Раввин Исраэль Мендель Каплан или Исраэль Мендель Каплан (14 апреля 1913 - 4 апреля 1985), известный как «Реб Мендель », служил учителем в Еврейском богословском колледже в Чикаго и в Филадельфийская ешива для многих мужчин, которые должны были стать лидерами ортодоксального американского еврейства.
Исраэль Мендель Каплан родился в 1913 году в Барановичах, Польша (ныне Барановичи, Беларусь) в семье Авраама и Эстер Каплан. Авраам был юристом, а Эстер занималась общественными работами: собирала средства для ешивы, кормила бедняков и так далее.
После бар-мицвы он был зачислен в ешиву раввина Эльхонона Вассермана. Он считался очень многообещающим учеником и был назначен в качестве партнера по учебе сына Вассермана Нафтали. Позже он учился и в Мирской ешиве.
Во время учебы в Мире он женился на Саре Байле Гутман (р. Новогрудок, 1910 г. - г. Нью-Йорк, 12 марта 2008 г.), дочь раввина Цви Хирша Гутмана, администратора ешивы в Барановичах. Когда раввин Гутман искал себе пару, он спросил раввина Эльхонона Вассермана о ряде перспектив. Реб Эльхонон рекомендовал Каплана. Когда раввин Гутман стал на него нажимать: «Разве твой собственный сын Нафтоли не стал немного лучше?» Реб Эльхонон ответил: «Мой Нафтоли хороший мальчик, но он не соответствует Менделю». (Greenwald 1995: 31)
У них было шестеро детей:
В конце 1939 г., немецкое вторжение в Польшу настигло Польшу, и евреи Барановича спаслись бегством. Вассерман посоветовал своим ученикам ешивы перегруппироваться в тогда еще независимой Вильно, Литве Каплан и его семья переехали туда, и Каплан учился там у раввина Ицхака Зева Соловейчика. В июне 1940 года, когда Советский Союз оккупировал Вильно, еврейская жизнь стала невыносимой. Мир ешивы и другие беженцы там, Каплан запросил визу, чтобы позволить ему бежать от нацистов и советской власти. Он получил визу де-факто в пункте назначения от голландского консула, но не смог получить необходимую транзитная виза от вице-консула Японии Чиуне С. угихара, который позволит его семье объехать Японию в ожидании конечного, истинного пункта назначения. (Greenwald 1995: 38)
Семья, тем не менее, села на поезд до российского портового города Владивосток. Его сын Хаим Озер родился в поезде. Войдя на территорию Японии на лодке, Каплан ожидал депортации обратно в Россию и, в конечном итоге, Сибирь. Японские официальные лица подстрекали его к предъявлению любой визы, и он неохотно показал им явно подделанную транзитную японскую визу. Необъяснимым образом на нем была печать и принято, и семья отправилась в Кобе, а затем в Шанхай. (Greenwald 1995: 39–40)
Его сын Шимон родился в Шанхае, а его средний сын Хаим Озер заболел и умер там.
Каплан прибыл в Америку после войны и переехал в Чикаго, где его брат, раввин Герцль Каплан, преподавал в чикагской ешиве, которая впоследствии стала Еврейским теологическим колледжем. Реб Мендель принял там преподавательскую должность, хотя его ученики говорили по-английски, а его английский еще не был освоен. Он покорил студентов, предложив «научить их читать Chicago Tribune, если они научат его читать по-английски». Его проницательность в мировых делах и чтение между строк ежедневной газеты (даже когда ему требовалась помощь с языком) снискали ему уважение его ученика. (Greenwald 1995: 44)
Когда его девочки были достаточно взрослыми для старшей школы, его жена переехала с ними в Бруклин Нью-Йорк, чтобы они могли посещать среднюю школу для еврейских девочек в Вильямсбург. Каплан основал Kaplan's Winery Corporation, производящую традиционное кошерное Concord вино, чтобы пополнить свой доход и покрыть расходы на обучение дочери. (Greenwald 1995: 47)
К 1965 году Каплан присоединился к своей семье в Нью-Йорке, и его пригласили начать преподавать первый уровень пост-средней школы в Талмудическая ешива Филадельфии. Он согласился на эту должность, жил в общежитии и каждые выходные ездил к жене и семье в Бруклин. Он оставался в школе и преподавал на том же уровне до своей смерти 4 апреля 1985 года. Раввин Яаков Каменецкий прокомментировал: «Ахза Кунц (Какой подвиг!) Он больше, чем знаменитый Рошей Иешива, и он все еще может спокойно работать под руководством молодых людей ». (Greenwald 1995: 48–49)