Инь и Ян

редактировать
Философская концепция дуализма в древнекитайской философии

Инь и Ян
Инь и янь.svg Символ Инь и Ян
Китайское имя
Традиционный китайский
Упрощенный китайский
Буквальное значение«темно-яркий»
вьетнамское имя
вьетнамское Âm dương
Hán-Nôm 陰陽
корейское имя
хангыль
ханджа 陰陽
Японское имя
Кандзи 陰陽
Хирага na い ん よ う, お ん よ う, お ん み ょ う

In Древняя китайская философия, инь и ян (и ; Китайский : yīnyáng, букв. «темный-яркий», «отрицательный-положительный») - это концепция дуализма, описывающая, как кажущиеся противоположными или противоположные силы на самом деле могут быть дополнительными, взаимосвязанными и взаимозависимыми в естественном мире, и как они могут давать возвышаются друг к другу, поскольку они взаимосвязаны друг с другом. В китайской космологии Вселенная творится из первичного хаоса материальной энергии, организованной в циклы Инь и Ян и сформированных в объекты и жизни. Инь - восприимчивый, а Ян - активный принцип, проявляющийся во всех формах изменений и различий, таких как годовой цикл (зима и лето), ландшафт (тень на севере и яркость на юге), половая связь (женщина и мужчина)., формирование как женщин, так и мужчин как персонажей и социально-политическая история (беспорядок и порядок).

В китайской космологии существует различная динамика. В космологии, относящейся к Инь и Ян, материальная энергия, из которой эта вселенная создала себя, также называется ци. Считается, что организация ци в космологии Инь и Ян сформировала множество вещей. К этим формам относятся люди. Многие природные двойственности (такие как свет и тьма, огонь и вода, расширение и сжатие) считаются физическими проявлениями двойственности, символизируемой инь и ян. Эта двойственность лежит в основе многих ветвей классической китайской науки и философии, а также является основным ориентиром традиционной китайской медицины и центральным принципом различных форм Китайские боевые искусства и упражнения, такие как багуачжан, тайцзицюань (тайцзи) и цигун (цигун), а также появляется на страницах И Цзин.

Понятие двойственности можно найти во многих областях, таких как Практические сообщества. Термин «дуалистический монизм» или диалектический монизм был придуман в попытке выразить этот плодотворный парадокс одновременного единства и двойственности. Инь и Ян можно рассматривать как взаимодополняющие (а не противодействующие) силы, которые взаимодействуют, образуя динамическую систему, в которой целое больше, чем собранные части. Согласно этой философии, все имеет аспекты как инь, так и ян (например, тень не может существовать без света). Любой из двух основных аспектов может сильнее проявляться в конкретном объекте, в зависимости от критерия наблюдения. Инь-янь (т.е. символ тайцзиту ) показывает баланс между двумя противоположностями с частью противоположного элемента в каждой секции.

В даосской метафизике различия между добром и злом, наряду с другими дихотомическими моральными суждениями, являются перцептивными, а не реальными; Итак, двойственность инь и янь - неделимое целое. С другой стороны, в этике конфуцианства, особенно в философии Дун Чжуншу (c.2 век до н.э.), идея инь и янь связана с нравственным измерением.

Содержание

  • 1 Лингвистические аспекты
    • 1.1 Персонажи
    • 1.2 Произношения и этимология
    • 1.3 Значения
    • 1.4 Топонимия
    • 1.5 Заимствованные слова
  • 2 История
    • 2.1 Китайские гендерные роли
  • 3 Природа
  • 4 Символизм и важность
    • 4.1 И Цзин
    • 4.2 Тайцзиту
    • 4.3 Тайцзицюань
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Цитируемые работы
  • 7 Внешние ссылки

Лингвистические аспекты

Эти китайские термины инь 陰 или 阴 «тёмная сторона» и ян 陽 или 阳 «солнечная сторона» поддаются лингвистическому анализу с точки зрения китайского языка. символы, произношения и этимология, значения, топография и заимствованные слова.

Символы

" Инь-янь "в шрифте печати (вверху), традиционных (посередине) и упрощенных (внизу) китайских иероглифах

Традиционные китайские иероглифы и для слов yīn и yáng оба классифицируются как радикально-фонетические символы, объединяя семантически значимые "курган; холм "радикал или с фонетическими указателями инь и ян . Первый фонетический инь « облачно » идеографически объединяет цзинь "сейчас; настоящее »и юн « облако », обозначающее« 今 присутствие 云 облаков ». Второй фонетический ян « яркие »особенности « солнце компонент. Этот фонетический смысл расширяется радикалом «солнце» до yáng 暘 «восходящее солнце; солнышко ».« Курган; холм "радикал 阝 полные формы семантически определяют yīn 陰" темная / темная сторона холма "и yáng 陽" солнечная / светлая сторона холма ".

Упрощенные китайские иероглифы и для yīn и yáng объединяют один и тот же радикал «холм» non с нефонетическим yuè «луна» и rì «солнце», графически обозначая « тенистая сторона холма »и« солнечная сторона холма ». Сравните классические китайские названия (которые содержат tài « великий ») этих двух небесных тел: Tàiyīn 太陰 «луна» и Tàiyáng 太陽 «солнце».

Произношения и этимологии

Современное стандартное китайское произношение 陰 или阴 обычно первый уровень тон инь "тенистый; облачный "или иногда падающий четвертый тон инь" в укрытие; тень », а 陽 или 阳« солнечный »всегда произносится с повышением второго тона ян.

Синологи и исторические лингвисты реконструировали среднекитайское произношение на основе данных (7 век н.э.) Qieyun словарь рифм и более поздние таблицы рифм, которые впоследствии использовались для реконструкции древнекитайской фонологии из рифм в (11-7 вв. До н.э.) Шицзин и фонологические компоненты китайских иероглифов. Реконструкции древнекитайского пролили свет на этимологию современных китайских слов.

Сравните эти среднекитайские и древнекитайские языки (со звездочкой)) реконструкции инь 陰 и ян 陽:

Шуесслер дает вероятные сино-тибетские этимологии обоих китайских языков. слова.

Инь < *ʔəm compares with бирманский ʔum "облачно; облачный ", Ади мук-джум" тень "и Лепча со'йǔм" тень "; и, вероятно, родственно китайскому àn < *ʔə̂mʔ «тусклый; мрачный» и qīn < *khəm «одеяло».

Ян < *laŋ compares with Lepcha a-lóŋ "reflecting light", Burmese laŋ "be bright" and ə-laŋ "light"; and is perhaps cognate with Chinese chāng < *k-hlaŋ «процветающий; яркий» (сравните ареал такие слова, как Tai plaŋ «яркий» и прото- Viet-Muong хла). К этому семейству слов Unger (Hao-ku, 1986: 34) также относится bǐng < *pl(j)aŋʔ "bright"; however Schuessler reconstructs 炳s Old Chinese pronunciation as *braŋʔ and includes it in an австроазиатское семейство слов, помимо liàng < *raŋh shuǎng < *sraŋʔ "twilight (of dawn)"; míng < mraŋ «яркий, стань светом, просвети»; из-за «различного начального согласного ОС, который, кажется, не имеет распознаваемой морфологической функции ОС».

Значения

Инь и ян являются семантически сложными словами.

Китайско-английский словарь Джона ДеФрэнсиса дает следующие эквиваленты перевода:

Инь 陰 или 阴 Существительное ① [философия] негативный / пассивный / женский принцип в природе ② Фамилия Связанная морфема ① луна ② заштрихованная ориентация ③ скрытая; скрытый; скрытый ④ ⑦ негативный ⑧ северная сторона холма ⑨ южный берег реки ⑩ обратная сторона стелы ⑪in intaglio статический глагол ① пасмурно

Ян 陽 или 阳 связанная морфема ① [китайская философия] положительный / активный / мужской принцип в природе солнце ④ в рельефе ⑤ открытый; явное ⑥ принадлежность к этому миру ⑦ [лингвистика] мужской род ⑧ южная сторона холма ⑨ северный берег реки

соединение иньян 陰陽 или 阴阳 означает «инь и янь; противоположности; древняя китайская астрономия; оккультные искусства; астролог; геомант и т. д. ".

синолог Рольф Штайн этимологически переводит китайский инь 陰 «тёмная сторона (горы)» и ян 陽 «солнечная сторона (горы)» с необычные английские географические термины убак «тенистая сторона горы» и адрет «солнечная сторона горы» (которые имеют французское происхождение ).

Топонимия

Многие китайские топонимы или топонимы содержат слово ян "солнечная сторона", а некоторые содержат слово инь "темная сторона". В Китае, как и везде в Северном полушарии, солнечный свет идет преимущественно с юга, и, таким образом, южная сторона горы или северный берег реки будут получать больше прямого солнечного света, чем противоположная сторона.

Ян относится к «южной стороне горы». холм "в Хэнъян 衡陽, который к югу от горы Хэн 衡山 в провинции Хунань, и на« северном берегу реки »в Лоян 洛陽, который расположен к северу от реки Ло 洛河 в Хэнань.

. Точно так же инь означает «н. ортогональная сторона холма »в Хуаине 華陰, что к северу от горы Хуа 華山 в провинции Шэньси.

В Японии символы используются на западе Хонсю для обозначения северной стороны области Саньин 山陰 с южной стороны Область Санъю 山陽, разделенная горами Тюгоку 中国 山地.

Заимствованные слова

английский инь, ян и инь-ян знакомы заимствованными словами из Китайское происхождение.

В Оксфордском словаре английского языка определяется:

инь (jɪn) Также инь, Yn. [Китайский оттенок инь, женский; луна.]

a.В китайской философии женский или отрицательный принцип (характеризующийся тьмой, влажностью, холодом, пассивностью, распадом и т. д.) двух противостоящих космических сил, на которые разделяется творческая энергия и слияние которых в физической материи приносит феноменальный мир в бытие. Также аттриб. или как прил. и трансф. Ср. ян .

b.Комб., Как инь-ян, сочетание или слияние двух космических сил; частота атрибут, особенно как символ инь-ян, круг, разделенный S-образной линией на темный и светлый сегменты, представляющие соответственно инь и ян, каждый из которых содержит «семя» другого.

ян (jæŋ) Также Ян . [Китайский ян-янь, солнце, позитив, мужские гениталии.]

a.В китайской философии мужской или позитивный принцип (характеризующийся светом, теплотой, сухостью, активностью и т. Д.) Двух противоположных космических сил, на которые разделяется творческая энергия. и чье слияние с физической материей рождает феноменальный мир. Также аттриб. или как прил. Ср. инь .

b.Комб.: ян-инь = инь-янь s.v. инь б.

Для самых ранних записанных употреблений «инь и ян» OED цитирует 1671 год для инь и ян, 1850 год для инь-ян и 1959 год для ян-инь.

На английском языке, ян-инь (например, инь-ян) иногда встречается как ошибка или опечатка для китайского заимствования инь-янь, но они не являются эквивалентами. В китайском языке есть несколько словосочетаний янъинь , например 洋 銀 (букв. «Иностранное серебро») «серебряная монета / доллар», но даже нет наиболее полных словарей (например, Hanyu Da Cidian ) введите янъинь * 陽陰. Хотя ян и инь могут встречаться вместе в контексте, янъинь не является синонимом иньняна. Лингвистический термин «необратимый бином » относится к сочетанию двух слов AB, которые нельзя идиоматически перевернуть как BA, например, английские кошка и мышь (не * мышь и кошка) и друг или враг (не * враг или друг).

Точно так же обычный образец среди китайских биномиальных соединений - для положительного A и отрицательного B, где слово A преобладает или преобладает над B, например, tiandi 天地 «небо и земля» и nannü 男女 "женщины и мужчины". Иньян, означающий «темный и светлый; женский и мужской; луна и солнце», однако, является исключением. Ученые предложили различные объяснения того, почему иньян нарушает этот шаблон, в том числе «лингвистическое удобство» (легче сказать иньян, чем янъинь), идею о том, что «протокитайское общество было матриархальным», или, возможно, поскольку иньян впервые стал заметным во времена в конце периода Воюющих царств этот термин был «намеренно направлен на то, чтобы бросить вызов стойким культурным представлениям».

История

Нидхэм обсуждает Инь и Ян вместе с Пятью Элементами как часть Школа натуралистов. Он говорит, что было бы правильно начать с Инь и Ян перед Пяти Элементами, потому что первые «лежали как бы на более глубоком уровне в Природе и были самыми окончательными принципами, которые могли понять древние китайцы. так получилось, что мы знаем гораздо больше об историческом происхождении теории пяти элементов, чем об истоках инь и янь, и поэтому будет удобнее сначала разобраться с ней ». Затем он обсуждает Цзоу Янь (鄒衍; 305 - 240 до н.э.), который больше всего связан с этими теориями. Хотя Инь и Ян не упоминаются ни в одном из сохранившихся документов Цзоу Яня, его школа была известна как Инь Ян Цзя (Школа Инь и Ян). Нидхэм заключает: «Нет никаких сомнений в том, что философское использование этих терминов началось примерно с начало -4 века, и что отрывки в более старых текстах, в которых упоминается это использование, являются вставками, сделанными позже того времени ».

Китайские гендерные роли

Несмотря на то, что они используются в В современном контексте для оправдания эгалитаризма под понятием «необходимости» и инь, и янь на практике концепция инь и ян привела к оправданию патриархальной истории Китая. В частности, в конфуцианстве ян (как принцип солнца) считается выше «инь» (темный принцип), следовательно, мужчинам предоставляется правящая должность, а женщинам - нет, если только при некоторых замечательных обстоятельствах они не обладают достаточным Ян.

Природа

В даосской философии, тьма и свет, инь и янь появляются в Дао Дэ Цзин в главе 42. Это становится разумным. из начального состояния покоя или пустоты (wuji, иногда символизируемого пустым кружком) и продолжает движение, пока снова не будет достигнуто спокойствие. Например, если бросить камень в спокойный бассейн с водой, это одновременно вызовет волну и более низкие впадины между ними, и это чередование высоких и низких точек в воде будет излучаться наружу, пока движение не исчезнет, ​​и бассейн снова не станет спокойным. Таким образом, инь и ян всегда противоположны и равны. Далее, когда одно качество достигает своего пика, оно естественным образом начинает трансформироваться в противоположное качество: например, зерно, которое достигает своей полной высоты летом (полностью ян), дает семена и отмирает зимой (полностью инь) в бесконечном цикл.

Невозможно говорить об инь или ян без какой-либо ссылки на противоположное, поскольку инь и ян связаны вместе как части общего целого (например, не может быть нижнего стопы без верха). Способ проиллюстрировать эту идею состоит в том, чтобы постулировать понятие расы, состоящей только из женщин или только мужчин; эта раса исчезнет за одно поколение. Тем не менее, женщины и мужчины вместе создают новые поколения, которые позволяют расе, которую они создают вместе (и происходят из них), выжить. Взаимодействие этих двух порождает такие вещи, как мужественность. Инь и янь трансформируют друг друга: подобно отливу в океане, каждое продвижение дополняется отступлением, и каждый подъем превращается в падение. Таким образом, семя прорастет из земли и вырастет вверх к небу - внутреннее движение Ян. Затем, когда он достигнет своей полной потенциальной высоты, он упадет. Также рост верхушки ищет света, а корни растут в темноте.

Для выражения взаимодополняемости инь и ян использовались определенные крылатые фразы:

  • Чем больше передняя часть, тем больше задняя часть.
  • Болезнь - это путь к здоровью.
  • Трагедия превращается в комедию.
  • Катастрофы оказываются благословениями.

Символизм и важность

Инь - это черная сторона, а ян - белая. Отношения между инь и ян часто описываются как солнечный свет, играющий над горой и долиной. Инь (буквально «тенистое место» или «северный склон») - это темная область, закрытая громадой горы, а ян (буквально «солнечное место» или «южный склон») - ярко освещенная часть. Когда солнце движется по ней, небо, инь и ян постепенно меняются местами друг с другом, открывая то, что было затемнено, и затемняя то, что было обнаружено.

Инь характеризуется как медленный, мягкий, податливый, рассеянный, холодный, влажный и пассивный; и ассоциируется с водой, землей, луной, женственностью и ночным временем.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сосредоточенный, горячий, сухой и активный; и ассоциируется с огнем, небом, солнцем, мужественностью и днем.

Инь и ян также применимы к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее здоровье напрямую связано с балансом между инь и янские качества внутри себя. Если инь и ян становятся неуравновешенными, одно из качеств считается недостаточным или имеет пустоту.

И Цзин

В И Цзин исходный текст Это руководство по гаданию периода Западного Чжоу (ок. 1000–750 г. до н.э.), инь и ян представлены пунктирными и сплошными линиями: инь прерван (⚋), а ян - сплошной (⚊). Затем они объединяются в триграммы, которые содержат больше ян (например, ☱) или больше инь (например, ☵) в зависимости от количества прерывистых и сплошных линий (например, ☰ - это сильно ян, а ☷ - сильно инь.), а триграммы объединяются в гексаграммы (например, ䷕ и ䷟). Относительное положение и количество линий инь и ян в триграммах определяет значение триграммы, а в гексаграммах верхняя триграмма считается ян по отношению к нижней триграмме, инь, что позволяет создавать сложные изображения взаимосвязей.

Тайдзиту

«символ тайцзи» (тайцзиту ).

Принцип инь и ян представлен тайцзиту (буквально «Схема Высшего Предельного ») Этот термин обычно используется для обозначения простой формы «разделенного круга», но может относиться к любой из нескольких схематических диаграмм, представляющих эти принципы, например, свастики, общей для индуизма, буддизма и джайнизма. символы также появились в других культурах, таких как кельтское искусство и римские знаки на щитах.

тайцзицюань

тайцзицюань (太极拳), форма боевого искусства, часто описаны как принципы инь и ян, применяемые к человеческому телу и телу животного. У Цзяньцюань, известный учитель китайских боевых искусств, описал Тайцзицюань следующим образом:

Разные люди предлагали разные объяснения названия тайцзицюань. Некоторые говорили: «С точки зрения понятия, нужно тренироваться от состояния движения к состоянию неподвижности. Тайцзи возникает через баланс инь и янь. С точки зрения искусства атаки и защиты, в контексте изменений полного и пустого, человек постоянно внутренне латентен, чтобы внешне не выражаться, как если бы инь и янь тайцзи еще не разделены на части ». Другие говорят: «Каждое движение тайцзицюань основано на кругах, как и форма тайцзиту. Поэтому это называется тайцзицюань.

— У Цзяньцюань, Международный журнал Тайцзи Чуань

См. Также

  • флаг Китайский портал

Ссылки

Сноски

Цитированные работы

  • Baxter, William H.; Сагарт, Лоран (2014). Старый китайский: новая реконструкция. Оксфорд: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-994537-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы на Инь Ян.
Найдите yin, yang или yin-yang в Викисловаре, бесплатный словарь.
Последняя правка сделана 2021-06-22 13:29:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте