Ицхок Хатнер

редактировать
Раввин. Ицхок Хатнер
Р. Хатнер (Пурим).jpg Ицхок Хатнер на праздновании Пурим в своей ешиве
Личное
Родился1906. Варшава, Конгресс Польша, Российская Империя (ныне Польша )
Умер28 ноября 1980 (1980-11-28) (74 года). Иерусалим
РелигияИудаизм

Ицхок (Исаак ) Хатнер (иврит : יצחק הוטנר; 1906–1980) был американским православным раввином и рош ешива (

Родом из Варшавы, Хатнер сначала изучил Тору в Слабодке. Затем он отправился в Подмандатную Палестину где он стал учеником Авраама Исаака Кука и чудом избежал резни в Хевроне 1929 года. После этого Хатнер вернулся в Европу, где подружился с Джозефом Б. Соловейчиком и Менахем Мендель Шнеерсон, поддерживая дружбу с обоими долгое время после того, как они все учредили свои собственные институты в Соединенных Штатах.

Хатнер долгое время был деканом иешивы раввина Хаима Берлина в Бруклине, штат Нью-Йорк, более старого учреждения, которое выросло под его руководством. Педагогический стиль Хатнера представлял собой смесь хасидских и миснагдических элементов происхождения его собственной семьи. Его беседы, называемые маамарим, содержали элементы талмудического дискурса, хасидского тиш и философской лекции. Хотя его титул был рош ешива, стиль руководства Хатнера больше напоминал стиль руководства ребе, ожидавшего верности от своих последователей.

В последние годы своей жизни Хатнер основал ешиву Пачад Ицхок в Иерусалиме, названную в честь его собственного великого произведения. Во время одной из его поездок туда самолет Хатнера был захвачен террористами Народного фронта освобождения Палестины в ходе угонов поля Доусона, которые он выжил.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Раввин и педагогическая карьера
    • 2.1 Методология
  • 3 Отношения с другими раввинами
  • 4 Похищение TWA
  • 5 Опубликованные работы
  • 6 Известные студенты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Хутнер родился в Варшаве, Польша в семье имеющий как гер хасидские, так и нехасидские литовские еврейские корни. В детстве он получил частные инструкции по Торе и Талмуду. Подростком он был зачислен в Слабодскую ешиву в Литве, возглавляемую Носоном Цви Финкелем, где он был известен как «Варшавский Иллюи» (Гений Варшавы).

В 1925 году, получив прочную основу в Талмуде, Хатнер присоединился к группе из ешивы Слабодка, которая основала Хевронскую ешиву в Подмандатной Палестине. Он проучился там до 1929 года, едва избежав резни в Хевроне в 1929 году, потому что уехал на выходные. Затем Хатнер вернулся в Варшаву, чтобы навестить своих родителей. Затем он переехал в Германию, чтобы изучать философию в Берлинском университете, где он подружился Йозеф Б. Соловейчик и Менахем Мендель Шнеерсон, двумя будущими раввинскими лидерами. учится в Берлине. В 1932 году он написал книгу под названием «Торат ха-Назир», текст, посвященный законам назорейства.

. В 1933 году Хатнер женился на Маше Липшиц в Кобрине. Она родилась в Слуцке и выросла в США. В том же году пара отправилась в Подмандатную Палестину, где оставалась около года. Хатнер воссоединился со своим наставником Авраамом Исааком Куком и завершил свое исследование и написание своего Ковец Хаарос на комментарий Гилеля бен Элиакима к мидраше сифра.

раввин и педагогическая карьера

ешива рабейну Хаим Берлин.

В марте 1934 года Хатнер переехал в Соединенные Штаты (его жена опередила его на шесть месяцев) и поселился в Бруклине, где Хатнер поступил на факультет школы раввина Якоба Иосифа. Где-то между 1935–1936 гг. Он был назначен офис-менеджером недавно созданного отделения средней школы иешивы раввина Хаима Берлина, известного как Месивта иешива раввин Хаим Берлин. В 1940 году, получив разрешение от рошской ешивы Яаков Моше Шуркин, он начал вести занятия на 4-м курсе средней школы. Основанная в 1904 году, это была самая старая начальная ешива в Бруклине. За эти годы он создал в ешиве пост-среднюю школу бет мидраш и стал старшей рош-ешивой ешивы раввина Хаима Берлина. В этом ему помогал Шрага Фейвел Мендловиц, возглавлявший бруклинскую ешиву Тора Водаас. Хатнер смог создать среду, которая воспитывала молодых талмудистов по образцу своих соотечественников в Восточной Европе. К 1940 году он основал биф-мидраш после окончания средней школы с сотнями студентов.

Тем не менее, в Хаиме в Берлине студентам разрешалось совмещать учебу в ешиве с дневными и вечерними занятиями в колледже, в основном Бруклинский колледж и позже Туро-колледж. Хатнер очень гордился светскими достижениями своих учеников, поскольку они вписывались в его видение материального мира, управляемого принципами духовного образа жизни Торы. Один из его ближайших учеников, Исраэль Кирцнер, экономист, который редактировал письменные работы Хатнера, Пачад Ицхок. Многие из учеников Хатнера получили докторские степени, часто с его благословения и руководства, в том числе его дочь и единственный ребенок, Брурия Дэвид, получившая докторскую степень в Колумбийском университете ' s факультет философии в качестве ученика Сало Барона. Впоследствии она основала и стала деканом Бейт Иаков из Иерусалима, известной еврейской женской семинарии, которая обслуживает молодых женщин из семей харедим в Соединенных Штатах. В ее диссертации обсуждалась двойная роль Цви Хирша Чайеса как традиционалиста, так и маскила (последователя просвещения ).

В список также входят Арон Соловейчик (закон) рош ешива, Аарон Лихтенштейн (литература) рош ешива и Ицхак Ахарон Корфф (закон, международное право и дипломатия). Многие выпускники ешивы Хатнера добились успеха в качестве адвокатов, бухгалтеров, врачей и в области информационных технологий.

В 1950-х годах он основал kollel (отдел аспирантуры для женатых ученых), чтобы продолжить работу. их глубокие талмудические исследования. Эта школа, Колель Гур Арье, была одной из первых школ такого рода в Америке. Многие из его учеников стали известными раввинами в области образования, пропаганды и кафедры. Он поддерживал с ними связь и принимал участие в принятии важных решений в области общественной политики, работая через свою сеть учеников на руководящих должностях.

Хатнер основал ешиву Пачад Ицхок в Хар Ноф, Иерусалим, который он назвал в честь своей одноименной книги. Он умер в 1980 году и был похоронен на еврейском кладбище на Масличной горе в Восточном Иерусалиме.

Методология

Методология и стиль Хатнера были сложными, противоречивыми и трудными для классификации.. Уделяя большое внимание интеллектуально проницательному изучению и анализу Талмуда, эмоционально он склонялся к хасидскому стилю, и даже больше, чем его коллеги по литовскому стилю считали Миснагдим терпеть. Суть его синтеза различных школ еврейской мысли была основана на его исследованиях учения Иуды Лева бен Бецалеля (1525–1609), ученого и мистика, известного как Махараль из Праги. Различные столпы системы мышления Хутнера, вероятно, были трудами Виленского Гаона и Моше Хаима Луццатто. Он только в самых общих чертах называл других великих мекубалим (мистиков), таких как Баал Шем Тов, Ари, Шнеур Залман из Лиади, Мордехай Йосеф Лейнер из Избица и многие другие великие хасидские мастера, так же как он поступил с работами Каббалы, такими как Зоар.

Хутнер инициировал ряд изменений в ешиве раввин Хаим Берлин, который сильно отличался от мусарской (этической) ешивы в Слабодке. Он отменил получасовую сессию изучения мусара и заменил ее одной из десяти или пятнадцати минут.

Хатнер считал светское обучение необходимым для учебы в колледже, изучения профессии и самообеспечения. Вместе с Шрагой Фейвелом Мендловицем он получил хартию от Попечительского совета штата Нью-Йорк на создание объединенной ешивы и колледжа. Однако от этого плана отказались по настоянию Аарона Котлера.

Хатнер разработал стиль празднования Шаббата и еврейских праздников, выступая с дискурсом, известным как мэм. Это было сочетание талмудического дискурса, хасидского празднования (тиш ), философской лекции, группового пения и, когда это было возможно, как в Пурим, десяти пьес. оркестр был привлечен в качестве аккомпанемента. Много раз всю ночь пели и танцевали. Все это вместе с уважением к его авторитету, которое он требовал, побудило в его учениках послушание и нечто вроде «повышенного сознания», которое вошло в их жизнь, превратив их в буквальных хасидов их рош-ешивы, которые, в свою очередь, поощряли это своим в конечном итоге лично облачился в хасидскую одежду (левуш) и вел себя как нечто вроде синтеза между рош-ешивой и ребе. Он также проинструктировал некоторых своих учеников поступать так же.

Отношения с другими раввинами

Во время своего пребывания в Палестине Хатнер стал учеником Авраама Исаака Кука, первого главный раввин Палестины, с которым он был дальним родственником. Оба мужчины обладали философским и мистическим складом ума, делавшим их родственными душами. Как и Кук, молодой Хатнер со временем развил теплое отношение к нерелигиозным евреям, которые стремились стать более религиозными. После того, как Кук стал ассоциироваться с движением Мизрахи, Хатнер начал дистанцироваться от него. Несмотря на это, Хантер поддерживал теплые отношения с сыном и наследником Кука Цви Иегуда Кук и другими выдающимися учениками Кука, такими как Моше-Цви Нерия. Хатнер в конечном итоге стал членом несионистского харедим Моэцес Гедолей ха-Тора (Совет мудрецов Торы) из Агудат Исраэль Америки после иммиграции в Соединенные Штаты.

В работе Хатнера «Пачад Ицчок» нет явных ссылок на Кука. Некоторые из первых учеников Хатнера вспоминают длинные комментарии Хатнера относительно Кука. Элиэзер Вальдман сказал, что Хатнер сказал им, что «Рав Кук был в 20 раз сильнее тех, кто выступал против него». Точно так же Моше Цви Нерия услышал, как Хатнер сказал, что «если бы я не встретил Рава Кука, мне не хватало бы 50% себя».

Во время пребывания в Берлине Хантер подружился с Менахемом Менделем. Шнеерсон и Джозеф Б. Соловейчик. Эти трое поддерживали тесные личные отношения на протяжении всей своей жизни, хотя каждый из них заметно отличался в Торе hashkafa (weltanschauung ). Тем не менее, каждый разработал уникальный мост и синтез между восточноевропейским мировоззрением и западноевропейским образом мышления. Это позволило им успешно служить духовными лидерами после того, как каждый из них иммигрировал в Соединенные Штаты Америки.

Ссылаясь на анонимный источник, Хиллель Голдберг утверждает, что Хатнер стал яростным критиком хасидской группы Хабад-Любавич и группы хасидов. «культ личности», созданный вокруг Шнеерсона. Однако есть свидетельства того, что он регулярно переписывался со Шнеерсоном на протяжении всей своей жизни, выясняя его взгляды на различные галахические, хасидские и каббалистические темы, а иногда и прося его благословения. У Хатнера также было несколько длительных частных аудиенций со Шнеерсоном, во время которых они общались в течение долгих периодов времени.

Сообщается, что Хатнер запретил своим студентам посещать лекции Соловейчика. В то же время он назначил младшего брата Соловейчика, которого он обучал в Варшаве, Арон Соловейчик (позже возглавил свою иешиву в Скоки около Чикаго, штат Иллинойс ) в качестве главы собственной ешивы раввина Хаима Берлина. Арон Соловейчик получил степень доктора в юриспруденции в Нью-Йоркском университете одновременно с чтением лекций в ешиве Хатнера раввин Хаим Берлин.

В начале 1940-х годов Хатнер попросил своего друга из Слабодки, Саула Либермана, стать деканом и лектором Талмуда в ешиве раввин Хаим Берлин. Вместо этого Либерман принял предложение Еврейской теологической семинарии Америки (JTSA), семинарии консервативного иудаизма.

. У Хатнера был ряд разногласий с некоторыми религиозными учеными, которые преподавали в его ешиве.. Эти споры обычно касались не идеологии, а позиций в школе. Он сменил многих старших раввинов, которые были его современниками, в пользу своих учеников. Среди них раввины Прусскин (двоюродный брат его жены), Голдстоун, Шуркин, Сноу и другие. Хотя Хатнер, судя по всему, был довольно тверд в своих взглядах, он не устоял перед тем, чтобы просить прощения у тех, кого он обижал, даже когда они инициировали нападения на него и принимать примирительный тон.

Хатнер назначил Слабодка иешива образовал Авигдора Миллера как Машгиаха ручани («духовный наставник и руководитель») ешивы. После того, как ешива переехала в Фар-Рокавей, штат Нью-Йорк, в 1960-х годах, Миллер ушел со своей должности из-за трудностей, связанных с ежедневной поездкой на работу из Бруклина.

Угон самолета TWA

В конце 1960-х он начал чтобы снова посетить Израиль, планируя построить там новую ешиву. 6 сентября 1970 года он, его жена, дочь и зять Йонасан Дэвид возвращались в Нью-Йорк на TWA рейсе 741, когда их рейс был угнан палестинской террористической организацией НФОП. Террористы освободили пассажиров-неевреев и в течение недели держали пассажиров-евреев в заложниках в самолете, после чего женщин и детей отпустили и отправили на Кипр. Впоследствии угнанные самолеты были взорваны. Остальные 40 с лишним мужчин-евреев, включая Хатнера, Дэвида и двух студентов, сопровождавших Хатнера, Меир Фунд и Яаков Дрилман, и мужской летный экипаж по-прежнему были заложниками в Аммане, Иордании ; Хатнера держали одного в изолированном месте, пока евреи всего мира молились о его благополучном освобождении. Террористы попытались отрезать ему бороду, но были остановлены их командирами. Хатнер воссоединился с остальными заложниками 18 сентября и, наконец, был освобожден 26 сентября и вместе с членами своей семьи улетел в Никосию, Кипр. Израильский Кнессет Депутат Менахем Поруш зафрахтовал частный самолет, чтобы встретиться с Хатнерами в Никосии, а Вилли Фроммер, бывший студент, дал ему свою рубашку и талит катан, так как талит Хатнера тфилин, рубашка, куртка и шляпа были конфискованы во время его трехнедельного испытания. Поруш сообщил, что Хатнер также потерял 20 килограммов (44 фунта), и его ученики выглядели так же истощенными. 28 сентября Хатнер и его группа вылетели обратно в Нью-Йорк через Европу и были дома как раз к первой ночи Рош ха-Шана.

Опубликованная работа

В 1938 году Хатнер опубликовал небольшой буклет. из галахических (иудейских законов) решений, взятых из Сифры, но не упомянутых в Вавилонском Талмуде. Много лет спустя он опубликовал то, что считается его magnum opus, и назвал его Пачад Ицхок, («Страх [Исаака]», что означает Бог, которого Исаак [имел ] боялись). Он назвал свое мировоззрение Hilchot Deot Vechovot Halevavot («Законы [идей]» и «Обязанности [] сердца») и написал поэтическим модернистским стилем иврит, напоминающий своего первоначального наставника Авраама. Стиль Исаака Кука, хотя почти все оригинальные лекции Хатнера были прочитаны на идиш.

Известные студенты

Он был наставником деятелей современного еврейского просвещения, таких как Дэвид Вайс Халивни, который стал видным ученым в JTSA консервативного иудаизма. Другой был двоюродным братом Шломо Карлебаха, который был назначен машгиах ручани (духовным руководителем) в ешиве Хаима в Берлине, но в 1970-х годах разделился с Хатнером по политическим вопросам. Они оба были выжившими в Холокосте, которых Хатнер взял на себя, чтобы воспитать как своих собственных «сыновей» вместе с другими в аналогичных обстоятельствах. Известно, что Хатнер отдал семиху Карлебаху в те дни, когда последний был еще с Любавичем.

Среди других учеников были Йонасан Давид (его зять) и Аарон Шехтер, его преемники как рош ешивы ешивы раввина Хаима Берлина; Аарон Лихтенштейн, зять Иосифа Б. Соловейчика и рош-ешивы ешиват Хар-Эцион в Израиле; Пинхас Столпер из Ортодоксального союза и основатель NCSY, который следовал указаниям Хатнера при создании этого молодежного просветительского движения; Яаков Фейтман, выдающийся раввин, бывший президент Совета раввинов «Молодой Израиль» и распространитель взглядов Хутнера; Шломо Фрейфельд, который основал одну из первых ешив полного дня для баал тшува студентов в мире; Джошуа Фишман, руководитель и исполнительный вице-президент Тора Умесора Национального общества дневных школ на иврите; Яаков Перлоу, Новоминский Ребе из Боро Парк ; и Ной Вайнберг основатель и глава Айш Хатора и его брат Яаков Вайнберг из Иешивы Нер Исраэль в Балтиморе.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-22 13:37:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте