард Тейлор (1969, 1973), Джейн Хауэлл (1976), Патрик Гарланд (1980), Тоби Робертсон (1984) и Стивен Пимлотт (1988). Роль Иисуса второй раз сыграл Джозеф О'Конор (1954), затем (1957), (1960), Алан Доби (1963), Джон Уэстбрук (1966), (1973), местный житель Йорка Дэвид Брэдли (1976), Кристофер Тимоти (1980), Саймон Уорд (1984) и Виктор Банерджи (1988).
Между тем, в 1975 году Центр изучения средневековья в Университете Лидса координировал постановка 42 театрализованных представлений в кампусе Университета Лидса.
В 1992 году постановка York была перенесена в современную постановку в York Theater Royal, где играла Робсон Грин Христос и сценарий, адаптированный Лиз Локхед. Постановка 1996 года в том же месте была полностью любительской: роль Иисуса играл местный поверенный Рори Малвихилл, а сценарий был сокращен Лоххедом. В 2000 году интерес декана Йорка, Very Rev Раймонда Фурнелла заставил его предложить использование York Minster для самого амбициозного на данный момент производства..
В 2000 году в Йоркском соборе был поставлен масштабный спектакль «Йоркские мистические пьесы тысячелетия» режиссера Грегори Дорана со сценарием адаптировано Майком Поултоном. С Рэем Стивенсоном в роли Христа и Рори Малвихиллом (Иисус в 1996 году) в роли Сатаны, постановка стала самым дорогим и масштабным проектом в истории современного возрождения пьес. Первая половина началась на небесах с рассказа о падении Люцифера, за которым последовало сотворение мира, падение Адама и Евы, Ноев ковчег (с впечатляющими и запоминающимися изображениями животных и потопа) и история Авраама. и Исаак. Из Нового Завета произошли Благовещение и Рождество Иисуса, резня невинных, детство Христа, крещение, искушение и служение, а также его вход в Иерусалим в Вербное воскресенье. Вторая половина была посвящена пленению и суду Христа, а также Его распятию, воскресению и вознесению. Спектакль завершился, как обычно, Страшным судом.
Спектакль длился месяц при 28 000 зрителей. Помимо профессионального режиссера и актера Рэя Стивенсона, актерский состав состоял из любителей, в основном из района Йорка. Также приняли участие более пятидесяти детей. Оригинальная музыка была написана для постановки местным композитором Ричардом Шепардом.
В 2012 году мистические пьесы вернулись в Музейный сад, где они жили до 1988 года. Сценарий был адаптирован Майк Кенни, а руководство было Дэмианом Круденом из Йоркского Королевского театра и Полом Бербриджем из Театральной труппы Riding Lights. В шоу приняли участие более 1000 местных волонтеров, работающих вместе с профессионалами театра во всех сферах производства, в том числе 500 актеров-любителей, разбитых на две группы, которые разделили 30 спектаклей. Совместную роль Иисуса и Бога-Отца сыграл Фердинанд Кингсли, а Люцифера / Сатаны Грэм Хоули. Отзывы о постановке в целом были положительными, с похвалами за зрелище и сценографию, а также за усилия волонтеров.
В 2016 году спектакли были поставлены в Йоркском соборе из 26 человек. Май праздник Тела Христова, до 30 июня. Режиссер Филлип Брин ранее руководил труппой Королевской шекспировской компании. В постановке была представлена большая ступенька, созданная дизайнерами Максом Джонсом и Рут Холл, которая была рассечена тонкой тканью, доходившей до сводчатого потолка, которую проектировщик Дуглас О'Коннелл использовал в качестве проекционного экрана. Писатель Майк Поултон и композитор Ричард Шепард повторили свои роли в постановке тысячелетия. В актерском составе было около 150 актеров-любителей, и единственный профессионал, Филип МакГинли, играл Иисуса, за исключением последних четырех спектаклей, когда из-за его внезапной болезни роль взял на себя его дублер Тоби Гордон, у которого: до этого играл сатану. Это вызвало каскад дублеров, с которыми великолепно справился преданный состав. Это также сделало Тоби Гордона «Бригадой из двух человек», а Рори Малвихилл стал единственным актером в истории пьес, сыгравшим и Иисуса, и Сатану.
В декабре 2019 года фонд поддержки Йоркских мистических пьес (YMPST) создал «Рождество для Йорка» под руководством Филипа Парра, первый из запланированных на ежегодный рождественский спектакль город. Он создал сценарий, используя оригинальные тексты из восьми пьес из цикла Рождества: Благовещение и посещение, Беда Иосифа о Марии, Рождество, Пастухи, Ирод и волхвы, Бегство в Египет, Резня Невинные и Очищение Богородицы. Они были сжаты в одночасовую пьесу. Актеры-любители и музыканты дали семь выступлений с 12 по 15 декабря 2019 года в Spurriergate Center, Spurriergate, York.
Экспериментальное производство с использованием телег и рыночных прилавков пивоваров, запряженных лошадьми, было осуществлено около Университета Лидса в 1975 году.
В 1994 году историк из Лидса Джейн Окшотт работала вместе с «Друзьями Йоркских мистериальных пьес», Центром средневековых исследований при Йоркском университете и Йоркским фестивалем старинной музыки руководить первой постановкой спектаклей современности в Йорке. В постановке участвовало девять любительских драматических коллективов, каждая из которых взяла по одной пьесе и объехала ее на пяти игровых площадках в центре Йорка с использованием театрализованных повозок.
В постановке аналогичного формата в 1998 году было представлено одиннадцать пьес, и впервые современный Йоркские гильдии были вовлечены в некоторые спектакли либо напрямую, либо в качестве спонсоров.
После постановки в Йоркском соборе в 2000 году спектакли с повозками были единственным регулярным циклом, проводившимся в городе до 2012 года, когда были статичные пьесы. возродился. Пьесы Ваггона также использовали Музейные сады в качестве концертной площадки, поддерживающей связь между аббатством Святой Марии и пьесами, созданными в 1950-х годах.
На 2002 год управление производством передано комитету Гильдий Йорка: Йоркской Гильдии Строителей, Компании Торговцев Тейлоров, Компании Кордвейнеров, Гильдии Свободных людей, Компании Мясников, Гильдии писцов и компании купцов-авантюристов. Десять спектаклей были поставлены при участии местных драматических групп.
В 2006 году двенадцать фургонов выступили на улицах в рамках Йоркского фестиваля старинной музыки.
В постановке 2010 года выступали двенадцать фургонов. на четырех станциях. В то же время единственный известный сохранившийся манускрипт пьес был выставлен в Йоркской художественной галерее.
Две пьесы (Сотворение мира и Ноев ковчег) были поставлены на фургонах на двух станциях во время празднования 800-летия Йорка в 2012 году.
Спектакли на фургонах снова были даны Гильдиями в 2014 году, продолжая установленный четырехлетний цикл. В 2018 году пьесы снова вернулись на улицы Йорка, на этот раз с выбором из 11 пьес.
Современные постановки используют некоторую степень модернизации текста, либо радикальной политикой замены всех устаревших слов и фраз современными эквивалентами или, по крайней мере, использованием современного произношения. Исключением являются постановки драматической группы «Повелители бесправия», состоящей из студентов и недавних выпускников факультета средневековых исследований Йоркского университета. В их презентациях используется аутентичный среднеанглийский как в используемых словах, так и в их произношении. Они регулярно участвовали в одной из постановок пьес.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Йорк Мистические пьесы |