Ynglingatal

редактировать
Древнескандинавская поэма скальдов

Линия королей. согласно Ynglingatal

Ynglingatal или Ynglinga tal (древнескандинавский : «Перечисление Ynglingar») - это Скальдик стихотворение, процитированное Снорри Стурлусоном в саге об Инглингах, первой саге Снорри Хеймскрингла. Снорри часто цитирует это стихотворение и называет его одним из источников саги. Состав стихотворения по-разному датируется концом IX - началом XII века. Þjóðólfr из Хвинира (Thjodolf), который был поэтом для Харальда Фэйрхейра (годы правления 872–930), традиционно считается его автором.

Поэма перечисляет частично мифических и частично исторических древних шведских королей; Двадцать семь из которых упоминаются в стихотворении вместе с подробностями об их смерти и местах захоронения. Название Инглингатал отсылает к Инглингу, носившему имя Ингве-Фрей - другое имя Фрея, бога, которому поклонялись в Свеланд. Инглинг якобы произошел от сына Фрея Фьёльнира. Снорри изобразил Харальда Светловолосого как потомка Инглингов. Поэма была написана от имени Рагнвальда Высокого Гора, двоюродного брата короля Харальда Фэйрхейра, и его последняя строфа посвящена Рагнвальду.

Содержание

  • 1 Стихотворные формы и история текста
    • 1.1 Инглинги в других источниках
  • 2 Об авторе
  • 3 Миф об авторе и царская идеология
  • 4 Содержание
  • 5 Дискуссия о датировка
    • 5.1 Поздняя гипотеза
    • 5.2 Ранняя гипотеза
    • 5.3 Золотая середина
  • 6 Инглинг
    • 6.1 Эвгемеризм
    • 6.2 Историческая достоверность
    • 6.3 Инглинг как общеевропейская традиция
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Формы стихов и история текста

Рунный камень, камень, который, возможно, вдохновил барда, написавшего Ynglingatal

Ynglingatal составлен на kviðuháttr (современный норвежский kviduhått); эта генеалогическая форма стиха также используется в «Потере сына» (Сонаторрек) в саге об Эгилсе. В этой форме стиха в строках чередуются три и четыре слога: в первой строке три слога, в следующей - четыре, в следующих три и так далее. Например:

Ok Vísburs. vilja byrgi. sævar niðr. svelga knátti

Ynglingatal также широко использует знакомство, например, переписывание и метафоры, которые оживляют стихотворение, которое в остальном содержит много литании.

Исландский филолог Финнур Йонссон считал, что строфа из восьми строк определяет структуру Инглингатала, в то время как полагал, что четырехстрочный рулевой - половина строфы, как в примере выше - определяет структуру стихотворения. Акерлунд также сказал, что бард Тьодольф изучил стихотворную форму kviðuháttr, изучая рунический камень Рёк в современной Швеции, который датируется примерно 800 годом.

Инглинги в других источниках

Инглингатал полностью сохранился в саге Снорри об Инглингах, которую Снорри написал на основе стихотворения. В саге Снорри расширил свой текст, цитируя стихотворение в дополнение к своему собственному тексту. Отрывок из Ynglingatal также цитируется в áttr Ólafs Geirstaa Alfs. Истории, основанные на этом стихотворении, можно найти в норвежской истории Historia Norvegiæ, написанной на латинском в конце 1100-х годов, и в короткой саге Af Upplendinga konungum (О верхних королях). Инглингталь также косвенно сохраняется как список имен в Íslendingabók с начала 1100-х годов. Некоторые персонажи Инглингатала также упоминаются в Древнеанглийском стихотворении Беовульф.

Об авторе

Согласно Снорри, Инглингатал был составлен ошпартом. jóólfr из Хвинира, который был из Kvinesdal в том, что сейчас Вест-Агдер, Норвегия. В преамбуле к Heimskringla Снорри пишет, что Thjodolf, помимо сочинения поэмы Ynglingatal, был поэтом в hird Харальде Фэйрхейре (королевской свите ).

Тьодольф также появляется в Saga Харальда Фэйрхейра в мифической истории о Харальде и Сами девушке, которая прокляла Харальда жениться на ней. Согласно саге, у Харальда и Снёфрида было четыре сына, но Харальд отослал их, когда он проснулся. Тьодольф вырастил одного из этих сыновей, Гудрода Льоме. Когда Тьодольф узнал, что Харальд отрекся от своих сыновей, он встал на сторону мальчиков и сказал Харальду: «Они, вероятно, предпочли бы лучшую родословную, если бы ты дал им это». Сага не содержит информации о том, что Тьодольф был ожогом Харальда; это упоминается только в преамбуле Снорри. В саге он упоминается только как друг Харальда и как сын, которого воспитал Годред. Снорри также цитирует несколько других стихов Тьодольфа в Сага Харальда Фэйрхейра.

Историк Клаус Краг сказал, что связь между Харальдом Фэйрхейром и Тьодольфом была построена Снорри, вероятно, потому, что Тьодольф был важной фигурой в развитии скальдического искусства, в то время как по традиции Харальд был первым национальным королем Норвегии. Таким образом, установление связи между ними повысило бы их репутацию. Согласно Финнуру Йонссону, Тьодольф был ошпариванием Харальда, не особо вдаваясь в подробности. Финнур сказал, что Тьодольф был не третьим ошпаренным, а ошпаренным, который в основном оставался дома на ферме, где в другой саге мы встречаем внука Тьодольфа. Снорри упоминает человека по имени Торгрим из Квине, «сына» Тьодольфа в саге Олаве Трюггвассоне. Кроме того, в сагах в Хеймскрингле больше нет упоминаний о Тьодольфе. Снорри написал преамбулу и сагу в 1220-х годах, более чем через 300 лет после того, как должен был жить Тьодольф, поэтому любая информация о нем сомнительна.

Авторский миф и королевская идеология

Согласно саге об Инглинг, Фьельн, первый король, описанный в Инглингатале, был сыном бога Фрея и великанши по имени Герд. В самом стихотворении об этом ничего не говорится. Фрей, великий бог плодородия в скандинавских странах, вступил в священную свадьбу (Иеро Гамос) с Гердом, о которой рассказывается в стихотворении. Мифологическая цель священного венчания состоит в том, чтобы родить ребенка, который является ребенком обоих родителей, но не является ни богом, ни великаном, а чем-то совершенно другим, что будет первым из «нового» вида; новая королевская семья. Благодаря усилиям и напряжению от этого царь, имеющий высокий статус, ценится выше всех других людей. Автор мифа дает королю особую судьбу как главный символ правящей идеологии в скандинавской вселенной.

Обе основные правящие семьи в Норвегии, Инглинги и Ladejarlsætten узаконили свои статусы, используя свадебный миф. Подобно тому, как легитимность Инглинга была переосмыслена в Инглингатале, Ладеджарлсотт получил свой эквивалент в стихотворении Хэлейгьяталь, написанном норвежским поэтом Эйвиндром скалдаспиллиром в конце 900-х годов. В Håleygjatal это Один и великанша Skade были мифологического происхождения, а их сын Соминг является предком Хаконского ярла. Таким образом, оба стихотворения использовались в качестве генеалогии и служили мифологической пропагандой, поэзией и основанием для союзов.

Согласно религиозному историку Гро Штейнсланд, миф также имеет эротический элемент и, таким образом, является миф о плодородии, рассказывающий об отношениях между правителем и его «территорией»; ошпарки описывают землю как сексуальную, страстную великаншу, покоящуюся в руках графа. Князь гарантирует рост и процветание на своей территории. Возможно, между королем и богиней плодородия была особая связь, во время кризиса он был принесен в жертву ей. Это видно в Инглингатале, где шведы принесли в жертву короля Домальде после длительного голода. Это проиллюстрировано в скандальной монументальной картине Карла Ларссона Midvinterblot, но нет других источников, поддерживающих жертвоприношение короля.

Содержание

Ynglingatal состоит из 27 строф и ектении о разных королях и о том, как они умерли. Он начинается с Фьёльнира, который, согласно саге об Инглингах, был сыном Фрея. Эти отношения не упоминаются в самом стихотворении. Фьельн утонула в чане с медом. Поэма продолжается его сыном Sveigir, который последовал за карликом в скалу и больше никогда не выходил. Затем идет сын Свейгде Ванланде, который был задушен кобылой . Сын Ванланда Висбур был сожжен заживо, а его сын Домальде был принесен в жертву шведскими вождями, чтобы получить хороший урожай. У Домальде был сын Домар, который умер от болезни в Упсале. Сын Домара Диггве также умер от болезни, а его сын Даг Мудрый был убит рабом вилами, когда он собирался отомстить за смерть воробей. Сын Дага Агне был повешен своей женой, а сыновья Агне Аларик и Эрик убили друг друга уздечкой во время прогулки. Их сыновья Ингве и Альф убили друг друга после подстрекательства жены Альфа Беры.

Смерть Гудрода. Виньетка Герхарда Мунте

Поэма продолжается с различной степенью мифических способов умереть. В конце концов короли Инглингов прошли через леса из королевства Свеа в Норвегию. Здесь есть явный разрыв в серии, и возможно, что Тьодольф здесь связан с норвежским семенем в шведских генеалогиях, чтобы обеспечить норвежским королям божественное происхождение и, следовательно, большую легитимность. Первым потомством норвежских королей был Хальвдан Хвитбейнн, который умер в своей постели в Тотен. Согласно стихотворению, его сын Эйстейн погиб на корабле; его избило судно, и он упал в море. Сын Эйстейна Хальвдан умер в своей постели в Борре, где он был похоронен. Сын Хальвдана Гудрод был убит слугой своей жены. Поэма заканчивается сыном Хальвдана Олафом Гейрстад-Альфом и внуком Рагнвальд Хейдумхере. Тьодолв посвятил Инглингатал Рагнвальду. Последняя строфа гласит:

Þat veitk bazt. und blǫ́um himni. kenninafn,. svát konungr eigi,. es Rǫgnvaldr,. reiðar stjóri,. heiðum <149 hár. of heitinn es;. ok mildgeðr. markar dróttinn.

Согласно «Саге об Инглинге» Снорри, отец Харальда Фэйрхейра Хальвдан Черный был сводным братом Олафа Гейрстадалва и Харальда и, таким образом, был двоюродным братом Рагнвальда, но ни Харальд, ни его отец Хальвдан не упоминаются в стихотворении., так что это, вероятно, попытка Снорри и других писателей сделать Харальда более королевским. Возможно, именно исландский поэт Ари Торгилссон построил генеалогию Инглингов и связал семя Харальда Фэйрхейра с Инглингаталом. Позже Снорри развил это в «Саге об Инглингах».

Дебаты о датировке

Содержание «Инглингатала» интерпретировалось и обсуждалось, в основном в период национального романтизма 1800-х годов.. Норвежские историки Рудольф Кейзер и Питер Андреас Мунк считали традиционную датировку концом 800-х годов. То же самое и с историком Густавом Стормом и исландским филологом Финнуром Йонссоном. Примерно во время Первой мировой войны литература саг как исторический источник подвергалась большой критике, в Швеции братьями Лауриц и Куртом Вейбуллом, а в Швеции Норвегия Халвданом Кохтом и Эдвардом Буллом. В 1908 году немецкий филолог Густав Неккель сказал, что Инглингатал должен быть сооружением 1100-х годов; Об этом же сказал норвежский историк Клаус Краг в своей книге «Ynglingatal and Yngling Saga». Исследование исторических источников и присоединение к гипотезе Неккеля.

Поздняя гипотеза

Крэг обнаружил литературный образец элементов в смертях королей

Клаус Крэг сказал в 1990 году Инглингатал. происхождение должно быть датировано 1100-ми годами и основано на других королевских списках. В исследовательском проекте 1980-х годов попытка Крэга оправдать сомнения относительно возраста Инглингатала начала обретать форму, игнорируя традиционное некритическое принятие. Крэг изучил место традиции Инглингов в фольклоре и генеалогию Инглингов по отношению к другим европейским королевским генеалогиям и научным генеалогическим работам в Исландии.

В качестве аргумента Крэг сказал, что смерть первых четырех королей представляет космологию Греческий философ Эмпедокл, с четырьмя классическими элементами Земля, Вода, Воздух и Огонь, и, таким образом, евгемерическое видение повлияло на описание первые несколько поколений. Восприятие Крэга было захватывающим и завоевало всеобщее признание.

Ранняя гипотеза

Позднее датирование Крэга было оспорено. Если сага является поздней пропагандистской работой, ее разумно было заключить норвежский король Харальд Фэйрхейр, а не его малоизвестный кузен Рагнвальд Хейдрумхере, смысл которого в противном случае, кажется, был утерян после 1000 года. В стихотворении есть места и имена. Эта археология показала, что имела большое значение до эпохи викингов, но не позже, и поэтому не должна была упоминаться в более поздних сагах. Археолог является сторонником этих аргументов.

Согласно шведскому исследователю, Краг обходит явные признаки Инглингатала на традиции шведской территории, видимые в кеннинге, географических названиях и личных именах. Культурные явления, такие как царь, который отправляется в святые места, и память о воинской элите, могут указывать на древние миграции людей. Сандквист выдвигает теорию о том, что Тьодольф из Квине написал свои произведения в 900-х годах и основал их на существующей традиции. Он также сказал, что космологию Эмпедокла вряд ли можно рассматривать как свидетельство позднего датирования; в таком случае на него повлияли бы Британия или Франк.

. Тот факт, что Снорри воспроизвел стихотворение, предполагает, что он, вероятно, знал о любой фальсификации столетием раньше и воздерживался от воспроизведения ошибочного текста. Ynglingatal также вдохновил Эйвиндра скалдаспиллира, который явно был написан в конце 900-х.

Другой аргумент в пользу раннего датирования исходит от исландского филолога, в докторской диссертации которого говорилось, что Ynglingatal не должен быть хвалебным стихотворением, а развлекательным стихотворением и предупреждение. Он утверждает это отчасти на основании гротескных и часто нелепых способов смерти королей в стихотворении - они часто кажутся бесчестными, что явно противоречит обычаям хвалебного стихотворения. Бергсвейн говорит, что стихотворение старое, но смысл восхваляющего стихотворения создан Снорри и другими учеными Средневековья. Он также говорит, что Инглингатал изначально не был генеалогией, а рассказывает о разных семьях. Согласно Бергсвейну, восприятие или построение стихотворения как генеалогии берет свое начало в Средневековье.

Среднее звено

Шведский археолог отстаивает промежуточную позицию для датировки Инлингатала. Он сказал, что это не подлинная поэма эпохи викингов и не средневековый текст. Норр соглашается с традиционной датировкой происхождения стихов, но говорит, что стихотворение исполнялось более 300 лет, пока оно не было записано постепенно, и, должно быть, претерпело серьезные изменения, чтобы соответствовать современным социальным условиям. По словам Норра, генеалогические стихи нельзя использовать в качестве исторических источников, потому что они зависят от существующих идеологических, политических и социальных условий. Он говорит, что стихотворение следует рассматривать как развитие и результат длительного процесса изменений. Норвежский археолог Бьёрн Мюре во многом присоединяется к точке зрения Норра.

Инглинг

Значение термина «инглинг» обычно интерпретируется как «потомки Ингве», но как в современный нордический, это также может означать «молодой человек». В стихотворениях скальдов слово yngling употребляется только в единственном числе; только в сагах оно употреблялось во множественном числе Инглинги; таким образом, элементы стихотворения не могут быть определены как одна семья. Этот термин может быть кеннингом, эвфемизмом для принца или короля, а не чем-то связанным с определенной семьей. Bergsveinn Birgisson говорит, что Ynglingatal - это не генеалогия, а стихотворение о людях из разных кланов. Не все источники согласны; в Historia Norvegiæ, About Uplanders kings и Íslendingabók, несколько королей с другими именами, кроме Ynglingatal, или, как говорят, жили или были похоронены в другом месте. Финнур Йонссон сказал, что различные описания происходят от королей, упомянутых в Ynglingatal; все имеют разные традиции, передаваемые из уст в уста. Он сказал, что поэма Тьодольфа - это попытка синтеза различных устных традиций о разных королях.

Эвгемеризм

Согласно Снорри, Инглинг произошел от богов Ингве-Фрея и Одина. Это родство, эвгемерия, не осталось в стихотворении; только слова Снорри подтверждают это. Финнур Йонссон сказал, что, по его мнению, эта песня изначально состояла из нескольких куплетов и началась с Yngve. Историк религии Вальтер Баетке сказал, что Инглигаталь свободен от евгемеризма - понятие происхождения богов было добавлено в христианскую эпоху. Клаус Крэг сказал, что первые короли поэмы - исторические боги, и что гипотеза об утерянных строфах может быть отвергнута.

Историческая точность

Мнения относительно того, были ли племена историческими фигурами, расходятся. Если все короли в этом стихотворении действительно существовали, первый из них, должно быть, жил в период миграции. Обычно только «норвежская» часть Инглингов - от Хальвдана Хвитбейна - ученые пытались доказать или опровергнуть, что они были настоящими историческими личностями. Отчасти они пришли к выводу, что люди в скандинавские времена отслеживали свой род на протяжении шести поколений, поэтому можно проследить предков Харальда Фэйрхейра до Хальвдана Хвитбейна. Норвежские историки и археологи традиционно считали норвежских инглингов историческими людьми.

Из-за проблем с датировкой трудно определить, когда эти люди могли жить. Ар Фроде, в 1100-х годах, вероятно, был первым человеком, который попытался преобразовать даты из относительных отметок времени в абсолютные хронологические даты на основе рождения Иисуса; Счет начал использоваться в средние века и используется до сих пор. Датируются рождением Харальда Фэйрхэра 848 годом, и до 1920-х годов историки использовали расчет Аре для расчета временной отметки композиции для разных людей и событий. В 1921 году историк Халвдан Кохт ввел подсчет поколений, и его метод стал доминирующим. В 1964 году исландский историк Олафия Эйнарсдоттир обнаружил, что старый исландский расчет более точен; с поправками, это с тех пор наиболее часто используемый подход.

Дата рождения. согласно Ólafía EinarsdóttirДата рождения. согласно Halvdan Koht
Halfdan Hvitbeinn 660695
Эйстейн Хальвданссон 695730
Хальвдан Мягкий 725760
Гудред Охотник 760795
Олаф Гейрстад-Альф 795830
Рагнвальд Хейдумхере 825860
Хальвдан Черный 818830
Харальд Фэйрхейр 848865

Традиционно историки приписывали скальдическим стихам большую исходную ценность из-за сжатой формы, которая позволяла их легче запоминать, чем повествования. Если Ynglingatal действительно из конца 800-х годов, недавние события были бы относительно близки по времени к ожогу, и существует высокая вероятность того, что стихотворение передает информацию о реальных людях и событиях. Тем не менее, расстояние от Хальвдана Хвитбейна до Снорри составляет 500 лет, а от сочинения стихотворения до того момента, когда Снорри написал его, - 250 лет. Неизвестно, сохранилось ли оригинальное стихотворение. Если Инглингатал моложе и, возможно, датируется концом 1100-х годов, как говорит Крэг, его ценность как источника реальных событий еще больше уменьшается. По словам Фидьестёля, главная задача скальда заключалась в выражении официальной идеологии Королевства, а не обязательно в представлении фактов.

Археологи, особенно Антон Вильгельм Брёггер в начале 1900-х годов, предприняли много попыток "поместите" различных юных королей и их жен в курганы в Вестфолде. Наиболее известные примеры - королева Аса за пределами Тёнсберг и Олаф Гейрстад-Альф в Гокстадхауген за пределами Сандефьорда. Кроме того, археологи сказали, что останки Эйстейна Хальфданссона, Хальвдана Мягкого, Гудреда Охотника и Хальвдана Черного находятся в Боррехаугене за пределами Хортена. Если принять во внимание значение Инглингатала как источника и новейшие археологические методы, включая датировку C14 и дендрохронологию, выяснение того, кто был похоронен в различных курганах, на основе информации в это стихотворение - в лучшем случае обоснованное предположение.

Инглинг как общеевропейская традиция

В 1943 году датский историк сказал, что нордическая фольклорная традиция, частью которой является Инглинг, возникла в период миграции и что люди исторически не были северными фигурами. По словам Лукманна, стихи и легенды о датских кланах Скилдинги и Скилфинги, которые имеют много общего с Инглингами, являются частью традиции периода переселения, которая действительно имела дело с гуннов и герулов королей, и который постепенно превратился в легенды, известные со скандинавского периода. Крэг говорит, что это также согласуется с Иннглингами, и он приводит доводы в пользу многих сходств в именах, людях и событиях.

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Finnur Jonsson : Ден олднорске и олдисландские литературные истории. Første Bind. Г. Э. С. Гадс Форлаг. København 1920
  • Hägerdal, Hans: «Ynglingatal.: Nya perspektiv på en kanske gammal text» I: HumaNetten ; № 15, 2004 г. Опубликовано Institutionen för humaniora, Växjö Universitet
  • Janson, Henrik: Templum nobilissimum, Adam av Bremen, Uppsalatemplet och konfliktlinjerna i Europa kring år 1075. Докторская диссертация
  • Göteborg.s 164>ISBN 9188614263
  • Краг, Клаус: «Vestfold som utgangspunkt for den norske rikssamlingen ». В: (3), 1990. с. 179-195
  • Краг, Клаус: «Ynglingatal str. 4 - omskrivningen «viljes borg» som dateringskriterium »В: Maal og minne nr 2, 2009
  • Лённрот, Ларс:« Смерть Домальди и миф о сакральном царстве », i J. Lindow et al. (красный), Структура и значение в древнескандинавской литературе (Оденсе, 1986). (Коллекция «Викинг»; 3) ISBN 87-7492-607-1
  • : «Ynglingatal», i Культуристориск лексикон для нордиск мидделалдер; bind 20 (Мальмё, 1976), стр. 362-363.
  • Пааше, Фредрик: Норвегия и острова, расположенные недалеко от города Мидделалдерен, Ашехуг, Осло, 1957 год
  • Сапп, CD: «Знакомства Ynglingatal. Хронологические метрические изменения в Квидухатре ». В: Skandinavistik 2002: 2, сторона 85-98
  • Schück, H.: «De senaste undersökningarna rörande ynglingasagan» I: [Svensk] Historisk tidskrift 1895: 1, side 39-88.
  • Снорре Стурлассон: Norges kongesagaer, перевод Анн Хольтсмарк и Дидрик Аруп Сеип. Gyldendal, Oslo 1979
  • Steinsland, Gro: Det hellige bryllup og norrøn kongeideologi: en analysis av hierogami-myten i Skírnismál, Ynglingatal, Háleygjatal og Hyndluljóð. Solum forlag, 1991. Докторская диссертация, Universitetet i Oslo 1989
  • Steinsland, Gro: Norrøn Relief. Myter, riter, samfunn. Осло 2005. ISBN 82-530-2607-2
  • Сандквист, Улоф: потомок Фрейра. Правители и религия в древнем обществе свеа. Uppsala Universitet 2002. (Historia Religium; 21) ISBN 91-554-5263-9 (Avisomtale: «Snorre Sturlasson återupprättas» ; Svenska Dagbladet, 14 марта 2004 г.)
  • Wallette, Anna: Sagans svenskar, synen på vikingatiden och de isländska sagorna до 300 евро. Докторская диссертация, Lunds University 2004 ISBN 91-9752-220-1
  • Ynglingatal
  • áttr Ólafs Geirstaa álfs. В: Fornmanna sögur, volum I. Konungliga norræna forfreda felags, Kaupmannahøfn 1835
  • Åkerlund, Walter: Studier över Ynglingatal (Lund 1939) (Skrifter utgivan af Vetenskaps-societeten <312 ;>23 276>Портал искусств
  • icon Портал общества
  • Литературный портал
  • flag Портал Норвегии
  • flag Портал Швеции
Последняя правка сделана 2021-06-22 13:42:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте